«Это абсолютный рекорд не только для Christie’s, но и для всего арт-рынка, — заявил Гийом Черутти, исполнительный директор аукционного дома, о $8,4 млрд, полученных в 2022 году. — Мы находимся в сложных условиях, но цифры показывают устойчивость арт-рынка».
Открытые аукционные продажи принесли $7,2 млрд от общей суммы годового оборота, частные продажи — $1,2 млрд. За год Christie’s продал более 45 тыс. лотов, при этом средний показатель ухода лотов на торгах составил внушительные 85%.
В отличие от Sotheby’s, который впервые в этом году объединил свои аукционы недвижимости и коллекционных автомобилей с торгами произведений искусства и предметов роскоши, Christie’s остаются «пуристами». «Мы сосредоточены на продажах искусства и предметов роскоши, которые являются нашим основным бизнесом», — подчеркнул Гийом Черутти.
Произведения конца XIХ, XX и ХХI веков (от импрессионизма до современного искусства) внесли значительный вклад в оборот аукционного дома. Продажи только в этой категории составили $6,2 млрд, что на 21% больше, чем в прошлом году. Сумма оборота предметов роскоши выросла только на 2%; «классика» (живопись старых мастеров, предметы антиквариата и прикладного искусства) заработала на 37% больше, чем в 2021 году; оборот искусства Азии упал на 20%.
Пиком сезона стала продажа коллекции Пола Дж. Аллена, принесшая рекордные $1,6 млрд. И хотя практически все произведения из нее были, по сути, проданы заранее (имели «гарантию»), Черутти назвал эти торги «определяющим моментом для арт-рынка, для искусства и для филантропии». Впрочем, какие благотворительные организации получат деньги, Christie’s до сих пор не объявил.
Продажи этой и других коллекций, принадлежащих одному, и часто знаменитому, владельцу, проходили по большей части в Нью-Йорке и способствовали резкому росту — на 73% — объема продаж в Америке, которые в общей сложности составили $4,55 млрд. В Christie’s France заработали около $500 млн, что является рекордной суммой; при этом половину дохода, опять же, принесли продажи цельных коллекций, в том числе модного дизайнера Юбера Живанши.
Несмотря на ослабление азиатского рынка, что неудивительно при антиковидных ограничениях, которые все еще действуют в Китае, включая Гонконг, азиатские коллекционеры по-прежнему считаются главным источником роста, особенно когда речь идет о молодежи — покупателях-миллениалах.
Заглядывая в 2023 год, главный операционный директор Christie’s Бен Гор назвал то, что произойдет дальше, «вопросом на триллион долларов».