Фонд поддержки инноваций и молодежных инициатив при поддержке правительства Санкт-Петербурга в рамках программы «Новая культурная география» реализовал проект арт-мастерских. В них участвовали отобранные на конкурсной основе десятки студентов и недавних выпускников из разных вузов, которые под руководством известных художников создавали произведения современного искусства. Благодаря включению этих объектов в публичные пространства города, на карте Петербурга появились новые точки притяжения и развития туристских маршрутов.
Проект «Новая культурная география Санкт-Петербурга: арт-мастерские» стартовал в сентябре этого года. К концу декабря работа над объектами была полностью завершена. Сейчас их можно посетить самостоятельно или с арт-медиацией в часы работы пространств.
«Проект проходит в рамках направления „Новая культурная география“, над которым Фонд поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга работает не первый год. В 2021 году вышел экспертно-аналитический доклад о новых стратегиях развития города, общественной и культурной среды, — говорит Сергей Салкуцан, генеральный директор фонда. — Арт-мастерские — это проект, который мы запустили вместе с Комитетом по культуре Санкт-Петербурга в этом году в рамках развития этой большой инициативы. Наша главная цель — соединить на культурной карте города различные городские пространства, очень разные по типу организации: это и университетские „Точки кипения“, и социальный проект „Нормальное место“, и крупный дизайн-центр Design District DAA. Благодаря проекту площадки делятся своими аудиториями и расширяют представление жителей города о том, какие разные пространства работают в Санкт-Петербурге. Для нас также очень важно, что мы работаем со студенческой аудиторией: объединяя в совместной работе студентов из разных вузов, мы даем им возможность поработать с известными художниками-практиками, реализовать свои творческие идеи. Пройти весь путь — от концепции, согласования идей до реализации».
«Мне кажется значимым, что все проекты так или иначе связаны с историей или актуальным контекстом площадок, а также визуально вписаны в пространства, для которых они разрабатывались, — комментирует Наталья Хвоенкова, куратор проекта. — Участники исследовали, как методами искусства можно подсветить идентичность каждой локации, и, может быть, даже дали возможность самим площадкам посмотреть на себя глазами художников».
Серия мастер-классов для молодых художников и студентов творческих специальностей по созданию арт-объектов проходила в Петербурге на четырех площадках с сентября по декабрь. В ходе открытого конкурса организаторы отобрали по десять человек в четыре группы, с каждой из которых как менторы работали современные художники Артур Джаруллаев, Андрей Люблинский, Аня Слобожанина и арт-группировка BIOROBOTY019.
Площадка, на которой еще в начале декабря появились первые арт-объекты, — «Точка кипения — Промтехдизайн» на территории Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД). Два объекта — Overload и Safe Space — выполнены одной творческой командой. Ментором этой мастерской стала Аня Слобожанина, петербургская современная художница, работающая в жанре инсталляции и предметно-ориентированного искусства. Группа под ее руководством придумала и создала два взаимодополняющих объекта в очень сжатые сроки.
«Времени на работу было мало, и, чтобы сузить область поиска, я сразу задала ребятам тему: ошибка как часть процесса обучения, — рассказала The Art Newspaper Russia Аня Слобожанина. — Оба объекта — плоды их размышлений на эту тему. Студенты предложили десяток идей. Мы вместе продумывали все детали: как и куда объекты будут вписаны архитектурно, смысловой контекст, выбор материала. Все это надо было согласовать с владельцами площадки, потому что окончательное решение принимали они. Несмотря на то что проект корректировали четыре раза, никто из участников не отступил, все поддерживали друг друга».
Арт-объекты на площадке «Точка кипения — Промтехдизайн» — это две большие колонны. Одна из них, Overload, предлагает зрителям задуматься о проблемах выгорания, культа карьерных достижений и трудоголизма, которые в последнее время становятся реальным лицом поколения миллениалов. Колонна от пола до потолка покрыта стикерами с изображениями разных гаджетов. Если навести камеру на QR-код стикера, а затем на любое изображение на колонне, экран заполняют всплывающие окна с уведомлениями о необходимости отдыха, перезагрузки, путешествий.
Вторая колонна, Safe Space, покрыта объектами, похожими на игрушки из детской песочницы. Это визуализация понятия «песочница», знакомого специалистам IT-индустрии. Так называют площадку, где можно спокойно разрабатывать проекты или стартапы, не боясь совершить ошибку. Главная идея заключается в том, чтобы научить человека не страшиться критики и негативных оценок со стороны. С помощью эффекта дополненной реальности (AR) зритель может сыграть в игру и построить собственный замок. Пока идет строительство, на будущего владельца с разных сторон «нападают враги» — унизительные и обесценивающие фразы. Они разрушают замок, а игрок должен его защитить и достроить.
С середины декабря на территории социального пространства «Нормальное место» открыт арт-объект Flos campi filia temporis, что можно перевести как «Полевой цветок, дочь времени». Flos campi — ассоциация с Девой Марией, центральным женским образом христианской культуры. Filia temporis («дочь времени») предлагает осмыслить, насколько роль женщины в нашу эпоху отвечает современным ценностям, таким как инклюзия, принятие, разнообразие. Мастерскую провели участницы арт-группировки BIOROBOTY019 — художницы, выпускницы направления Art & Science в Университете ИТМО: Алена Королева, Марта Михайлова, Виктория Романова и Светлана Сидорова.
Арт-объект Flos campi filia temporis представляет собой панно, разделенное на три части: прошлое, настоящее и будущее. В каждой части использованы свои материалы и технологические приемы. Нити пряжи — символы традиционного женского ремесла в прошлом. Настоящее представлено зеркалами разных форм. Будущее — панно из мха, который на языке цветов означает материнскую любовь и милосердие.
«Это был для нас довольно напряженный опыт, — рассказала нам Светлана Сидорова. — Мы с коллегами-художницами впервые выступали в роли менторов. Конечно, нам очень помогали организаторы, но я искренне восхищаюсь нашими студентами. Они отлично отработали, проявили себя как настоящие современные художники».
Арт-объект «Инопланетяне» мастерской Андрея Люблинского, преподавателя Школы дизайна НИУ ВШЭ, обосновался на территории центра дизайна Design District DAA. Группа студентов под руководством ментора разработала две серии скульптур, изображающих жителей других планет.
Одна серия — объемные фигуры из дерева, другая — плоские силуэты, вырезанные из листа металла и согнутые по центру. Каждый персонаж из дерева — воображаемый житель одной из планет Солнечной системы. Его высота зависит от притяжения на планете: чем оно больше, тем ниже фигура. Плоские существа из металла не имеют привязки к физическим параметрам планет и открывают простор для фантазии.
Самый масштабный арт-объект этого проекта — «Трансформатор идей» — установлен в парке Политехнического университета на площадке Центра проектной деятельности молодежи «Точка кипения — Фаблаб». Четырехметровая модель трансформатора выполнена из обожженного, как бы обугленного дерева, закрепленного на металлическом каркасе. Светящиеся линии обмотки имеют индивидуальный рисунок, созданный по чертежам каждого из участников. По замыслу авторов объект символизирует напряженную мыслительную деятельность студентов: трансформатор улавливает потоки мысли и фантазий, усиливает их, а затем направляет на новые научные открытия и познание мира.
«В нашей команде были студенты из шести вузов, — рассказал ментор группы Артур Джаруллаев, художник, работающий с крупной скульптурной формой в металле. — У кого-то было базовое художественное образование, у кого-то — нет. Для меня в этом был особый драйв: как объединить таких разных людей для общей работы? Один из студентов откровенно сказал: „Я ничего не понимаю в современном искусстве, но очень хочу принять участие в проекте“. Меня это зажгло: если человеку так интересно, стоит постараться. Каждый из участников задавал свой ритм, темп; студенты сами придумали идею, название будущего объекта. И все сложилось очень органично, и объект вписался в контекст Политехнического университета».
«„Новая культурная география“ делает акцент на живых пространствах, притягивающих людей. Парк Политехнического университета связан с историей Северной столицы, здесь отражено развитие науки нашей страны. При этом очевидно, что классические пейзажи, сохраняя все свое величие, должны дополняться новыми эстетическими формами. „Трансформатор“ сделан из дерева — в этом историческом парке он не претендует на вечность, но создает ощущение момента времени, наполненности и осмысленности жизни», — отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин.
На этой инициативе проект «Новая культурная география Санкт-Петербурга» не заканчивается. Направление живет и развивается при поддержке различных частных игроков из сферы культуры и городских комитетов.
По мнению Сергея Корнеева, председателя Комитета по развитию туризма, «Новая культурная география» (или «Новая культурно-туристская география») — очень важное направление развития и для туристического сектора. По данным комитета, доля активно путешествующей молодежи в возрасте до 34 лет, приезжающей в Петербург, составляет 38%, из них 17% интересуются новыми объектами и площадками. «Новая культурная география» частично снимает нагрузку на классические достопримечательности, показывает современную динамичную жизнь города, способствует гармоничному распределению туристического потока.
«Любой современный путешествующий человек хочет почувствовать настоящую, сиюминутную жизнь города. Это всегда очень привлекательно, — уверен Сергей Корнеев. — Новые проекты позволяют дополнить облик города, в этом залог устойчивого развития туризма. Маршруты по новым культурным пространствам становятся популярными, и в этом большая заслуга „Новой культурной географии“».
Партнерский материал