18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Музей архитектуры отмечает 100-летие Общества изучения русской усадьбы

Неизвестный архитектор. Проект павильона с шатровым завершением. Середина XIX в. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Неизвестный архитектор. Проект павильона с шатровым завершением. Середина XIX в.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

В день 100-летия Общества изучения русской усадьбы, 22 декабря, в музее открывается выставка, посвященная основателю общества Владимиру Згуре и его коллекции графики

В Аптекарском приказе Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева на выставке «Среди коллекционеров» впервые показывают публике архитектурную графику, рисунки, планы конца XVIII — XIX века из личного собрания Владимира Згуры (1903–1927), историка и искусствоведа, одного из основателей Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ).

Монограммист Р.Ө.С. «Вид Витебска». Не позднее 1820 г. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Монограммист Р.Ө.С. «Вид Витебска». Не позднее 1820 г.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Интерес к старинным русским усадьбам возник в середине XIX века. В начале ХХ столетия им были посвящены многочисленные материалы в журналах «Старые годы» и «Столица и усадьба». Кажется странным, но интерес к ним не угас и после революции и Гражданской войны. Чем радикальнее была перестройка общества, тем больше находилось людей, желавших сохранить традиции и культуру.

Федор Соколов. Проект городской усадьбы Н.Д. Офрос в Чистом переулке в Москве. 1816. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Федор Соколов. Проект городской усадьбы Н.Д. Офрос в Чистом переулке в Москве. 1816.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Одним из ярчайших проявлений этого интереса стало Общество изучения русской усадьбы (1922–1930). В момент создания общества (22 декабря 1922 года) Владимиру Згуре было 19 лет, его другу и соратнику, искусствоведу Алексею Гречу — 23. Молодые люди были озабочены разрушением национализированных дворянских усадеб, которые они считали памятниками русского Просвещения, и ставили цель найти их и системно описать. В годы расцвета в ОИРУ входило около 100 человек. За 7 лет ими было исследовано приблизительно 160 подмосковных имений. Общество выпустило 16 сборников, проводило экскурсии, открытые заседания, музыкальные вечера, выставки. В 1926-м открыло курсы подготовки музейных работников. Как теперь становится ясно, была идея и создания коллекции общества (на некоторых листах, представленных на выставке, помимо штампа «Из собрания В.В.Згура», есть еще и штамп «О.И.Р.У.»).

Михаил Коринфский (Варенцов). Проект церкви. Не ранее 1819 г. Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
Михаил Коринфский (Варенцов). Проект церкви. Не ранее 1819 г.
Фото: Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева

Все лучшее, что попадалось в руки знатоков-искусствоведов и любителей старины, которые были членами ОИРУ, передавалось в музейные собрания, поэтому на первый взгляд листы из собрания самого Владимира Згуры кажутся незначительными. Это архитектурная графика конца XVIII — XIX века: планировки усадеб, дома и служебные постройки, садовые павильоны, церкви. Есть здесь и доморощенные чертежи, выполненные, вероятно, самими владельцами усадьб — любителями искусств или крепостными архитекторами (на выставке показаны проекты иконостасов неизвестных церквей). Важной частью экспозиции являются проекты архитектора московского ампира Афанасия Григорьева, монографию о котором Владимир Згура планировал написать.

В августе 1930 года НКВД ликвидировал ОИРУ за деятельность «вне всякой связи с задачами социалистического переустройства». Многие члены общества были репрессированы и погибли. Но Владимир Згура ушел из жизни раньше: летом 1927 года он утонул в Феодосии, ему было всего 24 года.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева, Аптекарский приказ
«Среди коллекционеров. К 100-летию основания Общества изучения русской усадьбы»
23 декабря — 26 февраля 2023

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+