В рамках многофункционального социального проекта «Друзья Петербурга», который ПАО «Газпром» реализует с 2020 года, состоялась творческая лаборатория, в которой приняли участие почти 20 студентов петербургских вузов. Будущие архитекторы, дизайнеры, урбанисты предложили интересные варианты развития одной из территорий стрелки Васильевского острова в контексте исторической значимости места и современных представлений о комфортной городской среде.
Проект «Друзья Петербурга» решает сразу несколько задач, важных для сохранения уникального культурного наследия города. Он инициирует создание проектов, одновременно сохраняющих историческую среду и способствующих развитию города. «Друзья Петербурга» поддерживает и продолжает лучшие традиции ленинградской школы реставрации, стимулирует профессиональный рост студентов и молодых специалистов.
Многофункциональный социальный проект ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» существует с 2020 года. Его миссия — содействие Санкт-Петербургу в сохранении его культурного наследия и исторической идентичности в современном мире. Он направлен на создание в городе уникальной творческой среды и проектов, способствующих сохранению историко-культурного наследия и развитию города, продолжению лучших традиций ленинградской школы реставрации, а также нацелен на поддержку профессионального роста студентов и молодых специалистов. В рамках проекта в октябре 2022 года прошел большой фестиваль. За два дня на 33 городских площадках состоялось более 250 мастер-классов, концертов, кинопоказов, экскурсий, лекций, лабораторий. Весь год в рамках проекта проходила программа «От города к миру. Великое посольство — проектирование будущего», состоявшая из образовательных поездок и практических лабораторий, в ходе которых студенты петербургских вузов смогли участвовать в решении актуальных вопросов по сохранению культурно-исторического наследия города. Итогом программы стала выставка «Петрополис», которая открыта до конца января 2023 года в Петропавловской крепости.
Студентам — участникам творческой лаборатории «Город своими руками» предстояло найти варианты преобразования исторически сложившейся территории, которые объединили бы разные институции с учетом потребностей каждой из них и города в целом. К участию в творческой лаборатории пригласили специалистов в области охраны памятников и сохранения исторической среды, директоров музеев, преподавателей вузов, архитекторов и дизайнеров. Куратором лаборатории стала Лиза Савина, продюсер проектов в сфере культуры, арт-критик и соучредитель Фонда культурных инициатив Sparta, менторами — Георгий Снежкин, основатель архитектурного бюро «Хвоя», и Андрей Люблинский, дизайнер и художник, куратор профиля «коммуникационный дизайн» в Школе дизайна НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Идея использовать как модель для создания проектов петербургскую площадь академика Андрея Сахарова возникла не случайно.
Вокруг площади расположено 14 научно-образовательных учреждений: к ней примыкает несколько корпусов Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), одно из зданий Университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Библиотека Академии наук, Институт физиологии имени Павлова, здания еще нескольких научных институций.
Вся эта территория находится под строжайшей охраной Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Значительная часть этой земли на Васильевском острове в начале XVIII века принадлежала Александру Меншикову, сподвижнику Петра I; здесь же была одна из первых торговых гаваней Петербурга. Фрагменты исторической застройки сохранились до наших дней, поэтому перед участниками лаборатории стояла непростая комплексная задача: им нужно было не только проявить креативные способности, но и учесть все градостроительные ограничения.
Над первым из представленных проектов трудилась большая группа студентов из ИТМО, НИУ ВШЭ, Государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) и Горного университета. Проект авторы назвали «Зеленая гостиная». По их словам, источником вдохновения послужили акварели с изображениями интерьеров петербургских дворянских домов XIX века и фреска Рафаэля «Афинская школа» (копия с ватиканской фрески в реальный размер, сделанная Карлом Брюлловым, украшает Санкт-Петербургскую академию художеств имени Репина). Студенты предложили оформить площадь деревьями и скамейками, а центральную часть, где стоит памятник (скульптор Левон Лазарев, 2003), понизить почти на полтора метра ступенями по всему периметру углубления.
«Вокруг площади располагаются научные учреждения, которые и составляют своеобразные стены этой гостиной, — рассказал на презентации Роман Касьян из СПбГУПТД. — Аллеи из деревьев — оформление этих стен. Летом ступени можно использовать как скамейки (если вспоминать „Афинскую школу“), а зимой — устраивать здесь снежные бои или заливать каток».
Оценивая «Зеленую гостиную», Георгий Снежкин, один из менторов лаборатории, обратил внимание на то, что проект позволил бы оградить площадь от внешнего шума, сохранив при этом визуальную связь с городом и не нарушив сложившийся ансамбль. «Нам понравилась метафора гостиной еще и потому, что она физически создает ощущение базовой безопасности, — пояснил Георгий Снежкин. — А идея заглубления, которое соответствует толщине культурного слоя, помогла бы метафорически спуститься на уровень XVIII века».
Второй проект его авторы назвали «Твистер», по аналогии с популярной игрой. Лиза Никифорова из НИУ ВШЭ и Дмитрий Чирков из ИТМО вспомнили о строении атома, тем самым сконцентрировав внимание на скульптуре Андрея Сахарова. На пересечении основных видовых осей, проходящих через площадь, они условно начертили 14 окружностей — по числу научных учреждений, расположенных по периметру. Каждый круг авторы предложили выделить индивидуальным покрытием и окружить зелеными насаждениями. «Памятник становится центром композиции, он объединяет все элементы, — объяснила на презентации Лиза Никифорова. — Как будто разные частицы кружатся по невидимым осям-орбитам вокруг ядра-памятника».
Авторы третьего проекта, Андрей Кустов из Горного университета и Дарья Орлова из НИУ ВШЭ, напомнили о моде начала XVIII века на регулярные сады и предложили создать на площади Сахарова не 1, а 22 комнаты-сада (подобные зеленые кабинеты в регулярных садах называются боскетами). Каждая комната-сад имеет собственное назначение: сад для чтения, сад для наблюдения, для
встреч и медитаций… «Когда мы работали с пространством всей площади, что-то не складывалось, мы как будто терялись, — рассказал Андрей Кустов. — Тогда мы уменьшили масштаб до размеров небольшой комнаты, а затем заполнили такими комнатами всю площадь».
По мнению Георгия Снежкина, в этом проекте в большей степени, чем в других, прозвучала тема исторической преемственности и трансформаций времени. «Пока растет кустарник, из которого предполагается сформировать зеленые комнаты, площадь будет выглядеть прозрачной и светлой, — пояснил Георгий Снежкин. — Зимой здесь тоже будет светло, а летом зелено, как в Летнем саду. Изменяемость и сохранение атмосферы площади — одно из главных достоинств этого проекта».
Работа творческой лаборатории включала в себя изучение истории, полевые исследования, лекции, дискуссии, установочные сессии. В финале — неделя напряженной командной работы непосредственно над проектом, а затем его публичная защита перед экспертным советом, в который вошли преподаватели вузов, директора музеев, архитекторы и специалисты в области охраны памятников.
«Лаборатория, безусловно, состоялась, — считает Елена Давыдова, начальник управления департамента ПАО «Газпром». — Все группы погрузились в исторический контекст, подготовили свои предложения, исходя из сложившегося облика площади, осознали основные смыслы ее пространства, что само по себе очень ценно. Мы увидели три совершенно разные концепции, и это не абстрактное фантазирование, а очень конкретные архитектурные предложения. Особенно ценно, что авторы не пытались придать этому месту какой-то новый смысл, а постарались актуализировать и объединить то, что сложилось исторически».
По мнению доктора исторических наук Андрея Головнева, директора Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, студенты приняли сложный вызов и с достоинством ответили на него. «Ребята справились с тяжелой, очень эклектичной задачей, и, на мой взгляд, виртуозно, творчески, — считает он. — У каждой композиции есть свое смелое решение, свой запоминающийся дизайн, свой метод».
Для самих студентов — участников лаборатории столь непростая творческая работа стала интенсивом, позволившим полностью погрузиться в профессию. «Мы начинали прорабатывать нашу идею на основании социального, исторического и географического контекста, — рассказала Жанна Антохина, магистрант ИТМО. — Целостное представление о проекте сложилось в процессе работы с нашим ментором Георгием Снежкиным. В обсуждении с ним мы поняли, как наша идея должна развиваться. Именно совместная работа, тесное общение студентов разных вузов, разных специальностей позволили нам разработать эти проекты».
Защита проектов еще не финал. В конце января, когда студенты сдадут сессию, они приступят к созданию видеофильма, в который войдут все идеи с учетом замечаний и работы над ошибками.