«Ларец» в Мира центр, Суздаль
Первая выставка современного искусства в «Ларце», в которой участвуют несколько художников: Фаяз Азизов, Инна Крыжановская, Александр Макаров, Кирилл Рейв, Даниил Соболев, Александр Соколов, Артем Ткач, Мария Федорова, Вова Цыган, Александр Pesсhe. Кураторы — Андрей Бартенев, Кузьма Копылов и Никита Макеев — объединили в одном проекте произведения, выполненные в разных техниках, от привычной живописи до кинетической инсталляции. «Ларец» — часть широкой инициативы «Мира центр», куда входят концертный зал, библиотека, магазин дизайнерских аксессуаров, кафе, экскурсионное бюро и прочее.
До 15 января
Серпуховский историко-художественный музей, Серпухов
В 2022 году исполнилось 140 лет со дня рождения всемирно известного фотографа-пиктореалиста Николая Андреева (1882–1947). Всю жизнь он прожил в Серпухове, его здесь считают гением места и страшно им гордятся. Андреев для Серпухова как Шагал для Витебска. Сын купца, он с детства был чужд коммерции, зато увлекался живописью, фотографией, игрой на кларнете, бальными танцами и даже ездил на мотоцикле (у него был роскошный BMW). В 1910-е Андреев открыл в Серпухове фотоателье, параллельно занимался художественной пиктореалистической фотографией. Расцвет его творчества пришелся на 1920-е: на выставке декоративного искусства в Париже (1924) и на выставке в Сарагосе (1927) фотоработы Николая Платоновича получили золотые медали. В 1930-е его ателье закрыли, семью переселили из родного купеческого дома в коммуналку. Фотограф зарабатывал на жизнь микросъемкой в НИИ текстильной промышленности. Он умер в 1947-м в возрасте 64 лет. Выставку в серпуховском музее готовили давно. На нее собрали не только фотографии Николая Платоновича, но и старинные фотоаппараты (один — подлинный фотоаппарат Андреева), музыкальные инструменты (в том числе кларнет) и даже мотоцикл начала XX века. Политехнический музей сделал раздел о фотооборудовании и фотореагентах 100-летней давности. Выставок Андреева было немало, но эта — исключительная по концептуальной продуманности.
До 14 января
Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, Сергиев Посад
Смотр советского декоративно-прикладного искусства 1920–1980-х годов. Перед нами разнообразные варианты народного творчества обширной страны: глиняные игрушки из Узбекистана, резная кость Чукотки, декоративная каменная скульптура, созданная в Туве, ткани и фарфор из России, серебряные изделия из дагестанского села Кубачи и многое другое. Часть вещей была создана к всевозможным советским юбилеям, что априори предполагало их повышенное ремесленное качество. Многие произведения экспонируются впервые. Это искусство — одновременно профессиональное, но и простодушно-трогательное — еще ждет своих исследователей. Не совсем понятно, какими терминами его описывать, что составляло его подлинные смыслы и каким образом оно отражало эпоху.
До 29 января
Тульский филиал Государственного исторического музея, Тула
Порядка 50 купеческих портретов дополнены двумя сотнями предметов материальной культуры: костюмами, расшитыми кокошниками, ювелирными украшениями, часами, веерами, орденами, ларцами, самоварами. Русские провинциальные портреты конца XVIII — начала XIX века — особый мир. Они нередко создавались анонимными, полупрофессиональными художниками, которым, возможно, не хватало умения написать объемную фигуру, зато они компенсировали это детальнейшей прорисовкой богатых одежд. В конце XIX века купцы стали обращаться к самым дорогим художникам. Так в Туле оказался портрет «шоколадного короля» Алексея Абрикосова кисти Валентина Серова. В процессе работы заказчик и автор рассорились, и Серов полотно не подписал. Экспозиция во впечатляющем объеме представляет купеческий быт, традиции и мировоззрение. ГИМ гордится тем, что показывает выставку в купеческом городе, в доме известных тульских купцов Белолипецких.
До 27 марта
Музей-заповедник «Усадьба „Мураново“ им. Ф.И.Тютчева», Московская область, деревня Мураново
Камерная выставка 17 работ Бориса Кустодиева, совместный проект мурановского музея и санкт-петербургского Музея Академии художеств. В начале 1920-х Кустодиев после тяжелой болезни оказался прикован в инвалидному креслу. Его большой почитатель и коллега по цеху Исаак Бродский, чтобы поддержать товарища, заказал ему серию акварелей «Русские типы». Кустодиев изобразил самых козырных своих героев — жителей русской провинции: пышных купчих, надутых купцов, хитроватых трактирщиков и даже — новый типаж 1920-х — матроса с девушкой. Издательство «Аквилон» взялось выпустить акварели отдельной книгой и обратилось за вступительной статьей к известному прозаику Евгению Замятину. Писатель погрузился в мир художника и сочинил повесть в стиле народной мечты-утопии «Русь. Город Кустодиев». Отрывки из этого сочинения также есть на выставке.
До 26 февраля
Тверская областная картинная галерея, Тверь
80 экспонатов — портреты известных и неизвестных художников, гравюры, миниатюры, произведения декоративно-прикладного искусства — создают образ эпохи Екатерины II. Проект реализован усилиями Тверской картинной галереи и Международной конфедерации коллекционеров, антикваров и арт-дилеров.
Подробнее о выставке — здесь.
До 26 февраля
Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал), Нижний Новгород
Перекличка художественных идей эпохи Возрождения и нашего времени. Восемьдесят музейных экспонатов из Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (гравюры, живопись, скульптура, нумизматика, резные исторические рамы) показаны вместе с живописью и объектами российских современных художников. Спектр авторов и работ — от гравюр Андреа Мантеньи и Альбрехта Дюрера до «тряпочек» Тимура Новикова и фотопортретов Владислава Мамышева-Монро. Экспозиционный дизайн сделал легендарный архитектор Александр Бродский. Кураторы — кандидаты искусствоведения Дарья Колпашникова и Екатерина Кочеткова, специалисты по искусству Ренессанса — создали выставку с особым вдохновением.
До 9 апреля
Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим», Истра
Эту выставку ее куратор, доктор искусствоведения Вадим Садков задумывал еще в 1980-е вместе с одним из своих учителей, легендарным ученым из Эрмитажа Ириной Линник (1922–2009). Идея была в том, чтобы собрать воедино образцы фламандской живописи из региональных музеев страны. И вот спустя почти 40 лет, уже в другой стране, идею удалось воплотить в жизнь, дополнив музейные сокровища шедеврами из российских частных коллекций. Зритель увидит работы крупнейших фламандских мастерских — Яна Брейгеля Бархатного, Антониса ван Дейка, Якоба Йорданса, Франса Снейдерса и других, а также широчайший спектр жанров — от кабинетных миниатюр до больших картин на мифологические сюжеты, от пейзажей до портретов и натюрмортов. Впервые на суд публики представлена картина мастерской Питера Пауля Рубенса «Коронование Роксаны Александром Македонским» из собрания Владимира Некрасова. Это яркий образец главного таланта Рубенса — умения преподносить женскую наготу как лучший в мире наряд. Выставка — событие номер один в музейной жизни Подмосковья, главный блокбастер региона.
Подробнее о выставке — здесь.
До 14 мая