Центральный выставочный зал «Манеж» (Санкт-Петербург)
Рассказ о том, как в России, благодаря Петровским реформам, появился жанр светского портрета, и о том, какие забавные и трогательные формы он приобретал в зависимости от эпохи и удаленности региона. Экспонаты приехали из 17 музеев. Архитектура выставки сделана так драматично и захватывающе, что от этого зрелища прямо-таки не оторваться.
Подробнее о выставке — здесь.
До 8 января 2023
«Севкабель порт» (Санкт-Петербург)
Выставка-путешествие, приглашающая зрителей в миры режиссера Алексея Балабанова. Все его фильмы, включая неосуществленные проекты, объединены в экспозиционный лабиринт из залов-инсталляций, путешествуя по которому, будто проваливаешься назад во времени, разглядывая, помимо кинокадров, фотографии, эскизы и личные вещи. Есть тут и съемочная площадка, и декорации интерьеров, и вагон трамвая из самого знаменитого балабановского фильма «Брат», и царящий надо всем огромный портрет его героя, Данилы Багрова в исполнении Сергея Бодрова, сложенный из множества кинокадров. Выставка сопровождается и впечатляющим аудиорядом — наушники выдаются с билетом.
До 15 марта 2023
Музей русского импрессионизма (Москва)
Музей русского импрессионизма продолжает исполнять свою миссию по возвращению забытых имен. На сей раз перед нами предстает саратовец Александр Савинов (1881–1942), которого современники называли «умиротворенным Врубелем». Яркое узорочье его полотен действительно радует покоем и гармонией. Дополняет выставку спецпроект «Миражи. Саратовская школа», где представлены работы Кузьмы Петрова-Водкина, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, а также менее известных Александра Карева, Петра Уткина — в основном символистов.
Подробнее о выставке — здесь.
До 22 января 2023
Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева (Москва)
Проект про одного из главных советских архитекторов, творца собственного «дома Мельникова», теперь ставшего филиалом Музея архитектуры, готовили очень долго и очень ответственно. Получившаяся выставка позволяет взглянуть на историю становления крупного мастера, поистине международной звезды: от ученических рисунков и гипсов до грандиозных новаторских проектов гаражей, небоскребов и павильонов СССР на всемирных выставках, многие из которых так и не были осуществлены. Соединение таких разных образов, как хрустальный гроб Ленина и нежно-сиреневые стены собственной гостиной, поражает и заставляет задуматься о внутреннем мире Мельникова.
Подробнее о выставке — здесь.
До 12 февраля 2023
Государственный исторический музей (Москва)
Находки из раскопок, производившихся по всей Сибири: образцы «звериного стиля» древних кочевых народов, а также пугающие копии каменных идолов III тысячелетия до н.э., которые по причине гигантского веса сложно транспортировать из других музеев, — здесь сопоставлены с произведениями современных художников. Выставка вышла чрезвычайно театральной из-за игры света и тьмы и дополнительных декораций (например, гигантских коней, медведя и тигра) — дети в восторге.
Подробнее о выставке — здесь.
До 6 мая 2023
Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Выставка к 150-летию великого импресарио показывает костюмы и декорации, создававшиеся для «Русских сезонов» в течение многих лет. Помимо ошеломительной графики лучших художников Серебряного века — эскизов костюмов и декораций, здесь представлены редчайшие костюмы, в 2019 году приобретенные музеем у лондонских коллекционеров Ольги и Айвора Мазур.
Подробнее о выставке — здесь.
До 12 марта 2023
Еврейский музей и центр толерантности (Москва)
Аналитический проект про авангард, где тщательно разбирается, как наши великие мастера, начиная с Малевича и Шагала, работали и мыслили. Сделав центральной темой своего проекта беспредметность, кураторы собрали множество произведений из самых далеких регионов. Выставка уже была представлена в екатеринбургском Ельцин Центре (омраченная казусом с картиной Анны Лепорской) — для московского же показа ее дополнили новыми предметами.
Подробнее о выставке — здесь и здесь.
До 19 февраля 2023
Дом культуры «ГЭС-2» (Москва)
Редкая в наши дни возможность соприкоснуться с мировым искусством и умением делать выставки на уровне Венецианской биеннале. В огромном пространстве «ГЭС-2» кураторы соорудили семь закрытых павильонов, внутри которых музыка сочетается с соответствующими настроению произведениями визуального искусства. Например, павильон «Шуман» посвящен теме безумия, и рядом мы видим произведения Фрэнсиса Бэкона, Альберто Джакометти, Герхарда Рихтера, а также рисунки Михаила Врубеля из психиатрической клиники.
Подробнее о выставке — здесь.
До 12 марта 2023
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва)
Библейский миф о Вавилонской башне, ее падении и смешении языков стал лейтмотивом этой выставки, рассказывающей о разнообразии языков и диалектов, но общности главных сюжетов. Как эту тему можно показать с помощью конкретных предметов? Весьма сложным, но увлекательным способом — используя рукописи, таблички с острова Пасхи, портреты русских купцов и каджарских шахов и многое другое, в том числе сюжет о том, как Рубенс работал дипломатическим посланником (и сближал нации).
Подробнее о выставке — здесь.
До 19 марта 2023
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Этот проект немного в другом составе с грандиозным успехом прошел в Амстердаме в начале 2022 года и там вошел в список лучших выставок страны. Кураторы рассказывают нам о том, как авангард внедрялся в быт и жизнь. Видное место в экспозиции занимает фарфор, в дизайне которого отметились практически все важные художники эпохи. Автор концепции выставки — Анна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Эрмитажа.
До 26 марта 2023
Музей театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург)
Еще один проект о наследии Сергея Дягилева. На сей раз в Северной столице и показывающий русского импресарио с другого ракурса — в сопоставлении с великим любовником Казановой, который стал символом Венеции — города праздников и маскарадов. Основная идея проекта — рассказать, как Дягилев при участии самых блестящих творцов своей эпохи превратил в реальность крылатое выражение «Петербург — северная Венеция». Выставка построена как
грандиозный спектакль о Серебряном веке, внутрь декораций которого ты попадаешь, становясь одним из его героев.
Подробнее о выставке — здесь.
До 16 апреля 2023
Государственный музей-заповедник «Царицыно», Большой дворец (Москва)
Грандиозная экспозиция, посвященная открытию, расцвету и увяданию народных промыслов в советские 1960–1980-е годы на примере произведений из Вологды, Гжели, Дулева, Жостова, Федоскина и других хрестоматийных «брендов». «Народное искусство» ХХ века здесь показывают как комплексный проект советского государства, а также демонстрируют его влияние на современное искусство стран постсоветского пространства.
Подробнее о выставке — здесь.
До 28 июля 2024