18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фрески Карраччи из капеллы Эрреры воссоединились в Палаццо Барберини

Экспозиция «Карраччи. Капелла Эрреры» в Палаццо Барберини. Фото: Alberto Novelli
Экспозиция «Карраччи. Капелла Эрреры» в Палаццо Барберини.
Фото: Alberto Novelli
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Монументальный цикл, фрагменты которого были сняты со стен 200 лет назад и разошлись по странам и музеям, вернулся в город, для которого был создан: росписи Аннибале Карраччи отреставрированы и показаны на выставке в римском Палаццо Барберини

В начале XVII века состоятельный испанский банкир Хуан Энрикес де Эррера заказал итальянскому художнику Аннибале Карраччи (1560–1609) росписи в семейной капелле в Риме. Вскоре после этого художник тяжело заболел и доверил довести работы до конца своим ассистентам под руководством Франческо Альбани. Результатом стал роскошный цикл фресок, не уступающий по уровню шедеврам, которые Карраччи создал для римского палаццо Фарнезе несколькими годами ранее.

До недавнего времени современные зрители могли только представлять себе, как цикл — посвященный святому Диего из Алькалы и изображающий библейские сюжеты и сцены из повседневной жизни — выглядел во всей полноте. Капеллу Эрреры в церкви Сан-Джакомо дельи Спаньоли демонтировали, а фрески Карраччи сняли со стен 200 лет назад.

Теперь фрески вновь объединили в экспозиции, которую сами организаторы называют «эпохальной». Выставка открылась в Национальном музее Прадо в Мадриде, затем переехала в Национальный музей искусства Каталонии в Барселоне, а теперь доступна для посещения на третьей и последней своей площадке — в Палаццо Барберини в Риме. Возвращение произведений в город, где они были созданы, стало поистине триумфальным.

Аннибале Карраччи и мастерская. «Апостолы у пустой гробницы». Фреска из цикла росписей капеллы Эрреры. Фрагмент. Фото: Museu Nacional De Arte De Cataluña
Аннибале Карраччи и мастерская. «Апостолы у пустой гробницы». Фреска из цикла росписей капеллы Эрреры. Фрагмент.
Фото: Museu Nacional De Arte De Cataluña

«Мы раздумывали об объединении этих фресок на протяжении более 20 лет, — рассказывает Андрес Убеда из Прадо, курировавший выставку. — Это потрясающая, но малоизвестная часть наследия Карраччи. Теперь ее можно будет изучить, проанализировать и переоценить».

Фрески и изумительная алтарная картина «Святой Диего представляет сына Хуана де Эрреры Христу» (около 1606), которую Аннибале Карраччи также создал для капеллы, находились в ней вплоть до 1830 года, когда капеллу разрушили, а работы перенесли в церковь Санта-Мария ин Монсеррато дельи Спаньоли. Алтарная картина осталась в церкви, семь фресок позднее перевезли в Прадо, девять — в Национальный музей искусства Каталонии, а еще три фрагмента были утрачены.

Перед воссоединением цикла хранившиеся в Прадо фрески потребовалось отреставрировать (барселонские и римские прошли реставрацию несколькими годами ранее). Андрес Убеда рассказывает, что в мадридском музее реставрацию долгое время откладывали из-за нехватки ресурсов и экспертизы. Только в 2012 году музей наконец привлек стороннего специалиста для реализации трехлетнего реставрационного проекта.

Хотя организовать выставку совместными усилиями трех институций из двух разных стран было «необычайно сложно», Убеда говорит, что результат того стоил. На каждой из площадок 16 фресок экспонировались по-своему, что позволило публике увидеть их с разных точек зрения. В Мадриде работы разместили на одном уровне вдоль стен, чтобы посетители могли рассмотреть их с близкого расстояния. В Барселоне их развесили более свободно на металлической решетке, благодаря чему создавалось впечатление, будто они парят в воздухе. В Палаццо Барберини фрески решили показать в просторном Мраморном зале высотой 16 м, размеры и планировка которого больше напоминают пространство капеллы Эрреры. «Мы стремились воссоздать первоначальные взаимоотношения между зрителями и произведениями, — рассказывает Фламиния Дженнари Сантори, директор Национальной галереи старинного искусства, в состав которой входят Палаццо Барберини и Галерея Корсини. — Эта площадка — одна из немногих, где экспозицию можно выстроить подобным образом».

Экспозиция «Карраччи. Капелла Эрреры» в Палаццо Барберини. Фото: Alberto Novelli
Экспозиция «Карраччи. Капелла Эрреры» в Палаццо Барберини.
Фото: Alberto Novelli

Андрес Убеда обращает внимание на то, что, несмотря на реставрацию, степень сохранности фресок остается неодинаковой. Так, фреска, на которой святой Диего спасает уснувшего в печи ребенка, пострадала при снятии и выпрямлении фрагмента с изогнутой стены.

По словам Дженнари Сантори, выставка также проливает свет на то, как был организован рабочий процесс Карраччи и его подмастерьев — «крупнейшей мастерской Рима», и в особенности на роль, которую играл в ней Альбани. Хотя сам Карраччи и перестал принимать участие в реализации этого проекта, его ассистентам удалось добиться «высокого стилистического единства», что свидетельствует об их независимости, техническом и художественном мастерстве. «Ассистенты Карраччи в сжатые сроки смогли создать произведения, по масштабам и великолепию сравнимые с невероятными фресками в палаццо Фарнезе, — говорит Дженнари Сантори. — Это большое достижение».  

Палаццо Барберини
«Карраччи. Капелла Эрреры»
До 5 февраля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+