В начале XVII века состоятельный испанский банкир Хуан Энрикес де Эррера заказал итальянскому художнику Аннибале Карраччи (1560–1609) росписи в семейной капелле в Риме. Вскоре после этого художник тяжело заболел и доверил довести работы до конца своим ассистентам под руководством Франческо Альбани. Результатом стал роскошный цикл фресок, не уступающий по уровню шедеврам, которые Карраччи создал для римского палаццо Фарнезе несколькими годами ранее.
До недавнего времени современные зрители могли только представлять себе, как цикл — посвященный святому Диего из Алькалы и изображающий библейские сюжеты и сцены из повседневной жизни — выглядел во всей полноте. Капеллу Эрреры в церкви Сан-Джакомо дельи Спаньоли демонтировали, а фрески Карраччи сняли со стен 200 лет назад.
Теперь фрески вновь объединили в экспозиции, которую сами организаторы называют «эпохальной». Выставка открылась в Национальном музее Прадо в Мадриде, затем переехала в Национальный музей искусства Каталонии в Барселоне, а теперь доступна для посещения на третьей и последней своей площадке — в Палаццо Барберини в Риме. Возвращение произведений в город, где они были созданы, стало поистине триумфальным.
«Мы раздумывали об объединении этих фресок на протяжении более 20 лет, — рассказывает Андрес Убеда из Прадо, курировавший выставку. — Это потрясающая, но малоизвестная часть наследия Карраччи. Теперь ее можно будет изучить, проанализировать и переоценить».
Фрески и изумительная алтарная картина «Святой Диего представляет сына Хуана де Эрреры Христу» (около 1606), которую Аннибале Карраччи также создал для капеллы, находились в ней вплоть до 1830 года, когда капеллу разрушили, а работы перенесли в церковь Санта-Мария ин Монсеррато дельи Спаньоли. Алтарная картина осталась в церкви, семь фресок позднее перевезли в Прадо, девять — в Национальный музей искусства Каталонии, а еще три фрагмента были утрачены.
Перед воссоединением цикла хранившиеся в Прадо фрески потребовалось отреставрировать (барселонские и римские прошли реставрацию несколькими годами ранее). Андрес Убеда рассказывает, что в мадридском музее реставрацию долгое время откладывали из-за нехватки ресурсов и экспертизы. Только в 2012 году музей наконец привлек стороннего специалиста для реализации трехлетнего реставрационного проекта.
Хотя организовать выставку совместными усилиями трех институций из двух разных стран было «необычайно сложно», Убеда говорит, что результат того стоил. На каждой из площадок 16 фресок экспонировались по-своему, что позволило публике увидеть их с разных точек зрения. В Мадриде работы разместили на одном уровне вдоль стен, чтобы посетители могли рассмотреть их с близкого расстояния. В Барселоне их развесили более свободно на металлической решетке, благодаря чему создавалось впечатление, будто они парят в воздухе. В Палаццо Барберини фрески решили показать в просторном Мраморном зале высотой 16 м, размеры и планировка которого больше напоминают пространство капеллы Эрреры. «Мы стремились воссоздать первоначальные взаимоотношения между зрителями и произведениями, — рассказывает Фламиния Дженнари Сантори, директор Национальной галереи старинного искусства, в состав которой входят Палаццо Барберини и Галерея Корсини. — Эта площадка — одна из немногих, где экспозицию можно выстроить подобным образом».
Андрес Убеда обращает внимание на то, что, несмотря на реставрацию, степень сохранности фресок остается неодинаковой. Так, фреска, на которой святой Диего спасает уснувшего в печи ребенка, пострадала при снятии и выпрямлении фрагмента с изогнутой стены.
По словам Дженнари Сантори, выставка также проливает свет на то, как был организован рабочий процесс Карраччи и его подмастерьев — «крупнейшей мастерской Рима», и в особенности на роль, которую играл в ней Альбани. Хотя сам Карраччи и перестал принимать участие в реализации этого проекта, его ассистентам удалось добиться «высокого стилистического единства», что свидетельствует об их независимости, техническом и художественном мастерстве. «Ассистенты Карраччи в сжатые сроки смогли создать произведения, по масштабам и великолепию сравнимые с невероятными фресками в палаццо Фарнезе, — говорит Дженнари Сантори. — Это большое достижение».
Палаццо Барберини
«Карраччи. Капелла Эрреры»
До 5 февраля