18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анатолий Зверев обрел место в пантеоне искусств

Анатолий Зверев не раз попадал в видоискатель фотографа игоря Пальмина, летописца андерграунда. Фото: Музей AZ
Анатолий Зверев не раз попадал в видоискатель фотографа игоря Пальмина, летописца андерграунда.
Фото: Музей AZ
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Этот художник с репутацией богемного бродяги и шалопая далеко не у всех ассоциируется с великими мастерами прошлого. Однако ассоциации такие существуют — и порой они перерастают в устойчивые, закономерные связи

Книга Сергея Соловьева «Анатолий Зверев и мировое искусство» стала последней работой искусствоведа, журналиста, научного сотрудника Музея AZ, скоропостижно скончавшегося 1 ноября 2022 года, всего за два дня до презентации издания. Ее текст был написан по следам одноименного цикла лекций Соловьева для сайта «Магистерия». Именно генетическая связь с образовательным проектом объясняет формат книги, которая далека и от жанра традиционной биографии в духе ЖЗЛ, и от искусствоведческой монографии.

Автор попытался представить произведения Анатолия Зверева (1931–1986) в диалоге с грандами мирового искусства — от итальянского Возрождения до постимпрессионизма, авангарда и абстрактного экспрессионизма. Уже в предисловии Сергей Соловьев декларирует, что «пора отвлечься от советских реалий, споров внутри сообщества нонконформистов, от наслоений суетливого рынка и конъюнктуры». Следуя этой цели, искусствовед посвящает четыре из пяти глав сопоставлению творчества Зверева с наследием Винсента ван Гога, Казимира Малевича, Джексона Поллока и даже Леонардо да Винчи.

Сергей Соловьев. «Анатолий Зверев и мировое искусство». М.: Музей AZ, 2022. 152 с.
Сергей Соловьев. «Анатолий Зверев и мировое искусство». М.: Музей AZ, 2022. 152 с.

Хотя выбор «собеседников» представляется как минимум спорным и невероятно смелым, Соловьев всякий раз обосновывает его. Наиболее претенциозное сравнение, с титаном Возрождения, он сперва объясняет словами самого Зверева: «Учителем я избрал себе Леонардо», а затем подчеркивает увлеченность российского художника творчеством и текстами итальянского гения, указывает на сближающие их вариативность, многоликость и психологизм. Шаг за шагом автор подводит читателя к мысли, что и Леонардо и Зверев «были не до конца поняты, неприкаянны, одиноки. Но оба, вместе с тем, по-настоящему актуальны и современны».

Парадоксальным образом, именно обнаруживая удивительные сближения или же принципиальные расхождения с мастерами прошлого, Соловьев формулирует, в чем заключается секрет самобытного и противоречивого дара Зверева. Основные понятия здесь — свобода и одиночество, что особенно остро ощущается в «густонаселенном» тексте.

В этом смысле особую ценность обретают первая и заключительная главы, где сначала деконструируются мифы о Звереве, сотканные из реальных фактов, домыслов и анекдотов, а затем создается образ человека, жившего и творившего вне жестких рамок советской действительности, иерархии художественного мира и даже обывательских условностей, но заплатившего за это очень высокую цену.

А еще один захватывающий сюжет повествования — история превращения аутсайдера в настоящую звезду арт-мира и феноменальное посмертное признание, которое сопровождается в том числе огромным количеством подделок «под Зверева», довольно давно заполонивших отечественный арт-рынок.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+