18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Анатолий Зверев обрел место в пантеоне искусств

Анатолий Зверев не раз попадал в видоискатель фотографа игоря Пальмина, летописца андерграунда. Фото: Музей AZ
Анатолий Зверев не раз попадал в видоискатель фотографа игоря Пальмина, летописца андерграунда.
Фото: Музей AZ
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Этот художник с репутацией богемного бродяги и шалопая далеко не у всех ассоциируется с великими мастерами прошлого. Однако ассоциации такие существуют — и порой они перерастают в устойчивые, закономерные связи

Книга Сергея Соловьева «Анатолий Зверев и мировое искусство» стала последней работой искусствоведа, журналиста, научного сотрудника Музея AZ, скоропостижно скончавшегося 1 ноября 2022 года, всего за два дня до презентации издания. Ее текст был написан по следам одноименного цикла лекций Соловьева для сайта «Магистерия». Именно генетическая связь с образовательным проектом объясняет формат книги, которая далека и от жанра традиционной биографии в духе ЖЗЛ, и от искусствоведческой монографии.

Автор попытался представить произведения Анатолия Зверева (1931–1986) в диалоге с грандами мирового искусства — от итальянского Возрождения до постимпрессионизма, авангарда и абстрактного экспрессионизма. Уже в предисловии Сергей Соловьев декларирует, что «пора отвлечься от советских реалий, споров внутри сообщества нонконформистов, от наслоений суетливого рынка и конъюнктуры». Следуя этой цели, искусствовед посвящает четыре из пяти глав сопоставлению творчества Зверева с наследием Винсента ван Гога, Казимира Малевича, Джексона Поллока и даже Леонардо да Винчи.

Сергей Соловьев. «Анатолий Зверев и мировое искусство». М.: Музей AZ, 2022. 152 с.
Сергей Соловьев. «Анатолий Зверев и мировое искусство». М.: Музей AZ, 2022. 152 с.

Хотя выбор «собеседников» представляется как минимум спорным и невероятно смелым, Соловьев всякий раз обосновывает его. Наиболее претенциозное сравнение, с титаном Возрождения, он сперва объясняет словами самого Зверева: «Учителем я избрал себе Леонардо», а затем подчеркивает увлеченность российского художника творчеством и текстами итальянского гения, указывает на сближающие их вариативность, многоликость и психологизм. Шаг за шагом автор подводит читателя к мысли, что и Леонардо и Зверев «были не до конца поняты, неприкаянны, одиноки. Но оба, вместе с тем, по-настоящему актуальны и современны».

Парадоксальным образом, именно обнаруживая удивительные сближения или же принципиальные расхождения с мастерами прошлого, Соловьев формулирует, в чем заключается секрет самобытного и противоречивого дара Зверева. Основные понятия здесь — свобода и одиночество, что особенно остро ощущается в «густонаселенном» тексте.

В этом смысле особую ценность обретают первая и заключительная главы, где сначала деконструируются мифы о Звереве, сотканные из реальных фактов, домыслов и анекдотов, а затем создается образ человека, жившего и творившего вне жестких рамок советской действительности, иерархии художественного мира и даже обывательских условностей, но заплатившего за это очень высокую цену.

А еще один захватывающий сюжет повествования — история превращения аутсайдера в настоящую звезду арт-мира и феноменальное посмертное признание, которое сопровождается в том числе огромным количеством подделок «под Зверева», довольно давно заполонивших отечественный арт-рынок.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+