Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни заставила вновь вернуться к загадочной истории более чем десятилетней давности — о священнике, который стал владельцем сотен работ знаменитого художника.
В экспозиции представлено много личных вещей Эдварда Хоппера (1882–1967): письма, фотографии и журналы из архива, подаренного музею преподобным Артайером Р. Сэнборном. О его коллекции картин Хоппера известно давно, но вот уже почти 50 лет она скрыта от глаз, а обстоятельства, при которых он ее собрал, представляются весьма туманными.
Сэнборн, ушедший из жизни в 2007 году, был баптистским священником в городе Найек в штате Нью-Йорк, где родился Хоппер, и его соседом. Он присматривал за особняком, где продолжала жить сестра Хоппера Марион, а также помогал самому художнику и его жене Жозефине в последние годы их жизни. Перед их смертью преподобный обнаружил на чердаке архив семьи, а также ранние работы художника.
Герой истории сам рассказал об этом еще в 1982 году, выступая в Историческом обществе округа Рокленд по случаю 100-летия со дня рождения Хоппера. В New York Times тогда сообщили, что священник стал владельцем более 300 произведений. Примечательно, что официально наследие художника отписано Музею Уитни еще в 1968 году по завещанию Жозефины Невисон Хоппер.
По словам Сэнборна, все началось с того, что он стал постоянным гостем в доме Хопперов. «Я только потому и решил заглянуть на чердак, что у меня был ключ», — рассказал он. А ключ, в свою очередь, появился у него после того, как он купил сестре Хоппера телевизор и та «настолько увлеклась мыльными операми», что не подходила к телефону и не открывала двери. Отсюда и возникла необходимость в дополнительном ключе.
Когда он впервые поднялся на чердак, то был поражен. «Это была настоящая пещера с сокровищами!» — вспоминал священник. Хопперы «берегли все», ведь чердак был первой мастерской художника. Сэнборн показал публике ранний этюд Хоппера с изображением обстановки этой мастерской, включая картину на мольберте. «Этот мольберт у меня есть, — хвастался он. — И картина тоже».
В 2020 году стало известно, что это была вариация работы американского тоналиста Брюса Крейна, которую молодой Хоппер скопировал из викторианского журнала для художников-любителей. Сэнборн ошибался, считая, что там изображен скованный льдом пруд в Найеке. Позже работу продали через Heather James Fine Art. Среди других, более известных картин, которые достались Сэнборну, — «Городские крыши» (1932). Этот закатный пейзаж представлен на выставке в Музее Уитни.
То, на каких основаниях Сэнборн, который уже в начале 1970-х стал распродавать работы из коллекции, вообще получил ее, было предметом споров задолго до открытия выставки. По словам священника, одни произведения были подарены ему семьей, а другие он приобрел, выкупив имущество особняка в Найеке и нью-йоркской квартиры Хоппера. Но журналистам из New York Times, изучившим закрытые архивы музея, так и не удалось подтвердить историю коллекции и проследить провенанс этих работ.
«Городские крыши», например, когда-то висели в столовой Сэнборна и, по словам его сына, были подарком Хопперов. Но Жозефина, которая вела учет работ мужа, в последний раз поставила в графе около названия полотна пометку «находится здесь, в мастерской». На это указывает Гайл Левин — исследовательница творчества Хоппера, куратор его коллекции в Музее Уитни с 1976 по 1984 год и автор его каталога-резоне.
Левин — самый видный оппонент Сэнборна. Она утверждает, что покойный священник был вором и продавал работы, на которые не имел права, в том числе таким авторитетным институциям, как Музей изящных искусств в Бостоне. Она также винит Музей Уитни в том, что он якобы не пытался вернуть работы, находившиеся у Сэнборна, но причитающиеся музею по завещанию. «Музею известно о заявлениях бывшего куратора, — прокомментировали в Уитни эту историю. — Мы сразу приняли во внимание ее позицию, а недавно снова вернулись к этому вопросу, но не нашли оснований для продолжения дела».