18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как «простому священнику» достались работы Эдварда Хоппера

Эдвард Хоппер. Около 1937. Фото: Harris & Ewing
Эдвард Хоппер. Около 1937.
Фото: Harris & Ewing
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

На выставке в нью-йоркском Музее американского искусства Уитни всплыли секреты более чем десятилетней давности и работы Эдварда Хоппера, которые перекочевали к нынешнему владельцу, баптистскому священнику, с чердака художника

Выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» в Музее американского искусства Уитни заставила вновь вернуться к загадочной истории более чем десятилетней давности — о священнике, который стал владельцем сотен работ знаменитого художника.

В экспозиции представлено много личных вещей Эдварда Хоппера (1882–1967): письма, фотографии и журналы из архива, подаренного музею преподобным Артайером Р. Сэнборном. О его коллекции картин Хоппера известно давно, но вот уже почти 50 лет она скрыта от глаз, а обстоятельства, при которых он ее собрал, представляются весьма туманными.

Сэнборн, ушедший из жизни в 2007 году, был баптистским священником в городе Найек в штате Нью-Йорк, где родился Хоппер, и его соседом. Он присматривал за особняком, где продолжала жить сестра Хоппера Марион, а также помогал самому художнику и его жене Жозефине в последние годы их жизни. Перед их смертью преподобный обнаружил на чердаке архив семьи, а также ранние работы художника.

Санборну принадлежал этюд для книги Хоппера "Солнечный свет в кафетерии" (1958), который, по его словам, был подарком Хопперов. Фото: Heirs of Josephine N. Hopper
Санборну принадлежал этюд для книги Хоппера "Солнечный свет в кафетерии" (1958), который, по его словам, был подарком Хопперов.
Фото: Heirs of Josephine N. Hopper

Герой истории сам рассказал об этом еще в 1982 году, выступая в Историческом обществе округа Рок­ленд по случаю 100-летия со дня рождения Хоппера. В New York Times тогда сообщили, что священник стал владельцем более 300 произведений. Примечательно, что официально наследие художника отписано Музею Уитни еще в 1968 году по завещанию Жозефины Невисон Хоппер.

По словам Сэнборна, все началось с того, что он стал постоянным гостем в доме Хопперов. «Я только потому и решил заглянуть на чердак, что у меня был ключ», — рассказал он. А ключ, в свою очередь, появился у него после того, как он купил сестре Хоппера телевизор и та «настолько увлеклась мыльными операми», что не подходила к телефону и не открывала двери. Отсюда и возникла необходимость в дополнительном ключе.

Когда он впервые поднялся на чердак, то был поражен. «Это была настоящая пещера с сокровищами!» — вспоминал священник. Хопперы «берегли все», ведь чердак был первой мастерской художника. Сэнборн показал публике ранний этюд Хоппера с изображением обстановки этой мастерской, включая картину на мольберте. «Этот мольберт у меня есть, — хвастался он. — И картина тоже».

Эдвард Хоппер. «Эскиз интерьера мастерской художника на чердаке его дома». Около 1900. Фото: Heirs of Josephine N. Hopper
Эдвард Хоппер. «Эскиз интерьера мастерской художника на чердаке его дома». Около 1900.
Фото: Heirs of Josephine N. Hopper

В 2020 году стало известно, что это была вариация работы американского тоналиста Брюса Крейна, которую молодой Хоппер скопировал из викторианского журнала для художников-любителей. Сэнборн ошибался, считая, что там изображен скованный льдом пруд в Найеке. Позже работу продали через Heather James Fine Art. Среди других, более известных картин, которые достались Сэнборну, — «Городские крыши» (1932). Этот закатный пейзаж представлен на выставке в Музее Уитни.

То, на каких основаниях Сэнборн, который уже в начале 1970-х стал распродавать работы из коллекции, вообще получил ее, было предметом споров задолго до открытия выставки. По словам священника, одни произведения были подарены ему семьей, а другие он приобрел, выкупив имущество особняка в Найеке и нью-йоркской квартиры Хоппера. Но журналистам из New York Times, изучившим закрытые архивы музея, так и не удалось подтвердить историю коллекции и проследить провенанс этих работ.

Эдвард Хоппер. «Городские крыши». 1932. Фото: Heirs of Josephine N. Hopper
Эдвард Хоппер. «Городские крыши». 1932.
Фото: Heirs of Josephine N. Hopper

«Городские крыши», например, когда-то висели в столовой Сэнборна и, по словам его сына, были подарком Хопперов. Но Жозефина, которая вела учет работ мужа, в последний раз поставила в графе около названия полотна пометку «находится здесь, в мастерской». На это указывает Гайл Левин — исследовательница творчества Хоппера, куратор его коллекции в Музее Уитни с 1976 по 1984 год и автор его каталога-резоне.

Левин — самый видный оппонент Сэнборна. Она утверждает, что покойный священник был вором и продавал работы, на которые не имел права, в том числе таким авторитетным институциям, как Музей изящных искусств в Бостоне. Она также винит Музей Уитни в том, что он якобы не пытался вернуть работы, находившиеся у Сэнборна, но причитающиеся музею по завещанию. «Музею известно о заявлениях бывшего куратора, — прокомментировали в Уитни эту историю. — Мы сразу приняли во внимание ее позицию, а недавно снова вернулись к этому вопросу, но не нашли оснований для продолжения дела».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+