18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Царский подарок пополнил императорские сервизы

Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

В Гербовом зале Зимнего дворца открылась выставка «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века», представляющая дар мецената Михаила Карисалова Государственному Эрмитажу

Фонды Государственного Эрмитажа пополнились 136 произведениями прикладного искусства — столько уникальных предметов из дворцовых сервизов поступило в музей благодаря дару коллекционера и мецената Михаила Карисалова. Изделия из фарфора, созданные на заводах России и Германии, дополнили 12 императорских сервизов, хранящихся в музее.

Открытие выставки «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Гербовом зале Зимнего дворца. Фото: Государственный Эрмитаж
Открытие выставки «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Гербовом зале Зимнего дворца.
Фото: Государственный Эрмитаж

Выставка в Гербовом зале Зимнего дворца стала продолжением традиционных для Эрмитажа рождественских и новогодних показов фарфора. «Это не только потрясающий подарок, но и блестящий пример научного коллекционирования, ученого меценатства в хороших петербургских традициях, — сказал, открывая экспозицию, Михаил Пиотровский, генеральный директор музея. — Михаил Карисалов, бизнесмен, потомственный коллекционер и известный меценат, дарит нам огромную коллекцию образцов предметов, которые изготавливались специально для Зимнего дворца. Это не просто замечательный фарфор, но и прекрасное понимание того, что такое музей, как ему нужны не отдельные предметы, а весь комплекс вещей для исследований и экспонирования».

Произведения из фарфора, переданные Михаилом Карисаловым в дар Эрмитажу, входили в состав сервизов, выполненных для императорского двора начиная со времени правления Елизаветы Петровны и до эпохи Николая II.

Самый ранний экспонат этого собрания — тарелка из Андреевского сервиза, сделанного на Мейсенской мануфактуре в 1744–1745 годах. Курфюрст Фридрих Август преподнес сервиз Елизавете по случаю бракосочетания ее племянника, будущего императора Петра III и немецкой принцессы, будущей императрицы Екатерины II. Одним из последних, в 1905 году, в Зимний дворец поступил Пурпурный сервиз — несколько предметов из него теперь также вошли в музейное собрание.

«Для нас каждая тарелка из сервиза — значительное приобретение. Наша цель — собрать все сервизы в таком виде, в каком они изначально изготовлялись и хранились в императорских дворцах», — рассказала куратор выставки Ирина Багдасарова, старший научный сотрудник и хранитель фарфора отдела истории русской культуры Эрмитажа.

Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Все сервизы, выполненные по заказу императорского двора, уникальны, они существуют в единственном экземпляре. Но посуда бьется, и сервизы приходилось постоянно пополнять, так что в одном и том же комплекте дворцовой посуды со временем собирались предметы с разными клеймами. Например, разбитые тарелки и блюда из Охотничьего сервиза, заказанного Екатериной II для ее фаворита Григория Орлова на Мейсенской мануфактуре, во время правления Александра II дополнили предметы, созданные на Императорском фарфоровом заводе по образцам, выданным из дворцовых кладовых.

Недостаток посуды из большого Вседневного сервиза, которым пользовались при дворе с 1780 по 1830 годы, пополняли не только предметы, сделанные на родном, петербургском заводе, но и работы мастеров подмосковной фабрики Франца Гарднера. А банкетный сервиз «Листья капусты», выполненный в середине XIX века для Большого Петергофского дворца, пополнялся вплоть до 1920-х годов. Поэтому на обратной стороне чашки из подаренного Эрмитажу частного собрания видно новое, революционное клеймо — серп и молот. Организаторы выставки в Гербовом зале при оформлении витрин специально перевернули несколько предметов из каждого сервиза, чтобы показать разнообразие заводских марок и клейм.

Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент экспозиции «Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века» в Эрмитаже.
Фото: Государственный Эрмитаж

Михаил Карисалов не первый раз преподносит Эрмитажу ценные подарки. «Он дарил нам предметы мебели из комнат Зимнего дворца, — рассказала Наталья Гусева, заместитель заведующего отделом истории русской культуры. — Например, мы уже получили очень редкий стол из комнат Марии Николаевны, дочери Николая I. Надеемся, что скоро к нам вернется ломберный стол времени Екатерины II, стоявший в ее Эрмитаже».

Как сообщил газете сам меценат, он планирует сделать музею еще несколько подарков. «Это будут предметы мебели, относящиеся к исторической коллекции времени Николая II и его прадеда Николая I, — сказал Михаил Карисалов. — А в самое ближайшее время Эрмитаж получит зеркало со знаменитой императорской яхты „Полярная звезда“».

Государственный Эрмитаж
«Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова»
До 12 февраля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+