Фонды Государственного Эрмитажа пополнились 136 произведениями прикладного искусства — столько уникальных предметов из дворцовых сервизов поступило в музей благодаря дару коллекционера и мецената Михаила Карисалова. Изделия из фарфора, созданные на заводах России и Германии, дополнили 12 императорских сервизов, хранящихся в музее.
Выставка в Гербовом зале Зимнего дворца стала продолжением традиционных для Эрмитажа рождественских и новогодних показов фарфора. «Это не только потрясающий подарок, но и блестящий пример научного коллекционирования, ученого меценатства в хороших петербургских традициях, — сказал, открывая экспозицию, Михаил Пиотровский, генеральный директор музея. — Михаил Карисалов, бизнесмен, потомственный коллекционер и известный меценат, дарит нам огромную коллекцию образцов предметов, которые изготавливались специально для Зимнего дворца. Это не просто замечательный фарфор, но и прекрасное понимание того, что такое музей, как ему нужны не отдельные предметы, а весь комплекс вещей для исследований и экспонирования».
Произведения из фарфора, переданные Михаилом Карисаловым в дар Эрмитажу, входили в состав сервизов, выполненных для императорского двора начиная со времени правления Елизаветы Петровны и до эпохи Николая II.
Самый ранний экспонат этого собрания — тарелка из Андреевского сервиза, сделанного на Мейсенской мануфактуре в 1744–1745 годах. Курфюрст Фридрих Август преподнес сервиз Елизавете по случаю бракосочетания ее племянника, будущего императора Петра III и немецкой принцессы, будущей императрицы Екатерины II. Одним из последних, в 1905 году, в Зимний дворец поступил Пурпурный сервиз — несколько предметов из него теперь также вошли в музейное собрание.
«Для нас каждая тарелка из сервиза — значительное приобретение. Наша цель — собрать все сервизы в таком виде, в каком они изначально изготовлялись и хранились в императорских дворцах», — рассказала куратор выставки Ирина Багдасарова, старший научный сотрудник и хранитель фарфора отдела истории русской культуры Эрмитажа.
Все сервизы, выполненные по заказу императорского двора, уникальны, они существуют в единственном экземпляре. Но посуда бьется, и сервизы приходилось постоянно пополнять, так что в одном и том же комплекте дворцовой посуды со временем собирались предметы с разными клеймами. Например, разбитые тарелки и блюда из Охотничьего сервиза, заказанного Екатериной II для ее фаворита Григория Орлова на Мейсенской мануфактуре, во время правления Александра II дополнили предметы, созданные на Императорском фарфоровом заводе по образцам, выданным из дворцовых кладовых.
Недостаток посуды из большого Вседневного сервиза, которым пользовались при дворе с 1780 по 1830 годы, пополняли не только предметы, сделанные на родном, петербургском заводе, но и работы мастеров подмосковной фабрики Франца Гарднера. А банкетный сервиз «Листья капусты», выполненный в середине XIX века для Большого Петергофского дворца, пополнялся вплоть до 1920-х годов. Поэтому на обратной стороне чашки из подаренного Эрмитажу частного собрания видно новое, революционное клеймо — серп и молот. Организаторы выставки в Гербовом зале при оформлении витрин специально перевернули несколько предметов из каждого сервиза, чтобы показать разнообразие заводских марок и клейм.
Михаил Карисалов не первый раз преподносит Эрмитажу ценные подарки. «Он дарил нам предметы мебели из комнат Зимнего дворца, — рассказала Наталья Гусева, заместитель заведующего отделом истории русской культуры. — Например, мы уже получили очень редкий стол из комнат Марии Николаевны, дочери Николая I. Надеемся, что скоро к нам вернется ломберный стол времени Екатерины II, стоявший в ее Эрмитаже».
Как сообщил газете сам меценат, он планирует сделать музею еще несколько подарков. «Это будут предметы мебели, относящиеся к исторической коллекции времени Николая II и его прадеда Николая I, — сказал Михаил Карисалов. — А в самое ближайшее время Эрмитаж получит зеркало со знаменитой императорской яхты „Полярная звезда“».
Государственный Эрмитаж
«Предметы сервизов российских императоров XVIII — начала XX века. Дар Михаила Юрьевича Карисалова»
До 12 февраля