Музей этот начинался в 1930 году с «Антирелигиозной выставки», развернутой в Зимнем дворце. Антрополог Владимир Богораз-Тан (1865–1936) собрал ее из разных музеев и библиотек. Выставка вызвала протесты как верующих, так и атеистов. Одним не понравились богохульные плакаты, другим — с трепетом показанные произведения религиозного искусства разных народов.
Но объективная наука взяла верх. Музей истории религии Академии наук СССР открыли в Казанском соборе. Филолог, академик Александр Орлов так обозначил задачу: «Музеи Академии наук — это не есть музеи, а исследовательские институты очень большой глубины». Точнее сформулировал миссию музея его первый директор Богораз-Тан: «Мы должны соединить научное выявление и художественное оформление в одно органичное целое».
Музей начинался с 847 экспонатов. Ко времени Великой Отечественной войны их было уже более 5 тыс., сейчас — 200 тыс. Хотя еще в 2000 году институция переехала из Казанского собора в здание на Почтамтской улице, работа здесь не свернута. Постоянные экспозиции рассказывают о религиях архаических, национальных и трех мировых — буддизме, исламе, христианстве. Ежегодно проводится около 30 выставок.
«К нам приходят разные люди, находящиеся в духовном поиске — или просто за знаниями. Мы позиционируем себя как музей, который занимается историей религии и находится вне какой-либо религиозной традиции. Мы — команда, состоящая из историков, филологов, философов, — смотрим на предмет исследований со стороны. На нашей площадке могут встречаться люди самых разных убеждений — кроме фанатиков», — рассказывает заместитель директора ГМИР по научной работе Екатерина Терюкова.
За последние десятилетия в музее появились свои реставрационные мастерские. А еще ГМИР стал центром повышения квалификации для сотрудников региональных краеведческих и художественных музеев, где хранятся предметы религиозного назначения. Здешние гиды проводят экскурсии не только у себя, но и по всему многоконфессиональному Петербургу.
К своему 90-летию музей подготовил выставку «Начало» (до 24 января), посвященную первым годам его деятельности. Из «Антирелигиозной выставки», в частности, показаны два листа из «Петербургской муракки» начала XVII века — это образец персидской каллиграфии и миниатюры.
В 1930-е годы сюда поступило немало ценных экспонатов из Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств. А вот, скажем, издание «Эбсторфская карта мира» было приобретено у Даниила Хармса. Оно досталось ему от отца, Ивана Ювачева, который собирал редкую печатную графику.
Уместно вспомнить, что с первых лет музей направлял своих сотрудников в экспедиции. Например, бывший буддийский монах Осор Будаев привез из разоренного дацана в Бурятии 30 предметов.
По просьбам посетителей сейчас воссозданы фрагменты экспозиций «Испанская инквизиция» и «Кабинет алхимика». Они располагались в подвалах Казанского собора и работали до конца 1970-х, но легенда жива по сей день. Тогда это были тотальные инсталляции — теперь дефицит места позволяет показать лишь несколько орудий пыток и химическую посуду.
Выставка «Начало» состоит из 100 предметов: больше не поместилось. Общая площадь музея 10 тыс. кв. м, и он нуждается в расширении. «В 2023 году планируем открыть постоянную экспозицию о раввинистическом иудаизме из предметов XVIII–XX веков, — говорит Екатерина Терюкова. — Будем выкраивать место в служебных помещениях. Хотя напротив нашего музея находится давно простаивающее здание петербургского почтамта. Разговоры о создании там общественного пространства затихли. Позвали бы нас! В наших фондах огромное количество крупногабаритной скульптуры, которую негде показывать. Красивая крытая арка, перекинутая через Почтамтскую улицу, связывает оба здания. Достаточно разобрать перегородку».