18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Предметы поклонения и предметы познания: жизнь после жизни в Казанском соборе

Выставка "Поиски образа. Художники-академисты в дар Музею истории религии". 2020. Фото: Государственный музей истории религии
Выставка "Поиски образа. Художники-академисты в дар Музею истории религии". 2020.
Фото: Государственный музей истории религии
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Музею истории религии в Санкт-Петербурге исполнилось 90 лет. Цели атеистической пропаганды перед ним довольно давно уже не стоят, а вот исследовательские, собирательские и просветительские актуальны по-прежнему

Музей этот начинался в 1930 году с «Антирелигиозной выставки», развернутой в Зимнем дворце. Антрополог Владимир Богораз-Тан (1865–1936) собрал ее из разных музеев и библиотек. Выставка вызвала протесты как верующих, так и атеистов. Одним не понравились богохульные плакаты, другим — с трепетом показанные произведения религиозного искусства разных народов.

Музей истории религии Академии наук СССР открыли в Казанском соборе в 1930 г. Фото: Государственный музей истории религии
Музей истории религии Академии наук СССР открыли в Казанском соборе в 1930 г.
Фото: Государственный музей истории религии

Но объективная наука взяла верх. Музей истории религии Академии наук СССР открыли в Казанском соборе. Филолог, академик Александр Орлов так обозначил задачу: «Музеи Академии наук — это не есть музеи, а исследовательские институты очень большой глубины». Точнее сформулировал миссию музея его первый директор Богораз-Тан: «Мы должны соединить научное выявление и художественное оформление в одно органичное целое».

Музей начинался с 847 экспонатов. Ко времени Великой Отечественной войны их было уже более 5 тыс., сейчас — 200 тыс. Хотя еще в 2000 году институция переехала из Казанского собора в здание на Почтамтской улице, работа здесь не свернута. Постоянные экспозиции рассказывают о религиях архаических, национальных и трех мировых — буддизме, исламе, христианстве. Ежегодно проводится около 30 выставок.

Главное здание Музея на Почтамтской улице. Фото: Государственный музей истории религии
Главное здание Музея на Почтамтской улице.
Фото: Государственный музей истории религии

«К нам приходят разные люди, находящиеся в духовном поиске — или просто за знаниями. Мы позиционируем себя как музей, который занимается историей религии и находится вне какой-либо религиозной традиции. Мы — команда, состоящая из историков, филологов, философов, — смотрим на предмет исследований со стороны. На нашей площадке могут встречаться люди самых разных убеждений — кроме фанатиков», — рассказывает заместитель директора ГМИР по научной работе Екатерина Терюкова.

За последние десятилетия в музее появились свои реставрационные мастерские. А еще ГМИР стал центром повышения квалификации для сотрудников региональных краеведческих и художественных музеев, где хранятся предметы религиозного назначения. Здешние гиды проводят экскурсии не только у себя, но и по всему многоконфессиональному Петербургу.

Постоянная экспозиция Музея истории религии. Раздел "Религии Древнего мира: иудаизм". Фото: Государственный музей истории религии
Постоянная экспозиция Музея истории религии. Раздел "Религии Древнего мира: иудаизм".
Фото: Государственный музей истории религии

К своему 90-летию музей подготовил выставку «Начало» (до 24 января), посвященную первым годам его деятельности. Из «Антирелигиозной выставки», в частности, показаны два листа из «Петербургской муракки» начала XVII века — это образец персидской каллиграфии и миниатюры.

В 1930-е годы сюда поступило немало ценных экспонатов из Эрмитажа, Русского музея, Академии художеств. А вот, скажем, издание «Эбсторфская карта мира» было приобретено у Даниила Хармса. Оно досталось ему от отца, Ивана Ювачева, который собирал редкую печатную графику.

Постоянная экспозиция Музея истории религии. Раздел "Ислам". Фото: Государственный музей истории религии
Постоянная экспозиция Музея истории религии. Раздел "Ислам".
Фото: Государственный музей истории религии

Уместно вспомнить, что с первых лет музей направлял своих сотрудников в экспедиции. Например, бывший буддийский монах Осор Будаев привез из разоренного дацана в Бурятии 30 предметов.

По просьбам посетителей сейчас воссозданы фрагменты экспозиций «Испанская инквизиция» и «Кабинет алхимика». Они располагались в подвалах Казанского собора и работали до конца 1970-х, но легенда жива по сей день. Тогда это были тотальные инсталляции — теперь дефицит места позволяет показать лишь несколько орудий пыток и химическую посуду.

Фрагмент выставки «Начало. К 90-летию Музея истории религии». Фото: Государственный музей истории религии
Фрагмент выставки «Начало. К 90-летию Музея истории религии».
Фото: Государственный музей истории религии

Выставка «Начало» состоит из 100 предметов: больше не поместилось. Общая площадь музея 10 тыс. кв. м, и он нуждается в расширении. «В 2023 году планируем открыть постоянную экспозицию о раввинистическом иудаизме из предметов XVIII–XX веков, — говорит Екатерина Терюкова. — Будем выкраивать место в служебных помещениях. Хотя напротив нашего музея находится давно простаивающее здание петербургского почтамта. Разговоры о создании там общественного пространства затихли. Позвали бы нас! В наших фондах огромное количество крупногабаритной скульптуры, которую негде показывать. Красивая крытая арка, перекинутая через Почтамтскую улицу, связывает оба здания. Достаточно разобрать перегородку». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+