18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Наука всерьез взялась за Модильяни — и за его творчество, и за биографию

Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная со спины (Nu couché de dos)». 1917. Фото: Barnes Foundation
Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная со спины (Nu couché de dos)». 1917.
Фото: Barnes Foundation
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Эксперты объединили усилия под крылом филадельфийского Фонда Барнса, чтобы детально изучить технические аспекты живописи и скульптуры легендарного художника. Исследования в числе прочего помогают разобраться и в мифологии, давно окружившей его фигуру

Более века спустя после смерти Амедео Модильяни (1884–1920) новые технологии анализа помогли группе специалистов, работающих в Фонде Барнса в Филадельфии, исследовать ранее неизвестные особенности его авторской техники.

Получив классическое художественное образование в родной Италии, Модильяни в начале 1900-х годов, как и многие другие молодые художники той эпохи, отправился в Париж. Однако его богемная биография долгое время затмевала творческие достижения. Он получил прозвище Моди (игра слов, от французского maudit — «проклятый»), крутил бурные романы, жил в бедности, злоупотреблял алкоголем и наркотиками и умер от туберкулеза в возрасте всего 35 лет.

Но, несмотря на скандальную репутацию Модильяни, его произведения характеризуются стилистической сдержанностью и высоким техническим мастерством. Большая выставка в Фонде Барнса «Модильяни крупным планом» призвана подробно рассказать о методе художника. При ее подготовке искусствоведы работали совместно с реставраторами: главный куратор Фонда Барнса Нэнси Айрсон и старший директор по реставрации Барбара Бакли объединили усилия с куратором-консультантом Симонеттой Фракелли и Аннеттой Кинг, реставратором живописи из лондонского музея Тейт.

Экспозиция в Фонде Барнса. Фото: Barnes Foundation
Экспозиция в Фонде Барнса.
Фото: Barnes Foundation

Отправной точкой проекта стало предыдущее исследование, проведенное в 2017–2018 годах, когда 12 музеев изучили находящиеся в их коллекциях работы Модильяни при подготовке к его ретроспективе в Тейт Модерн, которую совместно курировали Айрсон и Фракелли. Кроме того, в нынешнем проекте учтены результаты исследования всех картин и скульптур Модильяни в государственных коллекциях Франции, проведенного в 2018–2021 годах.

Поскольку волей Альберта Кумса Барнса (1872–1951), основателя фонда своего имени, тому запрещено передавать произведения во временное пользование сторонним институциям, организация присоединилась к исследованию Тейт в удаленном режиме. В филадельфийском собрании находится 16 из более чем 60 произведений Амедео Модильяни, изученных в ходе подготовки новой выставки, поскольку Барнс был в числе первых коллекционеров его творчества и приобрел произведения Моди еще в 1922 году, сразу после основания своего фонда.

«Нам предстоит узнать еще очень многое о Модильяни как о художнике», — говорит Айрсон, которая перешла в Фонд Барнса из Тейт в 2018 году и руководила подготовкой этого выставочного проекта. В частности, до сих пор неясно, какая судьба постигла содержимое мастерской Модильяни после его смерти; к тому же он не оставил никаких записей, проливающих свет на его творческий метод.

Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная со спины». 1917. Рентгеновское изображение, на котором видна записанная композиция. Фото: Barnes Foundation
Амедео Модильяни. «Лежащая обнаженная со спины». 1917. Рентгеновское изображение, на котором видна записанная композиция.
Фото: Barnes Foundation

Выставку открывают произведения, созданные художником сразу после прибытия в Париж — в период, когда он нередко использовал старые холсты повторно, записывая как собственные, так и чужие работы. Благодаря новому рентгенографическому анализу удалось обнаружить ранее неизвестные наброски под двусторонней работой 1908 года «Обнаженная в шляпе» / «Портрет Мод Абрантес» из собрания Музея Хехта при Хайфском университете. Французские реставраторы нашли целых шесть записанных картин под «Антонией» (около 1915). На этом основании они предполагают, что из-за финансовых трудностей во время Первой мировой войны художник не имел возможности писать на новых холстах и был вынужден использовать старые.

Впрочем, результаты свежего исследования наводят на мысль, что к этому Модильяни подталкивала не только бедность. За свой первый написанный на заказ портрет «Жан-Батист Александр с распятием» (1909) он получил неплохой гонорар в 500 франков, но все равно предпочел написать его на старом холсте. Работая над «Хорошенькой домохозяйкой» (1915), он накладывал краску тонким слоем, так что кожа модели и плетеная корзина на холсте сливались с цветом и текстурой предыдущих картин, которые он записывал.

Подробности
Амедео Модильяни: еще и скульптор

Этот художник знаменит главным образом как живописец и график — его скульптурное наследие знакомо публике меньше. Хотя сам Моди испытывал к ваянию подлинную страсть, из-за которой даже на время почти забросил живопись. Его первым и важнейшим наставником стал Константин Бранкузи, отзывавшийся о скульп­турных опытах Модильяни с большим одобрением. От учителя тот перенял тягу к лаконизму и любовь к камню как материалу, но в целом работал абсолютно самостоятельно. Источником его вдохновения были архаические идолы, античные кариатиды, древнеегипетские изваяния, африканские маски. В 1911 году в парижской мастерской художника Амадеу ди Соза-Кардозу состоялась первая выставка скульптур Модильяни, которой он дал название «Столпы нежности». Через год уже новые его работы были показаны на Осеннем салоне. Воодушевленный художник даже поехал в Италию, в Ливорно, чтобы поработать там с мрамором, но плоды той «творческой командировки» не сохранились. По возвращении в Париж он больше скульптурой не занимался. Известно всего 25 скульптур Модильяни, созданных с 1909 по 1914 год.

Еще…

Что же касается скульптур, то исследования, похоже, свидетельствуют в пользу некоторых из существующих мифов. Про­анализировав восемь резных каменных голов, реставраторы сделали, как рассказывает Айрсон, «весьма приятное открытие». На нескольких головах обнаружилось скопление воска, что согласуется с историями о том, как Модильяни зажигал свечи над скульптурами в мастерской, чтобы имитировать атмосферу древнего храма. А ровные грани и метки каменщиков подтверждают рассказы о том, что он подбирал каменные блоки на парижских стройках.

По словам Барбары Бакли, реставраторы надеются, что накопленные за последние годы технические знания послужат «трамплином» для дальнейших исследований. «Быть может, наш проект поднимает больше вопросов, чем дает ответов», — полагает она.  

Фонд Барнса, Филадельфия
«Модильяни крупным планом»
До 29 января

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+