Более века спустя после смерти Амедео Модильяни (1884–1920) новые технологии анализа помогли группе специалистов, работающих в Фонде Барнса в Филадельфии, исследовать ранее неизвестные особенности его авторской техники.
Получив классическое художественное образование в родной Италии, Модильяни в начале 1900-х годов, как и многие другие молодые художники той эпохи, отправился в Париж. Однако его богемная биография долгое время затмевала творческие достижения. Он получил прозвище Моди (игра слов, от французского maudit — «проклятый»), крутил бурные романы, жил в бедности, злоупотреблял алкоголем и наркотиками и умер от туберкулеза в возрасте всего 35 лет.
Но, несмотря на скандальную репутацию Модильяни, его произведения характеризуются стилистической сдержанностью и высоким техническим мастерством. Большая выставка в Фонде Барнса «Модильяни крупным планом» призвана подробно рассказать о методе художника. При ее подготовке искусствоведы работали совместно с реставраторами: главный куратор Фонда Барнса Нэнси Айрсон и старший директор по реставрации Барбара Бакли объединили усилия с куратором-консультантом Симонеттой Фракелли и Аннеттой Кинг, реставратором живописи из лондонского музея Тейт.
Отправной точкой проекта стало предыдущее исследование, проведенное в 2017–2018 годах, когда 12 музеев изучили находящиеся в их коллекциях работы Модильяни при подготовке к его ретроспективе в Тейт Модерн, которую совместно курировали Айрсон и Фракелли. Кроме того, в нынешнем проекте учтены результаты исследования всех картин и скульптур Модильяни в государственных коллекциях Франции, проведенного в 2018–2021 годах.
Поскольку волей Альберта Кумса Барнса (1872–1951), основателя фонда своего имени, тому запрещено передавать произведения во временное пользование сторонним институциям, организация присоединилась к исследованию Тейт в удаленном режиме. В филадельфийском собрании находится 16 из более чем 60 произведений Амедео Модильяни, изученных в ходе подготовки новой выставки, поскольку Барнс был в числе первых коллекционеров его творчества и приобрел произведения Моди еще в 1922 году, сразу после основания своего фонда.
«Нам предстоит узнать еще очень многое о Модильяни как о художнике», — говорит Айрсон, которая перешла в Фонд Барнса из Тейт в 2018 году и руководила подготовкой этого выставочного проекта. В частности, до сих пор неясно, какая судьба постигла содержимое мастерской Модильяни после его смерти; к тому же он не оставил никаких записей, проливающих свет на его творческий метод.
Выставку открывают произведения, созданные художником сразу после прибытия в Париж — в период, когда он нередко использовал старые холсты повторно, записывая как собственные, так и чужие работы. Благодаря новому рентгенографическому анализу удалось обнаружить ранее неизвестные наброски под двусторонней работой 1908 года «Обнаженная в шляпе» / «Портрет Мод Абрантес» из собрания Музея Хехта при Хайфском университете. Французские реставраторы нашли целых шесть записанных картин под «Антонией» (около 1915). На этом основании они предполагают, что из-за финансовых трудностей во время Первой мировой войны художник не имел возможности писать на новых холстах и был вынужден использовать старые.
Впрочем, результаты свежего исследования наводят на мысль, что к этому Модильяни подталкивала не только бедность. За свой первый написанный на заказ портрет «Жан-Батист Александр с распятием» (1909) он получил неплохой гонорар в 500 франков, но все равно предпочел написать его на старом холсте. Работая над «Хорошенькой домохозяйкой» (1915), он накладывал краску тонким слоем, так что кожа модели и плетеная корзина на холсте сливались с цветом и текстурой предыдущих картин, которые он записывал.
Этот художник знаменит главным образом как живописец и график — его скульптурное наследие знакомо публике меньше. Хотя сам Моди испытывал к ваянию подлинную страсть, из-за которой даже на время почти забросил живопись. Его первым и важнейшим наставником стал Константин Бранкузи, отзывавшийся о скульптурных опытах Модильяни с большим одобрением. От учителя тот перенял тягу к лаконизму и любовь к камню как материалу, но в целом работал абсолютно самостоятельно. Источником его вдохновения были архаические идолы, античные кариатиды, древнеегипетские изваяния, африканские маски. В 1911 году в парижской мастерской художника Амадеу ди Соза-Кардозу состоялась первая выставка скульптур Модильяни, которой он дал название «Столпы нежности». Через год уже новые его работы были показаны на Осеннем салоне. Воодушевленный художник даже поехал в Италию, в Ливорно, чтобы поработать там с мрамором, но плоды той «творческой командировки» не сохранились. По возвращении в Париж он больше скульптурой не занимался. Известно всего 25 скульптур Модильяни, созданных с 1909 по 1914 год.
Что же касается скульптур, то исследования, похоже, свидетельствуют в пользу некоторых из существующих мифов. Проанализировав восемь резных каменных голов, реставраторы сделали, как рассказывает Айрсон, «весьма приятное открытие». На нескольких головах обнаружилось скопление воска, что согласуется с историями о том, как Модильяни зажигал свечи над скульптурами в мастерской, чтобы имитировать атмосферу древнего храма. А ровные грани и метки каменщиков подтверждают рассказы о том, что он подбирал каменные блоки на парижских стройках.
По словам Барбары Бакли, реставраторы надеются, что накопленные за последние годы технические знания послужат «трамплином» для дальнейших исследований. «Быть может, наш проект поднимает больше вопросов, чем дает ответов», — полагает она.
Фонд Барнса, Филадельфия
«Модильяни крупным планом»
До 29 января