Эту новость породило удивительное скрещение истории и географии. Пресс-служба Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина сообщила о помощи музея в восстановлении скульптуры, украшающей столицу Уругвая. Речь о легендарном конном памятнике кондотьеру Гаттамелате, воздвигнутом Донателло в середине XV века в итальянской Падуе. Вернее, о его бронзовой копии, что была торжественно открыта в 1950-х годах в Монтевидео. А в 2021 году, при начале ее реставрации, выяснилось, что у кондотьера украли шпоры (ведется административное расследование).
В мае того же года мэрия Монтевидео связалась с Мариной Лошак, директором ГМИИ, с просьбой помочь в восстановлении статуи. Почему обратились в Москву, а не в Падую? По той причине, что в конце XIX века профессор Иван Цветаев заказал идеально точный слепок памятника из тонированного гипса, украшающий сейчас Итальянский дворик. Как рассказал нам Игорь Бородин, заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ, оказалось, что когда-то сотрудники уругвайского музея в качестве туристов побывали в Москве и обратили внимание на «братскую» статую. Главное преимущество московского слепка перед падуанским оригиналом — его позиция: в Пушкинском музее он стоит на полу — в Италии же возвышается на постаменте высотой 8 м.
Другая причина может быть связана с давней коллизией. Бронзовый слепок «Гаттамелаты» для Монтевидео был заказан еще накануне Второй мировой войны. Этим занималась флорентийская мастерская Ferdinando Marinelli, ранее уже отправлявшая в Уругвай слепки «Давида» Микеланджело и конного памятника Бартоломео Коллеони авторства Андреа Вероккьо. Работы над копией возобновились после войны, но тем временем итальянское правительство успело принять закон, запрещающий вывоз реплик шедевров из страны. Уругвайский посол в Риме скандалил и давил; в итоге копию, законченную в 1955 году, выдали лишь спустя несколько лет.
Как рассказал нам Бородин, его сотрудники по просьбе уругвайцев провели 3D-сканирование обеих шпор кондотьера и выслали данные. В Монтевидео местные реставраторы, в свою очередь, методом 3D-печати распечатали файлы, получив точные копии шпор. Впрочем, устанавливать их на бронзовую статую нельзя: материалы, используемые при этом методе, еще не прошли проверку временем на прочность, к тому же их поверхность неидеальна. Так что «распечатки» были применены для формовки и дальнейшей отливки шпор старомодным способом из бронзы. Изготовленные фрагменты покрыли патиной и установили на место.
По словам Бородина, метод цифрового сканирования с последующей объемной печатью пока только находит свое применение в музейной реставрации, и чаще всего оно вспомогательное. Технологии еще не доведены до совершенства, и результаты пока далеки от идеала. Из недавних случаев Игорь Бородин припомнил распечатку «Танцующего амурчика» того же Донателло. Копия использовалась реставраторами музея при сложных расчетах механизмов крепления. Очевидно, что с таким объектом экспериментировать гораздо безопаснее, чем с оригиналом.