18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От нашего кондотьера — вашему: братская помощь уругвайским реставраторам

Для замены этого фрагмента уругвайской реплики статуи Гаттамелаты понадобилась помощь из Москвы. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Для замены этого фрагмента уругвайской реплики статуи Гаттамелаты понадобилась помощь из Москвы.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Оригинальный памятник военачальнику Гаттамелате был создан скульптором Донателло для города Падуи. Но у его реплик и копий появилась собственная жизнь. Одним из ее проявлений стало сотрудничество реставраторов из Москвы и Монтевидео

Эту новость породило удивительное скрещение истории и гео­графии. Пресс-служба Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина сообщила о помощи музея в восстановлении скульптуры, украшающей столицу Уругвая. Речь о легендарном конном памятнике кондотьеру Гаттамелате, воздвигнутом Донателло в середине XV века в итальянской Падуе. Вернее, о его бронзовой копии, что была торжественно открыта в 1950-х годах в Монтевидео. А в 2021 году, при начале ее реставрации, выяснилось, что у кондотьера украли шпоры (ведется административное расследование).

Памятник военачальнику Гаттамелате в Монтевидео. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Памятник военачальнику Гаттамелате в Монтевидео.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

В мае того же года мэрия Монтевидео связалась с Мариной Лошак, дирек­тором ГМИИ, с просьбой помочь в восстановлении статуи. Почему обратились в Москву, а не в Падую? По той причине, что в конце XIX века профессор Иван Цветаев заказал идеально точный слепок памятника из тонированного гипса, украшающий сейчас Итальянский дворик. Как рассказал нам Игорь Бородин, заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ, оказалось, что когда-то сотрудники уругвайского музея в качестве туристов побывали в Москве и обратили внимание на «братскую» статую. Главное преимущество московского слепка перед падуанским оригиналом — его позиция: в Пушкинском музее он стоит на полу — в Италии же возвышается на постаменте высотой 8 м.

Процесс реставрации памятника. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Процесс реставрации памятника.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

Другая причина может быть связана с давней коллизией. Бронзовый слепок «Гаттамелаты» для Монтевидео был заказан еще накануне Второй мировой войны. Этим занималась флорентийская мастерская Ferdinando Marinelli, ранее уже отправлявшая в Уругвай слепки «Давида» Микеланджело и конного памятника Бартоломео Коллеони авторства Андреа Вероккьо. Работы над копией возобновились после войны, но тем временем итальянское правительство успело принять закон, запрещающий вывоз реплик шедевров из страны. Уругвайский посол в Риме скандалил и давил; в итоге копию, законченную в 1955 году, выдали лишь спустя несколько лет.

Как рассказал нам Бородин, его сотрудники по просьбе уругвайцев провели 3D-сканирование обеих шпор кондотьера и выслали данные. В Монтевидео местные реставраторы, в свою очередь, методом 3D-печати распечатали файлы, получив точные копии шпор. Впрочем, устанавливать их на бронзовую статую нельзя: материалы, используемые при этом методе, еще не прошли проверку временем на прочность, к тому же их поверхность неидеальна. Так что «распечатки» были применены для формовки и дальнейшей отливки шпор старомодным способом из бронзы. Изготовленные фрагменты покрыли патиной и установили на место.

Копия шпор, созданная с помощью 3D-сканирования. Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Копия шпор, созданная с помощью 3D-сканирования.
Фото: ГМИИ им. А.С.Пушкина

По словам Бородина, метод цифрового сканирования с последующей объемной печатью пока только находит свое применение в музейной реставрации, и чаще всего оно вспомогательное. Технологии еще не доведены до совершенства, и результаты пока далеки от идеала. Из недавних случаев Игорь Бородин припомнил распечатку «Танцующего амурчика» того же Донателло. Копия использовалась реставраторами музея при сложных расчетах механизмов крепления. Очевидно, что с таким объектом экспериментировать гораздо безопаснее, чем с оригиналом.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+