Это первое после Аржана-2 выдающееся открытие, сделанное участниками Южно-Сибирской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа на территории Тывы за последние почти 20 лет. Сейчас в лабораториях музея идет интенсивная работа по сохранению уникальных вещей.
Тысячи изделий из золота, оружие, редкие предметы быта, монеты — с такой неожиданной находкой столкнулись этим летом археологи, проводившие раскопки кургана Чинге-Тей-1 в знаменитой Долине царей в Пий-Хемском районе Тывы. Исследования погребального комплекса Чинге-Тей-1 ведутся с 2008 года. Основной, «царский», курган этого памятника представляет собой двухметровую насыпь диаметром 75 м. Курган окружен рвом глубиной 3 м и диаметром 106 м. Захоронение, открытое в этом году археологами Эрмитажа, находилось в стороне от центра кургана.
«Это была редкая удача: грабители явно промахнулись мимо этой могилы, — рассказал TANR Константин Чугунов, ведущий сотрудник Эрмитажа, начальник Южно-Сибирской археологической экспедиции. — Вокруг было 9 ям, которые вырыли грабители, но они просчитались на 15 см, а нам повезло. Захоронение не тронули, хотя все погребение очень знатного молодого человека оказалось сильно вдавленным в землю, засыпанным камнями. Благодаря присутствию в экспедиции реставраторов нам удалось все спасти».
Из-за обвала камней могила была сильно деформированной и вдавленной в землю почти на 4 м. На этой глубине археологи обнаружили набор богато украшенного железного оружия: кинжал акинак, боевой топор чекан, лук в налучье, колчан со стрелами.
Ученым удалось установить, что погребение относится к концу VII — началу VI века до н.э.
К сожалению, предметы из железа сохранились очень плохо, как и вся органика. Зато в отличном состоянии золото. Одежду покойного и его колчан украшали почти 2 тыс. золотых бляшек в традиционном для скифов «зверином стиле». Золотые украшения в виде тигров и оленей стилистически перекликаются с находками из кургана Аржан-2.
По мнению ученых, тот факт, что в погребальном наряде были использованы штампованные, а не литые изделия из золота, часть из которых подвергалась ремонту, позволяет сделать вывод, что они открыли не царское захоронение, а могилу представителя скифской высшей знати.
Но самой важной находкой оказалось не золото. В этой могиле нашли стеклянную чашу работы ассирийских мастеров.
Она была раздавлена, но реставраторы из Эрмитажа уже почти восстановили ее. «Такого рода предметы из стекла практически не сохранились там, где их производили, — сообщил Константин Чугунов. — А курган в Туве неожиданно сохранил такую редкость. На мой взгляд, это самая значимая находка, хотя изделия из золота в традиционном скифском „зверином стиле“ тоже прекрасны».
Отдельно специалистами будут изучаться и останки древнего воина, извлеченные вместе со всем содержимым могилы и доставленные в Петербург. В Эрмитаже нет антропологов, поэтому все такого рода исследования, включающие генетический анализ, проводят специалисты Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры). По словам Константина Чугунова, им уже удалось собрать все лицевые кости и установить, что лицо покойного было раскрашено.
«Останки — всегда важный источник ценной информации, — подчеркивает он. — Кстати, образцы этого скелета уже взяты на генетический анализ. Исследованиями занимаются петербургские ученые».
По соглашению с правительством Республики Тыва все находки погребального комплекса Чинге-Тей-1 были привезены в Санкт-Петербург, а после тщательного изучения и обработки вернутся на родину. До этого Эрмитаж планирует провести большую выставку, посвященную работе своих археологов.