18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Золота скифов стало ощутимо больше, но ценны и другие находки, сделанные в Тыве

Бляха-нашивка в виде оленя из погребения Чинге-тей-1. Конец VII — начало VI в. до н.э. Фото: Государственный Эрмитаж
Бляха-нашивка в виде оленя из погребения Чинге-тей-1. Конец VII — начало VI в. до н.э.
Фото: Государственный Эрмитаж
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Археологам Государственного Эрмитажа в полевом сезоне 2022 года удалось сделать очередное сенсационное открытие. Множество предметов, созданных около полутора тысяч лет назад, извлечены из кургана Чинге-Тей-1 в саянской Долине царей

Это первое после Аржана-2 выдающееся открытие, сделанное участниками Южно-Сибирской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа на территории Тывы за последние почти 20 лет. Сейчас в лабораториях музея идет интенсивная работа по сохранению уникальных вещей.

Тысячи изделий из золота, оружие, редкие предметы быта, монеты — с такой неожиданной находкой столкнулись этим летом архео­логи, проводившие раскопки кургана Чинге-Тей-1 в знаменитой Долине царей в Пий-Хемском районе Тывы. Исследования погребального комплекса Чинге-Тей-1 ведутся с 2008 года. Основной, «царский», курган этого памятника представляет собой двухметровую насыпь диаметром 75 м. Курган окружен рвом глубиной 3 м и диаметром 106 м. Захоронение, открытое в этом году археологами Эрмитажа, находилось в стороне от центра кургана.

«Это была редкая удача: грабители явно промахнулись мимо этой могилы, — рассказал TANR Константин Чугунов, ведущий сотрудник Эрмитажа, начальник Южно-Сибирской археологической экспедиции. — Вокруг было 9 ям, которые вырыли грабители, но они просчитались на 15 см, а нам повезло. Захоронение не тронули, хотя все погребение очень знатного молодого человека оказалось сильно вдавленным в землю, засыпанным камнями. Благодаря присутствию в экспедиции реставраторов нам удалось все спасти».

Из-за обвала камней могила была сильно деформированной и вдавленной в землю почти на 4 м. На этой глубине археологи обнаружили набор богато украшенного железного оружия: кинжал акинак, боевой топор чекан, лук в налучье, колчан со стрелами.

Ученым удалось установить, что погребение относится к концу VII — началу VI века до н.э.

К сожалению, предметы из железа сохранились очень плохо, как и вся органика. Зато в отличном состоянии золото. Одежду покойного и его колчан украшали почти 2 тыс. золотых бляшек в традиционном для скифов «зверином стиле». Золотые украшения в виде тигров и оленей стилистически перекликаются с находками из кургана Аржан-2.

По мнению ученых, тот факт, что в погребальном наряде были использованы штампованные, а не литые изделия из золота, часть из которых подвергалась ремонту, позволяет сделать вывод, что они открыли не царское захоронение, а могилу представителя скифской высшей знати.

Но самой важной находкой оказалось не золото. В этой могиле нашли стеклянную чашу работы ассирийских мастеров.

Она была раздавлена, но реставраторы из Эрмитажа уже почти восстановили ее. «Такого рода предметы из стекла практически не сохранились там, где их производили, — сообщил Константин Чугунов. — А курган в Туве неожиданно сохранил такую редкость. На мой взгляд, это самая значимая находка, хотя изделия из золота в традиционном скифском „зверином стиле“ тоже прекрасны».

Отдельно специалистами будут изучаться и останки древнего воина, извлеченные вместе со всем содержимым могилы и доставленные в Петербург. В Эрмитаже нет антропологов, поэтому все такого рода исследования, включающие генетический анализ, проводят специалисты Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры). По словам Константина Чугунова, им уже удалось собрать все лицевые кости и установить, что лицо покойного было раскрашено.

«Останки — всегда важный источник ценной информации, — подчеркивает он. — Кстати, образцы этого скелета уже взяты на генетический анализ. Исследованиями занимаются петербургские ученые».

По соглашению с правительством Республики Тыва все находки погребального комплекса Чинге-Тей-1 были привезены в Санкт-Петербург, а после тщательного изучения и обработки вернутся на родину. До этого Эрмитаж планирует провести большую выставку, посвященную работе своих архео­логов.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+