Новый корпус Музеев Московского Кремля, располагающийся на Красной площади между ГУМом и Покровским собором (храмом Василия Блаженного), получил официальное название «К5» — по своему адресу: Красная площадь, дом 5. На пресс-конференции, посвященной запуску его сайта k5.kreml.ru, в музее рассказали о текущей стадии строительства. «Сейчас идут отделочные работы, — пояснила директор ММК Елена Гагарина. — К концу 2024 года, мы надеемся, основные работы по строительству будут закончены. Затем мы займемся приспособлением и переездом». Елена Гагарина не стала отвечать на прямой вопрос, какова же текущая дата открытия музея для широкой публики, — только напомнила, что сначала это планировалось сделать в 2021 году, но жизнь постоянно вторгается в планы. Подтверждать дату «2025», которая называлась в сентябре, она не стала.
Нехватку ряда строительных материалов и оборудования, возникшую с начала года, обойти удалось, но это не получается с другой проблемой — закупкой витрин для новой экспозиции, которых требуется очень много. В связи с санкциями это сверхпрочное стекло больше ввозить невозможно. В итоге, как рассказала директор, Музеи Кремля на пробу дали задание нескольким доступным компаниям и в конце декабря по результатам выберут исполнителя. На изготовление необходимого количества ориентировочно уйдет два года.
Елена Гагарина напомнила, что коллекция царских и императорских сокровищ всегда хранилась в Оружейной палате и вот она впервые покидает стены Кремля, причем предполагается, что надолго. «Это событие уникально и вызывает некоторое беспокойство изменением статус-кво. Но мы сделаем все, чтобы выполнить свою задачу», — сказала она. Во сколько раз вырастет число показываемых экспонатов, насколько шире развернется экспозиция в новых залах, окончательно в музее еще не понимают.
При этом важно, что часть экспонатов все-таки будет оставлена в залах исторической Оружейной палаты внутри Кремля. Это символы государственной власти, государственные регалии и награды. В Патриарших палатах будет создана совершенно новая экспозиция, посвященная истории института патриаршества на Руси. После приведения в порядок будет открыта для публики серия исторических пространств, которые сейчас заняты хранением, реставраторами и администрацией. В одном из них развернется экспозиция про основателя музея — Александра I. Также будет восстановлен интерьер храма Николая Угодника.
В новом корпусе К5 реставраторы получат огромное пространство — весь верхний этаж с отличным освещением. «Я надеюсь, что им будет очень удобно», — сказала директор Музеев Кремля. По словам Елены Гагариной, количество реставраторов в штате, вероятно, придется увеличить, чтобы возросла скорость приведения коллекции в порядок. Это хорошо бы сделать уже сейчас, так как последние годы они работают крайне усердно (оказалось, что предметов в идеальной сохранности не хватало, чтобы наполнить будущие гигантские площади). Однако пока новых реставраторов попросту некуда посадить.
Выйдя за древние стены наружу, Музеи Кремля наконец получат просторные и светлые пространства для временных выставок — два зала площадью примерно по 1 тыс. кв. м. Однако один из них в первые годы все-таки будет недоступен для устройства выставок: в него временно переместят коллекцию регалий из Оружейной палаты. Планируется, что после открытия К5 ее старое здание будет закрыто на реконструкцию. Когда же Оружейная палата вновь откроется, регалии вернутся внутрь Кремля и второй зал начнет работать как выставочный. Но, как долго это протянется — неясно.
Андрей Баталов, замдиректора Музеев Кремля по научной работе, рассказал нашему изданию об этой предполагаемой реконструкции: «Здание Оружейной палаты находится в относительно хорошем состоянии; мы тщательно следим за фасадом, на котором есть уязвимые белокаменные детали. Однако масштабных реставрационных работ здесь не производилось из-за присутствия постоянной экспозиции. Освободив помещения от экспонатов, мы получим возможность тщательной реставрации интерьеров, в том числе рельефов в залах, попытаемся разыскать и восстановить первоначальный воздуховод Константина Тона. Год-полтора должно уйти на изыскание и проектирование, около двух лет — на сами работы. Однако никаких точных дат пока нет. Все зависит от финансирования, которое Министерство культуры нам согласится выделить (и конечно, от размера этого финансирования). Параллельно нам необходимо закрыть на реставрацию Патриаршие палаты».