18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Кирилл Авелев рассказывает о своей коллекционерской стратегии

Кирилл Авелев. Фото: Архив Кирилла Авелева
Кирилл Авелев.
Фото: Архив Кирилла Авелева
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

Российский коллекционер и издатель, сравнивающий графику с поэзией, собравший впечатляющую коллекцию работ петербургских художников, разрабатывает тему, которую нередко называют широким термином «петербургский миф»

Полки на стенах петербургской квартиры Кирилла Авелева плотно забиты папками с работами на бумаге. Все оставшееся небольшое пространство увешано обрамленными рисунками; фоном звучат оперные арии. «Раньше в этом здании был французский книжный, в который ходил Пушкин, но никто не знает, где именно он находился», — рассказывает он. Очевидно, что страсть Авелева к коллекционированию родилась из его любви к своему городу, его истории, его художественным сокровищам и ускользающему, но вездесущему «петербургскому мифу». Когда он начал покупать произведения искусства в конце 1990-х, его первыми приобретениями были городские пейзажи, в том числе офорты Елены Новиковой (р. 1958), которые он купил в небольшой галерее в Летнем саду. И хотя круг его интересов со временем охватил самые разные темы — от книжной иллюстрации до ню, авторами работ неизменно были художники из Санкт-Петербурга. Он методично следил, чтобы в его коллекции были представлены все важные имена городской художественной сцены. «Я широко раскидывал свои сети, и художники, которых я не купил, до сих пор на меня дуются». И это всегда была графика, произведения на бумаге, по большей части черно-белые.

В петербургской квартире Кирилла Авелева. Фото: Архив Кирилла Авелева
В петербургской квартире Кирилла Авелева.
Фото: Архив Кирилла Авелева

Выбор произведений на бумаге как объекта коллекционирования сначала был сделан, скорее, интуитивно, но с годами стал более осмысленным. Авелев четко формулирует, что именно его привлекает. «В том, что касается художественного языка, графика строже, лаконичнее, более склонна оперировать знаками, обобщать, — объясняет он. — Графическое искусство можно сравнить с поэзией: правильные слова стоят в правильном порядке, в ней нет ничего избыточного, в то время как живопись похожа на роман Льва Толстого. Для меня графика — это квинтэссенция художественного творчества, потому что она полностью лишена материальности». Он приводит в пример ню своего любимого художника Петра Швецова (р. 1970), висящее в богатой позолоченной раме рядом с обеденным столом. «Посмотрите на нее… Она нарисована на салфетке!»

Александр Сколозубов. «Северо-венецианский гедонизм». 1977. Литография. Фото: Архив Кирилла Авелева
Александр Сколозубов. «Северо-венецианский гедонизм». 1977. Литография.
Фото: Архив Кирилла Авелева

Впервые Кирилл Авелев показал свое собрание широкой публике в 2001 году. Он организовал ряд выставок в государственных и частных музеях и галереях города, от «Эрарты» до выставочного зала «Манеж». Кроме того, он провел несколько персональных выставок в собственной квартире. Авелев быстро утратил интерес к приобретению работ через коммерческие галереи и начал посещать мастерские авторов. Ему понравилось общаться с художниками, и вскоре он начал все глубже погружаться в мир графических техник. Его завораживала эволюция идеи от первого наброска до конечного результата — гравюры. Он старается приобретать не только само произведение печатной графики, но и все наброски к нему.

Валентин Громов. «Кваренги. Публичная библиотека». 1983. Офорт. Фрагмент. Фото: Архив Кирилла Авелева
Валентин Громов. «Кваренги. Публичная библиотека». 1983. Офорт. Фрагмент.
Фото: Архив Кирилла Авелева

Один из ключевых принципов его коллекционерской стратегии — «от наброска к отпечатку». Поэтому переход от коллекционирования к издательскому делу произошел самым естественным образом. Ему удалось достать оригинальные рисунки Александра Флоренского (р. 1960) к культовому трехтомнику знаменитого писателя-эмигранта Сергея Довлатова, вышедшему в 1993 году (четвертый том появился тремя годами позже, в 1996-м. — TANR). Собрание было выпущено большим тиражом и стало обязательным элементом библиотеки каждой уважающей себя интеллигентской семьи в России. В 2008 году Кирилл Авелев решил издать иллюстрации в виде ограниченного тиража шелкографий. Затем последовали другие проекты, в том числе юбилейное издание графики Петра Швецова. «Я хотел таким образом отметить его сорокалетие и десятилетие с момента, когда я начал коллекционировать его произведения», — говорит издатель. Авелев обнаружил себя непреднамеренно идущим по стопам таких великих издателей livre d’artiste, как Ильязд (Илья Зданевич) и Амбруаз Воллар.

Татьяна Свирина. «По льду на Фонтанке». 2022. Литография. Фото: Архив Кирилла Авелева
Татьяна Свирина. «По льду на Фонтанке». 2022. Литография.
Фото: Архив Кирилла Авелева

Следующим шагом стал заказ графики непосредственно художникам для публикации в виде отдельных отпечатков или книг, выходивших ограниченным тиражом.

В последние пять-семь лет он несколько сместил фокус своего собрания на тему, которую нередко называют широким термином «петербургский миф». Его происхождение в изобразительном искусстве Кирилл Авелев прослеживает от художественного объединения начала ХХ века «Мир искусства», сформировавшегося вокруг одноименного журнала. В 1902 году в нем вышла статья художника и искусствоведа Александра Бенуа (1870–1960) «Живописный Петербург». «Это было радикально новое для того времени видение, — объясняет коллекционер. — Тогда Санкт-Петербург был столицей империи, городом полицейских участков и армейских бараков. Окутывающей его сейчас ауры мистической красоты, которую мы привыкли воспринимать как нечто само собой разумеющееся, не существовало».

Выставка «СПб Ч\Б МИФ» из коллекции Кирилла Авелева в ДК «Громов». Санкт-Петербург. 2021. Фото: Архив Кирилла Авелева
Выставка «СПб Ч\Б МИФ» из коллекции Кирилла Авелева в ДК «Громов». Санкт-Петербург. 2021.
Фото: Архив Кирилла Авелева

На протяжении многих лет Кирилл Авелев исследовал, как этот миф продолжал развиваться в произведениях петербургских-ленинградских художников разных поколений. Чтобы добавить современные работы, он обратился к художникам из поколения миллениалов, заказав троим из них серию графических работ, посвященных знаменитым архитекторам XVIII — начала ХХ века, чьи неоклассические ансамбли определили образ Санкт-Петербурга. Ася Маракулина (р. 1988), Алена Терешко (р. 1986) и Иван Чемакин (р. 1986) вступили в диалог с Джакомо Кваренги, Винченцо Бренной и Андреяном Захаровым соответственно. Художники изобразили неоклассический Петербург в том виде, в каком его задумывали эти архитекторы — как la citta ideale, идеальный город, не испорченный бездумной застройкой и ошибками городского планирования, допущенными последующими поколениями. Эти работы опубликовали в виде книг, вышедших ограниченным тиражом, дополнив их текстами ведущих искусствоведов и арт-критиков города.

Ася Маракулина. «Кваренги. Кабинет и Аничков мост». 2017. Литография. Фото: Архив Кирилла Авелева
Ася Маракулина. «Кваренги. Кабинет и Аничков мост». 2017. Литография.
Фото: Архив Кирилла Авелева

Некоторые из них осенью можно было увидеть на выставке «Комната К» («К» — одновременно первая буква слова «коллекционер» и имени «Кирилл») в Wynwood hotel на набережной канала Грибоедова, неподалеку от квартиры Авелева. С момента открытия в 2017 году этот отель с собственной стремительно растущей коллекцией искусства, амбициозной выставочной программой и художественными резиденциями стал важной точкой на карте современного искусства Санкт-Петербурга. Сейчас художникам-резидентам предлагают жить и работать прямо в номерах, но вскоре здесь откроется отдельная зона с просторными мастерскими. Графика из собрания Авелева экспонировалась в лобби, где ее могли видеть как гости отеля, так и посетители в любое время дня и ночи. Кроме того, была еще тайная часть выставки — в одном из номеров, «Комнате К», где экспозиция, состоящая из одного произведения искусства, менялась ежедневно.

«Каждый альбом имеет своего героя, местного персонажа, вроде бы неприметного, но определяющего атмосферу нашего бытования не менее архитектуры. Так, обложка альбома, посвященного Кваренги, „наполнена“ свежеогуречным ароматом корюшки, символа нашей балтийской гастрономии и идентичности, а в альбоме Захарова зудит комар, исконный обитатель невских болот и подвалов», — рассказывает коллекционер. 

Впервые опубликовано в издании Russian Art Focus 24 октября 2022

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+