18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

«ГЭС-2» укрупнился «Ударником»

Вид на Дом на набережной и «Ударник» с  Водоотводного канала. Фото: Pukhov K / Фотобанк Лори
Вид на Дом на набережной и «Ударник» с Водоотводного канала.
Фото: Pukhov K / Фотобанк Лори

Владельцем кинотеатра «Ударник» стало ООО «ГЭС-2», которому принадлежит и одноименный Дом культуры, открывшийся в декабре 2021 года в здании электростанции после ее реконструкции по проекту бюро Renzo Piano Building Workshop

Кинотеатр «Ударник», который долгое время арендовал глава BREUS Foundation Шалва Бреус и планировал построить там музей современного искусства, у Москвы приобрело ООО «ГЭС-2», владеющее расположенным рядом Домом культуры с таким же названием. Для него по проекту бюро Renzo Piano Building Workshop прицкеровского лауреата, соавтора Центра Помпиду Ренцо Пьяно была восстановлена и приспособлена дореволюционная московская электростанция, которая в новом статусе работает вот уже год.

Как пишет РБК, на момент сделки в конце октября компания полностью принадлежала председателю правления ПАО «Новатэк» Леониду Михельсону, а 20 января он передал контроль над «ГЭС-2» и «Ударником» своей дочери Виктории, в честь которой был назван основанный им и занимавшийся «ГЭС-2» и другими большими культурными проектами фонд V-A-C.

Руководителем «Ударника» стала Светлана Максимченко, до этого назначения возглавлявшая сеть «Москино» и департамент кинематографии Минкультуры РФ. Как она рассказала «Ведомостям», проект по реставрации кинотеатра находится на стадии проектирования, разрешение на строительство будет получено к концу 2023 года, сами реставрационные работы займут не менее четырех лет. Управлять «Ударником» будет команда кинотеатра.

«„Ударник“ будет восстановлен как событийный кинотеатр. Он станет площадкой не только для кинопремьер, но и для фестивалей, церемоний кинопремий, показов с живой музыкой. В здании разместятся пять кинозалов (один на 600 мест и четыре малых), кафе, книжный магазин, пространства для просветительских и выставочных проектов. На крыше откроются терраса и смотровая площадка», — цитирует издание Максимченко.

Опрошенные «Ведомостями» эксперты оценивают расходы на выкуп и восстановление кинотеатра не менее чем в 2 млрд руб.

Справка
Кинотеатр «Ударник»

«Ударник» был построен в конце 1920 — начале 1930-х годов по проекту Бориса Иофана как часть архитектурного комплекса Дома на набережной. Он стал первым кинотеатром, предназначенным для демонстрации звукового кино, а также был главной площадкой Московского международного кинофестиваля. Долгое время был самым крупным кинотеатром Москвы — «Ударник» вмещал 1,5 тыс. зрителей.

Здесь прошли премьерные показы фильмов «Цирк», «Веселые ребята», «Тихий Дон» и других.

В 2005 году кинотеатр был сдан в аренду компании «Каро», а с 2010 года все показы в нем были приостановлены. С 2012 по 2017 год там проходили церемонии вручения учрежденной BREUS Foundation Премии Кандинского.

Объект культурного наследия регионального значения.

Еще…

Пять лет, с 2012 по 2017 год, кинотеатр «Ударник» занимал фонд мецената Шалвы Бреуса — BREUS Foundation. Там проходили выставки номинантов Премии Кандинского, учрежденной фондом, а также зрелищные церемонии ее вручения. На сцене «Ударника» в это время было можно видеть звезд мирового искусства, а апофеозом одного из шоу стала имитация раскрытия купола, задуманного авторами здания как раздвижной (но со времен постройки этот механизм не использовался). Фонд взял кинотеатр «Ударник» в долгосрочную аренду с целью со временем открыть там музей современного искусства, основой которого стала бы коллекция Шалвы Бреуса. В 2014 году был даже проведен международный архитектурный конкурс, его победителем стало бельгийское бюро Robbrecht en Daem — автор проектов Whitechapel Gallery в Лондоне и Cinematek Film Museum в Брюсселе. Тогда Шалва Бреус оценивал инвестиции в реставрацию кинотеатра и создание в нем музея «в размере не менее $30 млн». Однако планам не было суждено осуществиться.

Работа Виктора Линского из проекта «Дефрагментация»  на VIII выставке номинантов Премии Кандинского 2014 года в кинотеатре «Ударник». Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Работа Виктора Линского из проекта «Дефрагментация» на VIII выставке номинантов Премии Кандинского 2014 года в кинотеатре «Ударник».
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

В 2014 году власти Москвы выставили «Ударник» на продажу, и в 2017 году договор аренды с фондом был расторгнут. «Многие годы мы платили городу аренду и, несмотря на то что наши проекты были культурными, никаких скидок мы не имели, — говорил Шалва Бреус в интервью нашему изданию. — За это время мы потратили много сил и денег на то, чтобы очистить здание, являющееся памятником культурного наследия, от поздних „наслоений“, до нас им кто только не пользовался, от автосалона до казино». Недавно меценат, фонд которого BREUS Foundation до сих пор вручает Премию Кандинского в России, анонсировал открытие музея в родной Грузии.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+