18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

История России и русского авангарда, рассказанная через фарфор

Николай Суетин. Чернильница с крышкой. ГФЗ. 1920-е. Фото: Государственный Эрмитаж
Николай Суетин. Чернильница с крышкой. ГФЗ. 1920-е.
Фото: Государственный Эрмитаж
№107, декабрь-январь 2023
№107
Материал из газеты

В Эрмитаже идет выставка, которую уже показывали в центре «Эрмитаж-Амстердам». Однако в России она выглядит иначе: русский авангард не заканчивается в 1936 году, а продолжает жить и делается традицией для современных фарфористов

На выставке собрано пять сотен произведений: картины звезд авангарда, эскизы росписей по фарфору и сами изделия, созданные на Государственном фарфоровом заводе в первые годы советской власти, современные объекты из «белого золота». В проекте, помимо Эрмитажа, участвуют Государственный Русский музей, фонд «Наследие» ИФЗ и частные коллекционеры.

Автор идеи и куратор выставки Анна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Эрмитажа, рассказала TANR, что стремилась через предметы прикладного искусства всего ХХ века представить три линии: историю России, историю русского авангарда и историю фарфора.

Говоря об этой выставке и проекте «Русский авангард. Революция в искусстве», который был показан в начале 2022 года в центре «Эрмитаж-Амстердам», Анна Иванова подчеркивает их различия. В Нидерландах рассказ заканчивался скульптурной группой «Под солнцем сталинской Конституции», которая маркировала окончание эпохи русского авангарда.

В новом проекте Эрмитаж показывает, что авангард продолжает жить и стал традицией для современных фарфористов.

Николай Суетин. Ваза «Ситчик». ГФЗ им. М.В. Ломоносова. 1930-е. Фото: Государственный Эрмитаж
Николай Суетин. Ваза «Ситчик». ГФЗ им. М.В. Ломоносова. 1930-е.
Фото: Государственный Эрмитаж

Символом предреволюционного фарфора считается серия статуэток «Народности России», заказанная Николаем II на ИФЗ незадолго до празднования 300-летия дома Романовых. Скульптор Павел Каменский успел создать 73 фигуры, показаны 12.

Две фигуры из серии «История российской гвардии», тарелки на военные сюжеты, которые делали в течение всего XIX века, две вазы с подглазурной росписью «Виды России», пасхальное яйцо как образец продукции, которую выпускал ИФЗ накануне революции, дают представление о традиционном русском искусстве того времени.

Точкой невозврата выбраны «Пейзаж» и эскиз к «Композиции V» Василия Кандинского и два «Супрематизма» Казимира Малевича. Новому обществу, возникшему после революции, нужно все новое, искусство в том числе. Лучший способ его внедрять — через бытовые предметы. Национализированный Императорский фарфоровый завод стал одним из главных центров нового искусства.

Сергей Чехонин, превосходный график, мастер шрифта, хорошо знавший народное искусство, стал главным художником ГФЗ. В первые годы советской власти он создает роспись для тарелки «Кубистическая с молотом». Рудольф Вильде — для кувшина «Разноцветные лучи с надписью „РСФСР“» и блюдца «Серп, молот и шестерня». Алексей Карев думал в том же направлении и нарисовал клеймо для изделий ГФЗ с изображением серпа, молота и части шестеренки. Несколько лет старые марки с двуглавыми орлами закрашивали ромбами или овалами. Потом перестали: на экспорт лучше работал прежний фирменный знак. Кстати, художники-авангардисты Илья Чашник и Николай Суетин продолжали работать на запасах императорского «белья», другого не было.

В 1921 году Кандинский создает эскиз декора чашки с блюдцем. Он показан вместе с самой малотиражной чашкой, приобретенной Эрмитажем в 2022 году и выставляемой впервые. В 1923 году Чехонина на посту главного художника ГФЗ сменяет Николай Пунин, который приглашает на завод Малевича. Тот создает несколько эскизов росписей для тарелок, а также знаменитые формы — «Получашка» и «Чайник с крышкой». На выставке они показаны вместе с двумя тарелками Малевича — «Динамическая композиция» и созданной по мотивам картины «Полет аэроплана».

Казимир Малевич. Чайник с крышкой. ГФЗ. 1920-е. Фото: Государственный Эрмитаж
Казимир Малевич. Чайник с крышкой. ГФЗ. 1920-е.
Фото: Государственный Эрмитаж

Чтобы показать, что русский авангард и его проявления в фарфоре сложны и ветвисты, на выставку позвали картины «Крестьянин в поле» и «Женский торс» из постсупрематического периода Малевича. А также картину Кузьмы Петрова-Водкина «На берегу», блюдо «Свадебное», сделанное по эскизу художника чуть ли не в единственном экземпляре, и его же чашку с блюдцем «Красные ромбики». Вряд ли Петров-Водкин создал «ромбики» под влиянием «Красного квадрата» Малевича, но аналогия напрашивается. Из экзотического впервые выставляется композиция «Охота на медведя», созданная в 1930 году студентом Института народов Севера нивхом Николаем Лонжеро. Она хранится в частном собрании.

«Второй авангард» времен хрущевской оттепели представлен произведениями учеников Малевича Анны Лепорской и Эдуарда Криммера, много лет работавших на Ленинградском фарфоровом заводе им. Ломоносова. Финальную точку фарфоровой линии ставят произведения наших современников: «Шахматы» и чайник «Корабль дураков» Михаила Сорокина, «Набор писателя» Инны Олевской, «Звуки мегаполиса» Татьяны Афанасьевой, а также произведения, созданные разными авторами в последние годы.

В проект включены редкие книги из библиотеки Эрмитажа и авангардные ткани. В 1920 году Пунин опубликовал под шапкой ИЗО Наркомпроса свой текст «Памятник III Интернационала: проект худ. В.Е.Татлина». По чистой случайности Владимир Татлин не был приглашен на ГФЗ, чтобы создавать росписи для фарфора.

Финал выставки — реконструкция трех костюмов Варвары Степановой, созданная петербургским fashion-дизайнером Денисом Казанцевым. Два — к спектаклю «Смерть Тарелкина» в постановке Всеволода Мейерхольда и спортивный костюм для Александра Родченко, спутника Степановой по жизни и в искусстве. Архивное фото Родченко прилагается.  

Государственный Эрмитаж
«Русский авангард. Искусство для нового мира»
До 26 марта

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+