18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дома культуры как основа советской ДНК

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В Манеже реконструировали советскую культуру — от проекта Мавзолея до мозаик Нади Леже

Более 700 произведений — архитектурные проекты, живопись, скульптура, графика, кинофильмы, театральные эскизы, фотография, музыкальные записи — из музеев и архивов двух российских столиц собрал Музейно-выставочный центр «РОСИЗО» в проекте, посвященном 100-летию со дня образования Советского Союза.

Антон Горланов и Алина Корень, кураторы выставки, попытались объединить все это многообразие советского художественного продукта под одной крышей. В Стране Советов ДК — дворец или дом культуры — должен был заменить сразу и одновременно церковь, трактир, хождение в гости к родственникам, с челобитными — к начальникам.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Строго говоря, начало подобной деятельности было положено еще до 1917 года петербургскими народными домами Николая II и графини Софьи Паниной. Но это была благотворительная экзотика. Советский ДК призван был стать домом родным для любого. Чтобы, не выходя на улицу, тот мог посмотреть выставку и спектакль, увидеть новый кинофильм и послушать музыку, почитать в библиотеке книги и поучаствовать в диспуте о поэзии. Тогда никто не знал слова «интерактивность», но кружки и мастерские в ДК, предоставлявшие желающим возможность рисовать, лепить, вышивать, петь, танцевать и лицедействовать, смогли стать «местом силы», реальной альтернативой дореволюционному быту. Во всяком случае, по многочисленным воспоминаниям тех, кто в 1920–1960-е годы дневал и ночевал в ДК. Выставка «ДК СССР» средствами разных визуальных искусств демонстрирует энергетику и эманацию того времени.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Впервые показывают эскизы проектов Мавзолея Ленина из Российского государственного архива социально-политической истории. Они были присланы на открытый всесоюзный конкурс 1924 года. Контрапунктом к ним станут материалы архитектурного конкурса на небоскреб Дворца Советов, в котором победил Борис Иофан.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Впервые в Москву привезли мозаики Надежды Ходасевич-Леже, которые в 1972 году были подарены художницей Советскому Союзу и с момента передачи городу Дубне не покидали площади перед местным Домом культуры.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Самый большой раздел подготовил для «ДК СССР» Государственный Русский музей. Социалистический реализм представлен во всех изводах — от «Портрета ударника завода им. К.Маркса И.И.Гирьята» Василия Зверева и картины «В.И.Ленин на II Съезде Советов среди делегатов-крестьян» Сергея Герасимова до «Делегаток» Александра Самохвалова и «Портрета ударницы Молодцовой» Алексея Пахомова. Еще одна картина Самохвалова — блистательная «Кондукторша» — взята из постоянной экспозиции ГРМ.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Разумеется, не забыта абсолютная классика ХХ века: «Крестьянка» и «Две мужские фигуры» Казимира Малевича, «Колхозник» и «Формула весны» Павла Филонова, «Рабочие» и «Селедка» Кузьмы Петрова-Водкина.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Редко покидает невские берега собрание книжной графики ГРМ. Когда еще можно будет увидеть иллюстрации Веры Ермолаевой к «Ивану Иванычу Самовару» Даниила Хармса и «Рыбакам» Александра Введенского, Владимира Конашевича — к «Игрушкам» Сергея Погореловского, Владимира Лебедева — к «Усатому-полосатому» Самуила Маршака, Татьяны Мавриной — к «Сказочной азбуке», Мая Митурича-Хлебникова — к «Угомону» того же Маршака, Николая Тырсы — к «Республике ШКИД» Леонида Пантелеева и Григория Белых!

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

Государственная Третьяковская галерея отвечает произведениями Эрика Булатова, Франциско Инфанте-Араны, Таира Салахова. Театральный музей им. А.А.Бахрушина достал из фондов эскизы женского костюма и костюма Фигаро, созданные кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном в начале 1920-х годов, когда он служил в театре.

Выставка «ДК СССР». Фото: Пресс-служба РОСИЗО
Выставка «ДК СССР».
Фото: Пресс-служба РОСИЗО

За фотографию отвечают 50 портретов, сделанных Евгением Халдеем. На них счастливые лица посетителей ДК. Специально для проекта композитор Алексей Ретинский написал саундтрек, который звучит под архивную видеохронику.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
«ДК СССР»
До 1 апреля

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+