18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Величие русского балета покажут в петербургском Манеже

Афиша выставки «Первая позиция. Русский балет». Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»
Афиша выставки «Первая позиция. Русский балет».
Фото: Центральный выставочный зал «Манеж»
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Выставка-спектакль кажется беспроигрышным вариантом: балетом в нашей стране принято гордиться и восхищаться. Экспонаты предоставят четыре десятка российских музеев, архивов и библиотек

В пресс-релизе, посвященном проекту «Первая позиция. Русский балет», формат события определяется как выставка-спектакль. Сразу вспоминается интересный опыт петербургского «Манежа» двухлетней давности, когда главные произведения отечественной скульптуры, от Федота Шубина до Александра Матвеева, демонстрировались под аккомпанемент классических оперных арий. То зрелище вызвало неоднозначную реакцию в диапазоне от сильнейшего раздражения до абсолютного восторга.

На этот раз в центре внимания оказался русский балет, чье величие продемонстрировано с помощью вполне традиционных музейных экспонатов: живописи, графики, скульптуры, костюма, документов, личных вещей выдающихся танцовщиков и балетмейстеров из четырех десятков российских музеев, архивов и библиотек. Чтобы добавить экспозиции зрелищности, решено было дополнить музейные экспонаты мультимедийными инсталляциями и цифровыми технологиями.

Савелий Сорин. «Портрет балетмейстера М.М. Фокина». 1926. Фото: Государственный Русский музей
Савелий Сорин. «Портрет балетмейстера М.М. Фокина». 1926.
Фото: Государственный Русский музей

Кажется, это беспроигрышный вариант: все-таки любителей балета у нас в стране традиционно больше, чем ценителей оперы, к тому же это одна из тех областей русской культуры, которой привычно гордиться и восхищаться. Оте­чественные достижения в области классического танца на протяжении многих лет остаются одной из самых популярных тем для выставок в наших музеях. Так, в прошлом, 2022 году можно вспомнить экспозиции, посвященные русским балетным сезонам Сергея Дягилева в Третьяковке и театру Бориса Эйфмана в Шереметьевском дворце в Петербурге — Музее театрального и музыкального искусства. К тому же участие театрального декоратора Павла Каплевича и одного из самых успешных экспозиционных дизайнеров Агнии Стерлиговой в качестве кураторов должно обеспечить выставке в Манеже как минимум зрительский успех и высокую посещаемость.

Экспозиция поделена на тематические разделы, среди которых «Русские сезоны», «Советский балет», «История балетного костюма», «Физика и анатомия тела», «Школа русского балета». По замыслу кураторов (со стороны выставочной площадки эту экспозицию готовила также и.о. генерального директора ЦВЗ «Манеж» Анна Ялова) выставка приглашает посетителей в увлекательное путешествие по истории балетного танца в России.

Наталья Данько. «Балерина А.П. Павлова в концерном номере "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса». 1930-е. Фото: Государственный Русский музей
Наталья Данько. «Балерина А.П. Павлова в концерном номере "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса». 1930-е.
Фото: Государственный Русский музей

Хотя родиной балета считаются Франция и Италия, в России это искусство достигло небывалых вершин. Впрочем, история отечественного балета начинается весьма скромно, когда в 1738 году на высочайшем уровне было удовлетворено прошение французского танцмейстера господина Ланде открыть в Петербурге первую школу балетного искусства, которая впоследствии стала легендарной Академией русского балета имени Агриппины Вагановой. Впрочем, основы самой знаменитой педагогической системы в области балета были заложены еще преподавательницей Вагановой Екатериной Вазем. В молодости она была первой исполнительницей ведущих партий в спектаклях, поставленных Мариусом Петипа — автором хореографии чуть ли не ко всей русской балетной классике. Среди учеников Екатерины Вазем — Агриппина Ваганова, Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Ольга Преображенская, звезды золотого века отечественного балета, когда слава о нем простиралась далеко за пределы Российской империи благодаря организаторскому дару Сергея Дягилева и триумфу его «Русских сезонов» в Париже. Вскоре уже и никакой Российской империи не стало, пришедший ей на смену Советский Союз отгородился от мира железным занавесом, и балет был одним из немногих искусств, которому удавалось прорваться через него с помощью зарубежных гастролей Большого и Кировского, а также в лице знаменитых невозвращенцев Михаила Барышникова и Рудольфа Нуреева. Словом, сейчас вполне свое­временной представляется идея напомнить о том, почему балет у нас — на первых позициях.  

Центральный выставочный зал «Манеж»
«Первая позиция. Русский балет»
22 февраля – 21 мая

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+