— Юлия, как появилась концепция выставки?
В основе серии изначально лежит поиск внутреннего баланса как часть моего интереса к восточным философии и практике, которые мне очень близки.
Заглавная работа проекта так и называется — «Баланс». Тема баланса является общим местом для всех скульптур серии. Подобно тому, как играющие дети пытаются удержать равновесие, ступая по лежащему на земле канату, так же и все мы каждый день стремимся обрести и удержать внутренний баланс. Если говорить о восточной культуре, то тибетская традиция как раз и призывает нас к поиску своего собственного, так называемого срединного пути, избегая при этом крайностей и категоричности.
Все работы серии «Баланс» раскрывают тему с разных сторон, выражая те или иные аспекты этого явления. Это как в музыкальном произведении, где все ноты связаны между собой и собираются в общую мелодию. Надо сказать, что границы серии открыты, она продолжает пополняться новыми работами.
— Какие еще темы находят воплощение в вашем творчестве?
Мне интересна тема вдохновения и творческого импульса: как он зарождается, через какие образы реализуется, какие персоналии в мировой культуре его воплощают. В размышлениях на эту тему появился ряд работ: «Орфей», «Искусство фуги», «Чайковский», «Венеция» и другие. Я говорю об этом тем языком, который мне доступен, — для меня это язык скульптуры.
— Вы сделали нетипичную выставку скульптуры…
Специально под проект «Баланс» мы создали особую атмосферу выставки, где зритель может глубже погрузиться в переживания и восприятие своего опыта. Специально подобранные куратором проекта Викторией Ступиной запахи, звуки и цветочные композиции задействуют практически все органы чувств. Такое уникальное пространство выставки помогает зрителю легче сонастроиться с работами.
— Как вы пришли к восточной тематике в работах?
Тема Востока близка мне с детства. В библиотеке моего отца были книги по йоге и восточной философии. В 19 лет я впервые оказалась в Индии. Надо сказать, что в мой первый приезд я понятия не имела о том, что такое Индия, однако она меня сразу увлекла своим колоритом и духовной культурой, которая там очень разнообразна. Традиция философской и религиозной мысли очень богата в этой стране. Именно в Индии я впервые встретилась и с йогой, и с медитацией, именно там ко мне пришло осознание, что мне хотелось бы заниматься изобразительным искусством. Правда, тогда я даже не понимала, как это реализовать… Там же, в Индии, я встретилась и с тибетской традицией, которая и явилась поводом и вдохновением для этой серии.
— Где вы обучались скульптуре?
Я училась в Суриковском институте на кафедре скульптуры, у меня классическое академическое образование. Однако путь к скульптуре был непрямым. Изначально меня интересовал рисунок, я была очень им увлечена. В художественном училище бытовало мнение, что скульпторы — лучшие рисовальщики. Так я начала заглядывать на кафедру скульптуры, а потом и окончательно перевелась туда. Затем уже поступила на «скульптуру» в Суриковский институт. Моими профессорами были М.В.Переяславец и Н.В.Колупаев.
— Считается, что создание скульптуры в бронзе — это достаточно тяжелый физический труд для женщины.
На мой взгляд, это стереотип — думать, что женщина-скульптор — это что-то небывалое. Гендерных преград я здесь не вижу, благо опыт в этой сфере наработан большой. Советская школа ваяния дала нам плеяду выдающихся женщин-мастеров, среди которых были В.И.Мухина, С.Д.Лебедева, Е.Ф.Белашова, А.Г.Пологова, Б.Ю.Сандомирская и другие; чуть раньше работала А.С.Голубкина.
Открою маленькую тайну: Вера Мухина, когда создавала «Рабочего и колхозницу», самолично стальные выколотки не делала и по строительным лесам не бегала, разве что для авторского надзора. Этим занимались рабочие. Она же работала над авторским замыслом, эскизом, рабочей моделью, и уже по этой модели сделали то, что вы сейчас видите на ВДНХ.
Конечно, скульптура имеет свою специфику. Работа эта сложная, особенно если не делегировать ее и самому, например, формовать, обрабатывать бронзу, пилить, варить. Это с женской хрупкой натурой мало коррелирует. Скульптура — многоэтапный процесс. Какие-то этапы работы я делаю сама, на других необходима помощь профессионалов. Помимо автора, в создании скульптуры принимают участие форматоры, восковщики, обработчики, литейщики. Какую-то часть технической работы я часто выполняю самостоятельно, например обработку бронзы, что бывает нелегко, но это не основа моей деятельности. И конечно, заливать раскаленную бронзу в формы я вряд ли буду сама: это горячо, тяжело и страшно. Так что всю самую тяжелую физическую работу как раз таки делают мужчины. Разумеется, я с ними тут не буду конкурировать, да и смысла не вижу. И потом, я занимаюсь станковой скульптурой, размеры работ здесь относительно небольшие, так что я во многом справляюсь своими силами.
Честно говоря, я больше стараюсь сосредоточиться на творческой части: на идее, создании композиции, лепке.
— Как появился ваш псевдоним ULAFONBERBER?
Он появился очень давно, лет 20 назад, когда я покинула родной дом и началась кочевая жизнь. Имя это было придумано для моей электронной почты. В детстве я учила немецкий язык, и героиню одной из книг звали Ула (Ula), что и есть Юля. А Berber — это как раз про кочевников и путешественников. Я ассоциировала их со свободой, смелостью и силой духа, что позволили древним племенам Северной Африки — берберам — сохранить свои традиции и язык. Fon — это аллюзия к von, что говорит о принадлежности к роду, этакая Ула из рода кочевников. Плюс это еще и аристократическая приставка. Поэтому я иногда шучу, что я — берберская принцесса. Вообще, ULAFONBERBER — это про какую-то игру противоположностей: социального, цивилизованного и дикого, «непричесанного», и между ними fon как мостик. И вновь будто балансируешь между этими двумя гранями. Когда я была готова уже заявить о себе в публичном пространстве, то подумала, что не хочу отказываться от этого имени. Я с ним сблизилась, оно отзывается во мне.
— Вы как-то продвигаете свои работы через соцсети?
Этот проект прежде всего для тех людей, которые ищут возможность соприкоснуться со своим внутренним миром. Мы с куратором Викторией Ступиной внимательно относимся ко всем формам продвижения, однако для себя избрали путь живого общения зрителя с работами, так что акцент делаем на выставках. Скульптура все-таки трехмерный объект, и его сложно воспринимать в режиме онлайн, хотя у меня есть красивый и информативный сайт.
Когда я познакомилась с творчеством Юли, только закончилась первая волна COVID-19. Два года удушливой атмосферы не могли не отразиться на арт-сообществе. Многие рефлексировали на тему пандемии. Одни говорили, что настал конец, другие, наоборот, кидались в крайность катарсиса всего человечества. Но вот ощущение спокойной уверенности в завтрашнем дне никак не удавалось поймать. Мне позвонил один хороший знакомый, но не из мира искусства, и сказал, что есть автор, в которого он очень верит, и что он хотел бы мне показать его работы. На экране его телефона я увидела фото «Баланса», теперь заглавной работы в серии. Она изображает маленького мальчика — монаха, который идет по канату и пытается поймать тот самый баланс, который позволит ему уверенно двигаться дальше. Мы с Юлей считаем, что истинное искусство сохранения баланса — это не достижение статичности и не точка, в которой нужно замереть. Это внутренняя опора, которая позволяет тебе продолжать свой путь. Бесценно найти такой канат внутри себя. И я, увидев работу Юли, сказала: «Вот оно!» Мне стало очень интересно посмотреть и на другие работы автора и познакомиться с человеком, чей дух и сознание смогли воплотиться в такую актуальную форму. И может быть, это наш вклад в то, чтобы помочь людям в столь непростое время хотя бы ненадолго заглянуть внутрь себя и сохранить равновесие. Многие мои коллеги сейчас отменяют выставки и говорят, что «не время» и «не до искусства». Я же считаю, что сейчас как никогда важен смысл того, что мы показываем, что мы несем людям. Я уверена: каждый из нас должен делать то, что в его силах, чтобы помочь себе и окружающим сохранить внутренний баланс в это непростое время. И для нас с Юлей это выставка одноименной серии «Баланс».
Партнерский материал