18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Выставка-трактат Анатолия Зверева о жизни и искусстве открыта в Музее AZ

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В фокусе внимания оказались литературные произведения художника, точнее, сложный микс слов и образов: поэзия, тексты, графический дизайн, карандашные наброски и живопись

Это уже 11-й по счету выставочный проект про Анатолия Зверева, подготовленный музеем, носящим его имя. Неиссякаемый энтузиазм директора Наталии Опалевой и ее коллег, с которыми она изучает и пропагандирует наследие художника, а также мастеров его круга и времени, не может не вызывать уважения.

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

На сей раз в фокусе внимания оказались литературные произведения Зверева, точнее, сложный микс слов и образов: поэзия, тексты, графический дизайн, карандашные наброски, живопись и прочее. Каждая из этих работ невелика по размеру, но, собранные вместе (на выставке представлено 170 экспонатов), они дают представление о самом что ни на есть непосредственном проявлении таланта. Впрочем, непосредственность — базовая особенность Зверева-творца.

Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

Одним из главных событий выставки стал показ архивного собрания трактатов Зверева, впервые оцифрованных и представленных на суд публики. Прочитав «Трактат о живописи» Леонардо, художник последовал его примеру и сочинил десятки аналогичных текстов.

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

По мнению хранителя музея Натальи Волковой, было бы неверно отделять в них слово от визуальных образов. Искусство Зверева — это «изопоэзия, изолитература». Сочинял ли Анатолий Тимофеевич прозу или рисовал портреты, он оставался виртуозом импровизаций. И этот его талант, как мгновенная заморозка, сохранил и донес до нас его личность и интеллект. Наверное, для многих станет открытием, что Зверев не только неприкаянный романтический гений, рисовавший портреты, как говорится, не приходя в сознание, но что он — наблюдательный ироничный человек, что он легко находил остроумные поэтические метафоры и играючи создавал изумительные по тонкости шрифты.

Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

Когда видишь шуточное посвящение его «Трактата о живописи» «Румневу Александру Александровичу. Лучшему из лучших, мудрейшему из мудрейших», то буквально слышишь интонацию с подтекстом. Когда видишь, как это посвящение лихо скомпоновано на листе и красиво написано, то вспоминаешь анекдот про Михаила Врубеля из мемуаров Константина Коровина. Врубель так бедствовал, что для заработка подписывал на заказ рождественские открытки. Его шрифты были настолько прекрасны, что у Коровина с Серовым фраза одной открытки — «Левочке привет!» — стала мемом. Многие зверевские изречения тоже хочется разобрать на присказки, и не только из-за шрифтов. «Широкая натура, прекрасные глаза. // Рисует, пишет штурмом // Целые воза» — это он о Пабло Пикассо. «То дамочка усталая, / То модернизма шок» — тоже о картинах Пикассо. Или прозаическое: «Следуя заветам нашего давнишнего друга Леонардо, душа переполняется чувством традиционного».

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

К открытию выставки Музей AZ подготовил факсимильное издание «Трактата о живописи» 1959 года, посвященного коллекционеру Георгию Костаки. Трактат опубликован с комментариями известного филолога и текстолога, переводчика и искусствоведа Николая Котрелева.  

Музей AZ
«Мой учитель Леонардо»
До 5 ноября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+