18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Всегда женское, но не всегда советское искусство

Александра Якобсон. Фотография из семейного архива. Фото: Государственный музей «Царскосельская коллекция»
Александра Якобсон. Фотография из семейного архива.
Фото: Государственный музей «Царскосельская коллекция»
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Каталог выставки Александры Якобсон, недавно проходившей в «Галеев-галерее», преподносит живопись и графику этой художницы как плоды внутренней приверженности автора модернизму и женской эмансипации

Подлинное искусствоведение не разделяет художников на знаменитых и безвестных. Эта прерогатива остается за капризной жизнью и переменчивой судьбой. Пожалуй, даже более ценно возвращение из несправедливого забвения потерянного имени, нежели хождение проторенными тропами. Склонность к первому отличает деятельность «Галеев-галереи». Недавно здесь показывали наследие Александры Якобсон (1903–1966), и к выставке был приурочен научный каталог.

«Александра Якобсон (1903–1966): Живопись, графика, письма»/Авторы-составители И. И. Галеев, А. М. Успенский и др. М.: Гале­ев­галерея, 2022. 232 с.: 173 ил.
«Александра Якобсон (1903–1966): Живопись, графика, письма»/Авторы-составители И. И. Галеев, А. М. Успенский и др. М.: Гале­ев­галерея, 2022. 232 с.: 173 ил.

Художницу эту все же нельзя назвать непризнанной и забытой. Дочь сосланного в Иркутск народника (потомка варягов), Александра Якобсон не подвергалась, по счастью, образовательным и профессиональным ограничениям в годы советской власти; избежала она репрессий и во время террора. Хотя ей доводилось часто оказываться в тисках цензуры и госзаказа. Вот как она описывала приемку иллюстраций к «Царевне-лягушке»: «На торжественное объявление, что со мной договор к расторжению приготовлен, я стала снимать лаковые туфли, купленные на аванс. Я помню, что это было для меня естественным — снять с себя все и уйти босиком, зато совершенно свободной от того количества глупостей, которые были высказаны по поводу моего труда» (из письма к Виталию Бианки от 10 июля 1955 года).

В Иркутске педагогом Якобсон был Иван Копылов, рекомендовавший ее затем своему соученику Кузьме Петрову-Водкину. В мастерской последнего Якобсон училась во ВХУТЕИНе в 1925–1930 годах. С «Детгизом» начала сотрудничать с 1926-го, а после обучения — и с «Учпедгизом». Так определилась ее судьба: Якобсон иллюстрировала книги преимущественно детские. В библиографическом разделе каталога приводится свыше 70 наименований книг, оформленных ею. Она вполне сознательно и с удовольствием участвовала в кампании ликбеза. «Мое народничество вовсе не временное увлечение, а свойство моего искусства» (из письма к Георгию Федорову от 25 марта 1955 года).

Казалось бы, канонический образ художницы давно сложился. Тем не менее выставка и каталог «Галеев-галереи» представили во многом иной образ, не отрицающий, но сильно дополняющий образ уже существующий. Об этой корректировке написано во вступительной статье Антона Успенского. Еще более важны фактические доказательства, представленные в книге. Речь о письмах Александры Якобсон друзьям и о ее рукотворных «книгах художницы» — «Ангелица» и «Стрекоза и Муравей». Эти архивные разделы книги представляют не меньшую ценность, нежели собственно каталог экспонированных работ.

Александра Якобсон. «Дроля. Танцы в деревне». 1957. Эскиз литографии. Собрание семьи Бианки. Фото: Галеев-галерея
Александра Якобсон. «Дроля. Танцы в деревне». 1957. Эскиз литографии. Собрание семьи Бианки.
Фото: Галеев-галерея

Во-первых, артистичная и музыкальная Якобсон бессознательно, быть может, применяла в работе метод Константина Станиславского («перевоплощение не только в крестьянку или графиню, но и в птицу, и в тигра, и в комара»). Нетрудно оценить в этом ракурсе важность женской иконографии в ее творчестве. Например, среди сочинений Александра Солженицына она выделяла «Матренин двор» и намеревалась его иллюстрировать (сохранились эскизы обложки). Бесчисленные ее женские изображения, одиночные и групповые, портреты женщин трудящихся и отдыхающих, часто сопровождаемые, по примеру Павла Федотова, остроумными прозаическими и стихотворными текстами, — все они складывались в коллективный портрет советской женщины. Причем портрет не официозный, а достаточно правдивый. Эта женская иконография может быть сопоставлена с работами француженки Мари Лорансен, только их героини, пожалуй, существуют в разных технологических мирах.

Кажется, упоминаний имени Лорансен в переписке и архиве Якобсон нет. Но известен ее живой интерес к творчеству западных модернистов. Увлечение художницы античным искусством стоит анализировать вместе с ее высокой оценкой работ Пабло Пикассо. Во время поездки в Великобританию в 1960 году Якобсон делала наброски в музеях для собственной памяти, и работы Генри Мура не укрылись от ее внимания.

Свойством, приближающим Якобсон к модернизму, была ее способность к остранению. Она определила в себе две ипостаси — «странствующего шведа Якобсена» и художницу Никифорову (материнская фамилия). Можно предположить, что на запечатленный ею «советский фиас», сообщество эмансипированных женщин, как у древних греков, она смотрела любящими глазами варяга. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+