Первая в истории экспозиция включает 19 из 25 приписываемых художнику картин, в том числе присланные такими грандами, как Галерея Уффици, Музей Прадо и Музей истории искусств в Вене. Они экспонируются бок о бок с произведениями художников, оказавших влияние на Чекко, включая работы самого Караваджо. Исследователи считают, что Чекко стал подмастерьем Караваджо в юном возрасте и позировал для некоторых из его полотен, в числе которых «Принесение в жертву Исаака» (около 1598) и «Амур-победитель» (около 1602), одновременно осваивая динамическую композицию, драматическое использование светотени и сложные драпировки, характерные для его учителя. Судя по архивам органов правопорядка, Чекко, как и Караваджо, случалось нарушать закон с применением насилия. Однако до сравнительно недавнего времени личность художника оставалась загадкой для ученых.
Лишь в 1990 году искусствовед Джанни Папи установил, что за псевдонимом Чекко скрывался художник Франческо Бонери, родившийся, вероятно, в окрестностях Бергамо. Попытки узнать о нем больше осложняются отсутствием свидетельств и о рождении, и о смерти. «И при жизни, и после смерти художника вокруг него существовало своего рода damnatio memoriae («проклятие памяти». — TANR), — рассказывает Папи, который выступил куратором выставки. — Он был бунтовщиком, жившим по собственным правилам, и людям хотелось забыть о нем».
Во время подготовки выставки удалось установить, что семьи Меризи и Бонери были, по всей видимости, тесно связаны (по словам Папи, представители обоих семейств упоминаются в числе гостей одной свадьбы в 1601 году). Проработав некоторое время в Риме, юный художник мог бежать в Неаполь вместе с Караваджо, после того как тот совершил убийство в 1606 году. Папи объясняет, что чувственность образов Караваджо, для которых, предположительно, позировал Чекко, по-видимому, свидетельствует о близких отношениях между ними. Он полагает, что выражающий принадлежность предлог del в прозвище молодого художника также намекает на их связь (а вот Чекко — это всего лишь уменьшительно-ласкательная форма имени Франческо).
На выставке представлены выдающиеся работы Чекко, в том числе полное драматизма полотно «Изгнание торгующих из храма» (около 1613–1615) и картина «Мастер по изготовлению музыкальных инструментов» (1610), которую Пепи называет «очень амбициозной». «Мы получаем возможность увидеть, что Чекко был самым современным и, пожалуй, самым интеллектуальным из всех караваджистов», — говорит он.
За открывающим выставку разделом, посвященным неаполитанским картинам художника, следуют его работы на тему музыки и некоторые из самых чувственных его произведений. «Зрители смогут оценить, насколько бесстрашным был этот художник, — говорит Папи. — Они увидят, что он не шел на уступки и доводил уроки Караваджо до новых крайностей».
Академия Каррары
«Другой Караваджо. Чекко дель Караваджо. Примерный ученик, ученик-модель»
До 4 июня