18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Покупательская активность снижается, качество произведений растет

Портрет светлейшей княгини Анны Ивановны Лопухиной Карла Брюллова был продан за 7 млн руб. на аукционе в Москве. Фото: Клуб коллекционеров графики
Портрет светлейшей княгини Анны Ивановны Лопухиной Карла Брюллова был продан за 7 млн руб. на аукционе в Москве.
Фото: Клуб коллекционеров графики
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Оборот российского рынка искусства по итогам 2022 года составил более $88 млн, коллекционеры все чаще предпочитают российские аукционы

Эксперты онлайн-пла­тформы для проведения аукционов Bid­spirit подвели итоги 2022 года. По их данным, оборот аукционов с февраля прошлого года снизился на 12% (очевидно, на это повлияли внешнеполитические события). Одновременно отмечается, что «заметно выросло качество предложения — на рынке оказалось большое количество крупных шедевров, которые в прежние времена могли уйти на зарубежные площадки».

До сих пор все сколько-нибудь значимые произведения русского искусства, которые по закону еще подлежат вывозу за рубеж, владельцы стремились выставить на русские торги Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams, которые проходили в Лондоне. В 2022 году проведение аукционов русского искусства как самостоятельной категории было приостановлено, наиболее значимые произведения русского искусства разошлись по торгам других категорий вроде «Искусства XIX века» или «Изделий из серебра», перекочевали с лондонских аукционов на парижские — словом, растворились в плотном графике бесчисленных торгов, которые проходят в разных уголках Европы и США. В то же время значительная часть российских коллекционеров, привыкших покупать за рубежом и составлявших ядро аудитории лондонских русских торгов, оказались забанены на международных аукционах. В этой ситуации, если у кого-то из владельцев первоклассных произведений искусства сейчас возникает необходимость продать их, им остается рассчитывать лишь на внутренний российский рынок.

Этим можно объяснить тот факт, что интерес к ультрадорогим лотам остался стабильно высоким. «Качественные предметы, как и раньше, продаются хорошо. Можно даже сказать, что интерес к ним вырос в условиях внешних ограничений. Пострадал сегмент недорогих, более „эмоциональных“ покупок. Сейчас коллекционеры стараются относиться к покупке более рационально», — поясняет основатель аукционного дома «Русская эмаль» Владимир Лабазов. Эксперты Bidspirit считают, что эта тенденция «показывает поддержку внутреннего рынка сообществом» и будет продолжена.

Композиция резная из кости «Изгнание Адама и Евы из Рая» в раме красного дерева. Санкт-Петербургские или Холмогорские мастерские. Конец XVIII в. Фото: Русская эмаль
Композиция резная из кости «Изгнание Адама и Евы из Рая» в раме красного дерева. Санкт-Петербургские или Холмогорские мастерские. Конец XVIII в.
Фото: Русская эмаль

Выход на рынок топовых вещей подтверждают и другие профессионалы, работающие в российском аукционном бизнесе. «В 2022-м на открытые торги поступили не менее значительные, а по некоторым позициям превосходящие по качеству и редкости произведения, чем в 2021 году, то есть дефицита хороших картин не было», — отмечает основатель и генеральный директор аукциона ArtSale.info Константин Бабулин. О причинах он говорит так: «В массе своей это люди, которые уезжали из страны и продавали свои коллекции». О том, что число коллекционеров искусства, скорее, снижается, зато оставшиеся пользуются моментом и активно обогащают свои собрания, косвенно свидетельствуют и цифры, предоставленные Bidspirit. Так, если в 2021 году количество активных пользователей платформы увеличилось в два раза — до 92 тыс. человек, то в 2022 году пришло всего 10 тыс. новых игроков, то есть прирост новых участников сократился значительно.

Зато в 2022-м появилось сразу несколько новых аукционов. В первую очередь это Аукционный дом Клуба коллекционеров графики, а также Петербургский аукционный дом. У истоков двух этих организаций стоит коллекционер Сергей Подстаницкий. «Рынок все больше переходит из галерей на аукционы, поскольку для покупателя аукцион выглядит более открытым и доступным. Среди огромного количества аукционов потребитель выбирает специализированные, потому что больше им доверяет, — отмечает он. — В них проще разобраться и что-то найти, чем среди огромных массивов различного материала». Под занавес прошлого года на аукционе Клуба коллекционеров графики за 15 млн руб. была продана первая часть коллекции икон музыканта Александра Липницкого. (Кстати, продажу коллекций целиком тоже можно отнести к тенденциям прошлого года.) Среди других рекордов клуба — 7 млн руб. за редкую акварель Карла Брюллова.

«Святой Иоанн Предтеча Ангел Пустыни». Начало XVIII в. Коллекция Александра Липницкого. Фото: Клуб коллекционеров графики
«Святой Иоанн Предтеча Ангел Пустыни». Начало XVIII в. Коллекция Александра Липницкого.
Фото: Клуб коллекционеров графики

Оборот российского арт-рынка по итогам 2022 года оценивается экспертами Bidspirit в $88 млн. За год оте­чественные аукционные дома реализовали через площадку порядка 232 тыс. предметов — на 11 тыс. меньше, чем в предыдущем году. Понятно, что это данные только одной платформы, но считается, что на ее долю приходится до 99% всех российских онлайн-торгов искусством. Получается, что снижение продаж в прошлом году было незначительным, особенно если учесть почти апокалиптические настроения, которые высказывали многие игроки арт-рынка весной. Еще один немаловажный фактор — феноменально хорошие итоги предшествовавшего, 2021 года. Тогда на повестке еще оставались пандемия и связанные с ней ограничения, торговля полностью ушла в интернет, но для арт-бизнеса он был одним из самых успешных. Сохранить те же темпы роста в следующем году было бы сложно, а тут еще и серьезные геополитические потрясения, пик которых пришелся на февраль — март и сентябрь — месяцы, традиционно считающиеся высоким сезоном для рынка предметов искусства.

Можно сказать, что если не весь внутренний рынок искусства, то аукционный уж точно выстоял и продемонстрировал устойчивость в сложных обстоятельствах. «Мы оказались в ситуации, когда бизнес замкнулся на внутреннем рынке. Это оказало как негативное, так и позитивное влияние. Если раньше коллекционеры предпочитали международные аукционы, то сейчас они тестируют не менее интересные отечественные. Постепенно закрома будут открываться, все чаще на торги будут выходить вещи, связанные с первыми именами. Уже сейчас это стало заметно на примере живописи и графики. По всей видимости, тенденция продолжится в 2023 году», — отмечает президент компании Bidspirit Александр Киселевский.

Что касается цен, то они, по мнению Константина Бабулина, «скорректировались в правильную сторону». «Когда в начале марта доллар стоил 150 руб., мы думали, что цены будут закладываться с запасом на 200, в торговле наступит кризис, предложение будет слабенькое и по таким ценам, по которым никто не будет покупать. И этого также не произошло», — говорит он.

Кстати, корректировка произошла именно при определении резервных цен, что означает здравый подход владельцев предметов. Разумеется, сами аукционы, как и прежде, могут преподнести сюрпризы. Например, композиция из кости на аукционе «Русской эмали» ушла с молотка за 1,2 млн руб. при стартовой цене лота в 165 тыс. руб. и стала одной из самых неожиданных продаж аукционного дома. Другой пример: ваза с горгульей XIX века производства завода братьев Корниловых, стартовая цена которой составляла 70 тыс. руб., в итоге достигла полумиллиона. В сегменте декоративно-прикладного искусства вообще отмечен рекордный рост стоимости продаж, а особой популярностью в том году пользовались изделия из фарфора и кости. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+