Эксперты онлайн-платформы для проведения аукционов Bidspirit подвели итоги 2022 года. По их данным, оборот аукционов с февраля прошлого года снизился на 12% (очевидно, на это повлияли внешнеполитические события). Одновременно отмечается, что «заметно выросло качество предложения — на рынке оказалось большое количество крупных шедевров, которые в прежние времена могли уйти на зарубежные площадки».
До сих пор все сколько-нибудь значимые произведения русского искусства, которые по закону еще подлежат вывозу за рубеж, владельцы стремились выставить на русские торги Sotheby’s, Christie’s, MacDougall’s и Bonhams, которые проходили в Лондоне. В 2022 году проведение аукционов русского искусства как самостоятельной категории было приостановлено, наиболее значимые произведения русского искусства разошлись по торгам других категорий вроде «Искусства XIX века» или «Изделий из серебра», перекочевали с лондонских аукционов на парижские — словом, растворились в плотном графике бесчисленных торгов, которые проходят в разных уголках Европы и США. В то же время значительная часть российских коллекционеров, привыкших покупать за рубежом и составлявших ядро аудитории лондонских русских торгов, оказались забанены на международных аукционах. В этой ситуации, если у кого-то из владельцев первоклассных произведений искусства сейчас возникает необходимость продать их, им остается рассчитывать лишь на внутренний российский рынок.
Этим можно объяснить тот факт, что интерес к ультрадорогим лотам остался стабильно высоким. «Качественные предметы, как и раньше, продаются хорошо. Можно даже сказать, что интерес к ним вырос в условиях внешних ограничений. Пострадал сегмент недорогих, более „эмоциональных“ покупок. Сейчас коллекционеры стараются относиться к покупке более рационально», — поясняет основатель аукционного дома «Русская эмаль» Владимир Лабазов. Эксперты Bidspirit считают, что эта тенденция «показывает поддержку внутреннего рынка сообществом» и будет продолжена.
Выход на рынок топовых вещей подтверждают и другие профессионалы, работающие в российском аукционном бизнесе. «В 2022-м на открытые торги поступили не менее значительные, а по некоторым позициям превосходящие по качеству и редкости произведения, чем в 2021 году, то есть дефицита хороших картин не было», — отмечает основатель и генеральный директор аукциона ArtSale.info Константин Бабулин. О причинах он говорит так: «В массе своей это люди, которые уезжали из страны и продавали свои коллекции». О том, что число коллекционеров искусства, скорее, снижается, зато оставшиеся пользуются моментом и активно обогащают свои собрания, косвенно свидетельствуют и цифры, предоставленные Bidspirit. Так, если в 2021 году количество активных пользователей платформы увеличилось в два раза — до 92 тыс. человек, то в 2022 году пришло всего 10 тыс. новых игроков, то есть прирост новых участников сократился значительно.
Зато в 2022-м появилось сразу несколько новых аукционов. В первую очередь это Аукционный дом Клуба коллекционеров графики, а также Петербургский аукционный дом. У истоков двух этих организаций стоит коллекционер Сергей Подстаницкий. «Рынок все больше переходит из галерей на аукционы, поскольку для покупателя аукцион выглядит более открытым и доступным. Среди огромного количества аукционов потребитель выбирает специализированные, потому что больше им доверяет, — отмечает он. — В них проще разобраться и что-то найти, чем среди огромных массивов различного материала». Под занавес прошлого года на аукционе Клуба коллекционеров графики за 15 млн руб. была продана первая часть коллекции икон музыканта Александра Липницкого. (Кстати, продажу коллекций целиком тоже можно отнести к тенденциям прошлого года.) Среди других рекордов клуба — 7 млн руб. за редкую акварель Карла Брюллова.
Оборот российского арт-рынка по итогам 2022 года оценивается экспертами Bidspirit в $88 млн. За год отечественные аукционные дома реализовали через площадку порядка 232 тыс. предметов — на 11 тыс. меньше, чем в предыдущем году. Понятно, что это данные только одной платформы, но считается, что на ее долю приходится до 99% всех российских онлайн-торгов искусством. Получается, что снижение продаж в прошлом году было незначительным, особенно если учесть почти апокалиптические настроения, которые высказывали многие игроки арт-рынка весной. Еще один немаловажный фактор — феноменально хорошие итоги предшествовавшего, 2021 года. Тогда на повестке еще оставались пандемия и связанные с ней ограничения, торговля полностью ушла в интернет, но для арт-бизнеса он был одним из самых успешных. Сохранить те же темпы роста в следующем году было бы сложно, а тут еще и серьезные геополитические потрясения, пик которых пришелся на февраль — март и сентябрь — месяцы, традиционно считающиеся высоким сезоном для рынка предметов искусства.
Можно сказать, что если не весь внутренний рынок искусства, то аукционный уж точно выстоял и продемонстрировал устойчивость в сложных обстоятельствах. «Мы оказались в ситуации, когда бизнес замкнулся на внутреннем рынке. Это оказало как негативное, так и позитивное влияние. Если раньше коллекционеры предпочитали международные аукционы, то сейчас они тестируют не менее интересные отечественные. Постепенно закрома будут открываться, все чаще на торги будут выходить вещи, связанные с первыми именами. Уже сейчас это стало заметно на примере живописи и графики. По всей видимости, тенденция продолжится в 2023 году», — отмечает президент компании Bidspirit Александр Киселевский.
Что касается цен, то они, по мнению Константина Бабулина, «скорректировались в правильную сторону». «Когда в начале марта доллар стоил 150 руб., мы думали, что цены будут закладываться с запасом на 200, в торговле наступит кризис, предложение будет слабенькое и по таким ценам, по которым никто не будет покупать. И этого также не произошло», — говорит он.
Кстати, корректировка произошла именно при определении резервных цен, что означает здравый подход владельцев предметов. Разумеется, сами аукционы, как и прежде, могут преподнести сюрпризы. Например, композиция из кости на аукционе «Русской эмали» ушла с молотка за 1,2 млн руб. при стартовой цене лота в 165 тыс. руб. и стала одной из самых неожиданных продаж аукционного дома. Другой пример: ваза с горгульей XIX века производства завода братьев Корниловых, стартовая цена которой составляла 70 тыс. руб., в итоге достигла полумиллиона. В сегменте декоративно-прикладного искусства вообще отмечен рекордный рост стоимости продаж, а особой популярностью в том году пользовались изделия из фарфора и кости.