18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Покровителем Вермеера оказалась женщина

Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Фрагмент. Фото: Rijksmuseum, Amsterdam
Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Фрагмент.
Фото: Rijksmuseum, Amsterdam

Билеты на большую выставку Яна Вермеера, которая работает до 4 июня в Рейксмузеуме, раскуплены. А в каталоге опубликовано исследование, согласно которому покровителем художника была женщина

Кураторы ретроспективы Яна Вермеера, открывшейся 10 февраля в амстердамском Рейксмузеуме и билеты на которую вплоть до 4 июня разлетелись в первые же дни, полагают, что главным покровителем художника на самом деле была женщина. Многие десятилетия считалось, что его покровителем был состоятельный житель Делфта Питер ван Рёйвен, но новое исследование показало, что его супругу Марию де Кнёйт с Вермеером связывали более тесные и давние отношения.

Личность главного покровителя Вермеера чрезвычайно важна, поскольку этот человек приобрел половину всех произведений художника, то есть по меньшей мере 20 работ. Не менее существенно, что де Кнёйт начала собирать его картины около 1657 года — как раз в то время, когда Вермеер стал постепенно уходить от традиционных религиозных и мифологических сюжетов, все чаще обращаясь к изображению интригующих сцен с молодыми женщинами в интерьерах. Это значит, что де Кнёйт (вместе с мужем) вполне могла поощрять художника на этом пути — и тем самым способствовать появлению того Вермеера, которого мы знаем и любим сегодня.

В экспозиции Рейксмузеума «Вермеер» представлено не менее 14 картин, когда-то принадлежавших де Кнёйт. В их числе такие знаменитые произведения, как «Молочница» (1658–1659, собрание Рейксмузеума) и «Девушка с жемчужной сережкой» (1664–1667, коллекция гаагского Маурицхёйса) — последняя пробудет в Амстердаме до 30 марта. Эти 14 картин составляют половину всех экспонатов амстердамской выставки. По данным Рейксмузеума, корпус работ Вермеера состоит в общей сложности из 37 произведений.

Один из кураторов выставки, Питер Рулофс, подчеркивает, что де Кнёйт, которая была старше Вермеера на девять лет, жила неподалеку от его дома и, вероятно, видела его «играющим на улице по соседству еще мальчишкой». В завещании, написанном в 1655 году, она оставила художнику 500 гульденов, из чего можно сделать вывод, что они состояли в дружеских отношениях (Вермеер, впрочем, не получил этих денег, так как умер раньше нее). В 1657 году муж де Кнёйт дал художнику взаймы 200 гульденов.

Опись поместья Магдалены ван Рёйвен, включающая 20 картин Вермеера (апрель 1683). Фото: Городской архив Делфта
Опись поместья Магдалены ван Рёйвен, включающая 20 картин Вермеера (апрель 1683).
Фото: Городской архив Делфта

В каталоге выставки Рулофс отмечает, что в нидерландском обществе XVII века, де Кнёйт, «как хозяйка дома, по всей видимости, играла главную роль в вопросах меблировки жилья и покупки картин». В те времена живопись рассматривали как «часть домашней утвари и тем самым как предмет бытового потребления». Таким образом, по его мнению, «все указывает на тот факт, что картины Вермеера собирала именно де Кнёйт».

Ван Рёйвен умер в 1674 году, его жена — в 1681-м. В описи семейного имущества, составленной после смерти их дочери Магдалены в 1682 году, упоминаются 20 картин кисти Яна Вермеера. Одна из них висела на кухне (возможно, «Молочница»), еще две хранились в подвале. Муж Магдалены Якоб Диссиус скончался в 1695 году, и после его смерти на продажу выставили 21 работу Вермеера.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+