18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Покровителем Вермеера оказалась женщина

Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Фрагмент. Фото: Rijksmuseum, Amsterdam
Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Фрагмент.
Фото: Rijksmuseum, Amsterdam

Билеты на большую выставку Яна Вермеера, которая работает до 4 июня в Рейксмузеуме, раскуплены. А в каталоге опубликовано исследование, согласно которому покровителем художника была женщина

Кураторы ретроспективы Яна Вермеера, открывшейся 10 февраля в амстердамском Рейксмузеуме и билеты на которую вплоть до 4 июня разлетелись в первые же дни, полагают, что главным покровителем художника на самом деле была женщина. Многие десятилетия считалось, что его покровителем был состоятельный житель Делфта Питер ван Рёйвен, но новое исследование показало, что его супругу Марию де Кнёйт с Вермеером связывали более тесные и давние отношения.

Личность главного покровителя Вермеера чрезвычайно важна, поскольку этот человек приобрел половину всех произведений художника, то есть по меньшей мере 20 работ. Не менее существенно, что де Кнёйт начала собирать его картины около 1657 года — как раз в то время, когда Вермеер стал постепенно уходить от традиционных религиозных и мифологических сюжетов, все чаще обращаясь к изображению интригующих сцен с молодыми женщинами в интерьерах. Это значит, что де Кнёйт (вместе с мужем) вполне могла поощрять художника на этом пути — и тем самым способствовать появлению того Вермеера, которого мы знаем и любим сегодня.

В экспозиции Рейксмузеума «Вермеер» представлено не менее 14 картин, когда-то принадлежавших де Кнёйт. В их числе такие знаменитые произведения, как «Молочница» (1658–1659, собрание Рейксмузеума) и «Девушка с жемчужной сережкой» (1664–1667, коллекция гаагского Маурицхёйса) — последняя пробудет в Амстердаме до 30 марта. Эти 14 картин составляют половину всех экспонатов амстердамской выставки. По данным Рейксмузеума, корпус работ Вермеера состоит в общей сложности из 37 произведений.

Один из кураторов выставки, Питер Рулофс, подчеркивает, что де Кнёйт, которая была старше Вермеера на девять лет, жила неподалеку от его дома и, вероятно, видела его «играющим на улице по соседству еще мальчишкой». В завещании, написанном в 1655 году, она оставила художнику 500 гульденов, из чего можно сделать вывод, что они состояли в дружеских отношениях (Вермеер, впрочем, не получил этих денег, так как умер раньше нее). В 1657 году муж де Кнёйт дал художнику взаймы 200 гульденов.

Опись поместья Магдалены ван Рёйвен, включающая 20 картин Вермеера (апрель 1683). Фото: Городской архив Делфта
Опись поместья Магдалены ван Рёйвен, включающая 20 картин Вермеера (апрель 1683).
Фото: Городской архив Делфта

В каталоге выставки Рулофс отмечает, что в нидерландском обществе XVII века, де Кнёйт, «как хозяйка дома, по всей видимости, играла главную роль в вопросах меблировки жилья и покупки картин». В те времена живопись рассматривали как «часть домашней утвари и тем самым как предмет бытового потребления». Таким образом, по его мнению, «все указывает на тот факт, что картины Вермеера собирала именно де Кнёйт».

Ван Рёйвен умер в 1674 году, его жена — в 1681-м. В описи семейного имущества, составленной после смерти их дочери Магдалены в 1682 году, упоминаются 20 картин кисти Яна Вермеера. Одна из них висела на кухне (возможно, «Молочница»), еще две хранились в подвале. Муж Магдалены Якоб Диссиус скончался в 1695 году, и после его смерти на продажу выставили 21 работу Вермеера.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+