Кураторы ретроспективы Яна Вермеера, открывшейся 10 февраля в амстердамском Рейксмузеуме и билеты на которую вплоть до 4 июня разлетелись в первые же дни, полагают, что главным покровителем художника на самом деле была женщина. Многие десятилетия считалось, что его покровителем был состоятельный житель Делфта Питер ван Рёйвен, но новое исследование показало, что его супругу Марию де Кнёйт с Вермеером связывали более тесные и давние отношения.
Личность главного покровителя Вермеера чрезвычайно важна, поскольку этот человек приобрел половину всех произведений художника, то есть по меньшей мере 20 работ. Не менее существенно, что де Кнёйт начала собирать его картины около 1657 года — как раз в то время, когда Вермеер стал постепенно уходить от традиционных религиозных и мифологических сюжетов, все чаще обращаясь к изображению интригующих сцен с молодыми женщинами в интерьерах. Это значит, что де Кнёйт (вместе с мужем) вполне могла поощрять художника на этом пути — и тем самым способствовать появлению того Вермеера, которого мы знаем и любим сегодня.
В экспозиции Рейксмузеума «Вермеер» представлено не менее 14 картин, когда-то принадлежавших де Кнёйт. В их числе такие знаменитые произведения, как «Молочница» (1658–1659, собрание Рейксмузеума) и «Девушка с жемчужной сережкой» (1664–1667, коллекция гаагского Маурицхёйса) — последняя пробудет в Амстердаме до 30 марта. Эти 14 картин составляют половину всех экспонатов амстердамской выставки. По данным Рейксмузеума, корпус работ Вермеера состоит в общей сложности из 37 произведений.
Один из кураторов выставки, Питер Рулофс, подчеркивает, что де Кнёйт, которая была старше Вермеера на девять лет, жила неподалеку от его дома и, вероятно, видела его «играющим на улице по соседству еще мальчишкой». В завещании, написанном в 1655 году, она оставила художнику 500 гульденов, из чего можно сделать вывод, что они состояли в дружеских отношениях (Вермеер, впрочем, не получил этих денег, так как умер раньше нее). В 1657 году муж де Кнёйт дал художнику взаймы 200 гульденов.
В каталоге выставки Рулофс отмечает, что в нидерландском обществе XVII века, де Кнёйт, «как хозяйка дома, по всей видимости, играла главную роль в вопросах меблировки жилья и покупки картин». В те времена живопись рассматривали как «часть домашней утвари и тем самым как предмет бытового потребления». Таким образом, по его мнению, «все указывает на тот факт, что картины Вермеера собирала именно де Кнёйт».
Ван Рёйвен умер в 1674 году, его жена — в 1681-м. В описи семейного имущества, составленной после смерти их дочери Магдалены в 1682 году, упоминаются 20 картин кисти Яна Вермеера. Одна из них висела на кухне (возможно, «Молочница»), еще две хранились в подвале. Муж Магдалены Якоб Диссиус скончался в 1695 году, и после его смерти на продажу выставили 21 работу Вермеера.