18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Покровителем Вермеера оказалась женщина

Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Фрагмент. Фото: Rijksmuseum, Amsterdam
Ян Вермеер. «Молочница». Около 1660. Фрагмент.
Фото: Rijksmuseum, Amsterdam

Билеты на большую выставку Яна Вермеера, которая работает до 4 июня в Рейксмузеуме, раскуплены. А в каталоге опубликовано исследование, согласно которому покровителем художника была женщина

Кураторы ретроспективы Яна Вермеера, открывшейся 10 февраля в амстердамском Рейксмузеуме и билеты на которую вплоть до 4 июня разлетелись в первые же дни, полагают, что главным покровителем художника на самом деле была женщина. Многие десятилетия считалось, что его покровителем был состоятельный житель Делфта Питер ван Рёйвен, но новое исследование показало, что его супругу Марию де Кнёйт с Вермеером связывали более тесные и давние отношения.

Личность главного покровителя Вермеера чрезвычайно важна, поскольку этот человек приобрел половину всех произведений художника, то есть по меньшей мере 20 работ. Не менее существенно, что де Кнёйт начала собирать его картины около 1657 года — как раз в то время, когда Вермеер стал постепенно уходить от традиционных религиозных и мифологических сюжетов, все чаще обращаясь к изображению интригующих сцен с молодыми женщинами в интерьерах. Это значит, что де Кнёйт (вместе с мужем) вполне могла поощрять художника на этом пути — и тем самым способствовать появлению того Вермеера, которого мы знаем и любим сегодня.

В экспозиции Рейксмузеума «Вермеер» представлено не менее 14 картин, когда-то принадлежавших де Кнёйт. В их числе такие знаменитые произведения, как «Молочница» (1658–1659, собрание Рейксмузеума) и «Девушка с жемчужной сережкой» (1664–1667, коллекция гаагского Маурицхёйса) — последняя пробудет в Амстердаме до 30 марта. Эти 14 картин составляют половину всех экспонатов амстердамской выставки. По данным Рейксмузеума, корпус работ Вермеера состоит в общей сложности из 37 произведений.

Один из кураторов выставки, Питер Рулофс, подчеркивает, что де Кнёйт, которая была старше Вермеера на девять лет, жила неподалеку от его дома и, вероятно, видела его «играющим на улице по соседству еще мальчишкой». В завещании, написанном в 1655 году, она оставила художнику 500 гульденов, из чего можно сделать вывод, что они состояли в дружеских отношениях (Вермеер, впрочем, не получил этих денег, так как умер раньше нее). В 1657 году муж де Кнёйт дал художнику взаймы 200 гульденов.

Опись поместья Магдалены ван Рёйвен, включающая 20 картин Вермеера (апрель 1683). Фото: Городской архив Делфта
Опись поместья Магдалены ван Рёйвен, включающая 20 картин Вермеера (апрель 1683).
Фото: Городской архив Делфта

В каталоге выставки Рулофс отмечает, что в нидерландском обществе XVII века, де Кнёйт, «как хозяйка дома, по всей видимости, играла главную роль в вопросах меблировки жилья и покупки картин». В те времена живопись рассматривали как «часть домашней утвари и тем самым как предмет бытового потребления». Таким образом, по его мнению, «все указывает на тот факт, что картины Вермеера собирала именно де Кнёйт».

Ван Рёйвен умер в 1674 году, его жена — в 1681-м. В описи семейного имущества, составленной после смерти их дочери Магдалены в 1682 году, упоминаются 20 картин кисти Яна Вермеера. Одна из них висела на кухне (возможно, «Молочница»), еще две хранились в подвале. Муж Магдалены Якоб Диссиус скончался в 1695 году, и после его смерти на продажу выставили 21 работу Вермеера.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+