18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Юрий Евтюхин: «Укромное обиталище муз на фоне растущего мегаполиса»

Директор Государственного музея­-заповедника «Остафьево» Юрий Евтюхин. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Директор Государственного музея­-заповедника «Остафьево» Юрий Евтюхин.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

«Русскому Парнасу» — усадьбе Остафьево в Новой Москве — присвоен статус музея-заповедника. Мы поговорили с его директором Юрием Евтюхиным о том, как изменение статуса повлияет на музейную жизнь, и о планах по освоению подведомственных территорий

В каком состоянии находился музей, когда вы стали директором?

Он находился в прекрасном состоянии. За полтора года до моего назначения, в декабре 2016 года, закончилась реставрация, длившаяся без малого 20 лет. Усадебный дом, настоящий дворец, предстал во всем великолепии, была сформирована постоянная экспозиция, почищен парк. Требовалось сделать музейную жизнь более разнообразной и интенсивной, чтобы зритель возвращался сюда снова и снова.

За три с половиной года мы увеличили число посетителей в полтора раза — с 370 тыс. до 560 тыс. человек (два года во время пандемии музей не мог функционировать в полную силу). И второй важный показатель — привлечение внебюджетных средств — увеличился за это время с 18 млн до 48 млн руб.

ДОСЬЕ
Юрий Евтюхин
Директор Государственного музея-заповедника «Остафьево» — «Русский Парнас»

Родился в 1977 году.
Выпускник Московского военного института Федеральной погранслужбы (по специальности «юриспруденция») и РАНХиГС («государственное и муниципальное управление»).
С 2009 года сотрудник Министерства культуры РФ, занимал различные должности в департаменте культурного наследия.
В 2017-м стал директором департамента музеев Министерства культуры РФ.
С июля 2018-го директор музея-усадьбы «Остафьево»

Еще…

В чем вы нашли скрытые ресурсы?

Практически во всем. Например, ликвидировали один из двух выходных дней и продлили время работы по субботам с 18 до 21 часа. Придумали и внедрили широкий спектр экскурсионных программ для разных ауди­торий длительностью от 45 минут до 3 часов, подготовили аудиогид по постоянной экспозиции на русском и английском языках. У нас большое количество сменных выставок. Совместно с Московской консерваторией проводим концерты симфонической музыки и в середине лета устраиваем музыкальный фестиваль. Недавно после реконструкции открылось музейное кафе, где мы применили модный сегодня буккроссинг — поставили полки с книгами. Даже катание на лодках по пруду превращено в музейный маршрут: посетителям раздают карты с реперными точками, до которых надо доплыть и узнать там, на месте, еще одну историю про усадьбу.

Усадьба Остафьево. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Усадьба Остафьево.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

Второе название усадьбы Остафьево — «Русский Парнас». Вы себя позиционируете как литературный музей?

Безусловно, как литературный. И вместе с тем как музей усадебной жизни первой трети XIX века, когда имение принадлежало литературному критику и поэту Петру Андреевичу Вяземскому (1792–1878). У него в гостях бывали лучшие писатели той поры: Пушкин (по преданиям, он первым назвал это место «русским Парнасом»), Гоголь, Батюшков и многие другие. И еще в Остафьеве больше десяти лет жил Николай Карамзин, женатый на сестре Петра Вяземского Екатерине. Здесь Карамзин написал 8 из 12 томов «Истории государства Российского».

В конце XIX века имение перешло к графу Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844–1918), при нем усадьба пережила второй расцвет. В 1899 году здесь открыли музей Пушкина, просуществовавший до 1930 года. При советской власти музей был труднодоступным и малорентабельным — постановлением правительства его ликвидировали. И хотя само постановление спустя два месяца отменили, за это время из усадебного дома успели вывезти все: что-то уничтожили, что-то разграбили, но большая часть экспонатов разлетелась по 20 музеям и архивам. Сегодня наши вещи хранятся в ГИМ, ГТГ, ГМИИ, «Останкино», Музее Востока, РГАЛИ и прочих собраниях.

Карамзинская комната в усадьбе Остафьево. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Карамзинская комната в усадьбе Остафьево.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

А что случилось после 1930 года?

Вначале во дворце был пионерский лагерь, в годы вой­ны — госпиталь, потом — санаторий Совета Министров СССР. В 1988-м, благодаря усилиям общественности, усадьбе вернули статус музея, он стал филиалом Государственного музея А.С.Пушкина на Пречистенке. Оттуда нам передали мебель и другие предметы интерьера для экспозиции. В 1994-м музей обрел юридическую самостоятельность.

Никогда не хотелось вернуть все свои экспонаты?

Мы не найдем места, чтобы их разместить: до революции предметы и картины располагались на стенах по шпалерному принципу. С коллегами из музеев, где хранятся наши вещи, мы общаемся спокойно и уважительно, и они с радостью выдают экспонаты на временные выставки, которых уже состоялось более полудюжины. Мы их объединили в серию «Домой в Остафьево». Недавно делали выставку «Под небом голубым Востока» — из пяти музеев собрали восточную коллекцию князей Вяземских. В планах аналогичная выставка японского искусства.

Открытая галерея усадебного дома. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Открытая галерея усадебного дома.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

Сколько же всего предметов у вас на хранении?

19 тыс. единиц хранения (или 10 тыс. основного фонда). Из них мемориальных вещей около 1,2 тыс. Хранилище занимает один флигель и цокольный этаж под галереей. Но главный экспонат, конечно, сам усадебный дом. Остафьево — эталонный образец классицистического стиля. При возведении усадебного дома использовался белый камень, что, конечно, прибавляет нам хлопот, так как камень — гигроскопичный материал, а рядом с домом большой пруд. Центральный корпус соединен с двумя флигелями широкими открытыми галереями. После войны их застеклили, но в процессе реставрации вернули первоначальный вид, и это важно для общего архитектурного образа. Внутри дома есть изумительный по красоте двусветный овальный зал с превосходной акустикой, из окон которого открывается чудесный вид на парк.

Овальный зал в усадьбе Остафьево. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Овальный зал в усадьбе Остафьево.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

Парк вокруг дома изначально создавался как регулярный французский, но потом, вследствие моды на пейзажные английские парки, ему позволили зарасти. Наш парк (это почти 38 га) заповедный: в нем обитают краснокнижные серая цапля и зеленый дятел, а также лисы, зайцы и бобры. Дом, парк и пруд — объекты культурного наследия. У нас есть два Карамзинских дуба, посаженные в середине XIX века, и липовая аллея, которой больше 250 лет.

«Остафьево» — единственный музей-заповедник на территории Новой Москвы. То есть свои музеи-заповедники есть и в Москве, и в Подмосковье, но вот на огромной территории, недавно присоединенной к столице, мы — единственные.

Липовая аллея усадьбы Остафьево. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Липовая аллея усадьбы Остафьево.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

Какие выставки можно сейчас у вас посмотреть?

Перечислю самые важные. Еще в 2018-м мы сделали экспозицию, посвященную Сергею Дмитриевичу Шереметеву (1844–1918), крупнейшему землевладельцу предреволюционной поры, политику и просветителю. Именно он открыл в Остафьеве первый музей. Мы этот проект постоянно продлеваем, так как сам герой важен для нашей музейной истории.

Сейчас у нас гостит выставка из музея-заповедника «Архангельское» — «„Кабинет мод и граций“ князей Юсуповых». На ней мы показываем работы художника эпохи рококо Пьетро Антонио Ротари (1707–1762). Он был знаменит женскими портретами-типажами, которые использовались для украшения кабинетов прежде всего в императорских дворцах — в Ораниенбауме, Петергофе. В Подмосковье коллекция Ротари была только у Юсуповых. Мы для этой выставки освободили два зала в нашей постоянной экспозиции.

Выставка слепков с гемм в усадьбе Остафьево. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Выставка слепков с гемм в усадьбе Остафьево.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

Выставка слепков с гемм сделана совместно с ГМИИ им. А.С.Пушкина. До 1930-х годов эти экспонаты находились в Остафьеве, лежали в специальных витринах в библиотеке. Коллекцию начал собирать еще в 1780-е годы Андрей Вяземский (1754–1807). Европа тогда переживала расцвет камнерезного искусства, и Андрей Иванович из своего гранд-тура привез порядка 300 гемм и слепков. Что касается гемм, то это работы преимущественно английских мастеров, выполненные из сердолика, горного хрусталя, аметиста. Сцены войны и античной жизни, портреты римских пап и европейских правителей.

С 1 февраля открыта выставка «Дары и дарители», посвященная 35-летию возрожденного музея. Экспозиция включает более 80 предметов, полученных в дар от потомков владельцев усадьбы, художников, коллекционеров, издателей. В нее вошли живопись, книги, мебель, предметы декоративно-прикладного искусства.

Что вам дает новый статус музея-заповедника?

Мы чувствуем себя более защищенными. Мы находимся внутри бурно развивающегося кластера, вокруг идет массовое строительство, и новый статус обезопасит нашу территорию от девелоперских вторжений. Как музею-заповеднику, нам полагаются некоторые налоговые преференции. Возможно, новый статус поможет начать реставрационные работы.

Будуар в усадьбе Остафьево. Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»
Будуар в усадьбе Остафьево.
Фото: Государственный музей-заповедник «Остафьево»

У вас еще есть объекты для реставрации?

На нашей территории находится суконная фабрика Козьмы Матвеева середины XVIII века со зданиями бывшей каменной кладовой и ворсильной мастерской. Сейчас в части этих зданий располагается музейная администрация, но мы хотим привести все в порядок и открыть там выставочный зал и детский образовательный центр. В планах на следующие пять лет — восстановить Карамзинскую березовую рощу и освоить запрудную часть парка. Нам не хватает места для мероприятий на свежем воздухе. Пока все события происходят на лужайке перед дворцом, но она невелика, всего 1 га, а запрудная часть — это дополнительные 6 га территории. Когда мы их освоим, сможем приглашать больше зрителей и разведем туристические потоки. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+