«Ответвление», как подчеркивает куратор Наталья Кортунова, выставка не про деревянную скульптуру, а про органические формы дерева как источник вдохновения. Такая формулировка позволила, с одной стороны, сузить количество имен, а с другой — расширить рамки выставки. Первый ее зал (выставка занимает один этаж Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков) вводный, и в нем соседствуют народная кукла-лесовик XIX века из шишек, «Абстрактная скульптура» 1960-х годов Александра Тышлера (выглядящая как сухая ветка) и объект из хвороста современного художника Андрея Красулина. Здесь же произведения классиков деревянной скульптуры Степана Эрзи и Сергея Коненкова, причем работа последнего, мужская фигура из опаленного дерева, была обнаружена в стене коммуналки, некогда служившей мастерской скульптору Николаю Андрееву (сейчас в частной коллекции Любови Агафоновой).
Почти нетронутая сущность дерева, с природной формой и цветом — тема зала, где показана «корневая скульптура», фрагменты дерева сложной формы, которые собирал на Финском заливе, постигая единство формы и функции, футурист Михаил Матюшин (предоставлены Музеем органической культуры в Коломне и Третьяковской галереей). На стенах — «портреты веток» с лишайниками и шелушащейся корой Никиты Алексеева (1953–2021) из собрания Романа Бабичева.
Зал Степана Эрзи (работы из Мордовского республиканского музея изобразительных искусств, носящего имя художника) наполнен барочным буйством форм. Скульптор выбирал экзотические породы дерева, твердые и тяжелые, например аргентинское кебрачо, обрабатывал бормашиной и клеил. Александр Тышлер представлен двумя типами скульптуры. Один — это женские фигуры невест или хранительниц очага, такие же как в живописи и графике художника, другой — странные абстрактные формы, где ветки перекручиваются или соединяются с камнем. Орест Верейский известен как иллюстратор «Василия Теркина» и друг Александра Твардовского. Остроумную скульптуру, в которой гриб-трутовик превращается в хвост павлина, а сухая рогатина — в жирафа, он делал для себя; ее передала в отдел личных коллекций ГМИИ вдова художника.
Фрагменты дерева присутствуют в графике и живописи Дмитрия Краснопевцева — на равных с осколками кувшинов, раковинами, другими удивительными и странными вещами, которые он собирал. Его наполненные покоем и вечностью натюрморты — и в виде графических листов, и в виде инсталляции уголка мастерской — максимально заостряют напряженность последней работы на выставке. Это видеоинсталляция арт-группы «Провмыза» (Сергей Проворов, Галина Мызникова) «Отчаяние» (2008), в которой человек пытается слиться с природой, раствориться в ней — но она снова и снова его отторгает.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
«Ответвление»
До 12 марта