Если у вас есть возможность, посмотрите сериал Aidan.doc с конца, с четвертой серии. Тогда все предыдущие серии приобретут невероятную важность, а некоторые чересчур сентиментальные моменты (как, например, рассказ о последнем долларе, потраченном на детское питание) покажутся несущественными.
Ярчайший художник своего поколения, известная галеристка, преподаватель Суриковского института, героиня светской хроники, Айдан Салахова не нуждается в долгом представлении. Она так давно на московской арт-сцене, что у нас, кажется, исчезло критическое к ней отношение. Как критически относиться, например, к «Девочке с персиками»? Никак. Она просто есть. Так и Айдан. Ее детский портрет во всем белом на лошадке, кисти ее отца Таира Салахова, в некотором смысле советский аналог серовского шедевра. Так что Айдан — ожившая картина из музея.
Вместе с тем, если задуматься, она представляет удивительное явление как раз сочетанием разных ипостасей. Амплуа it girl было ей положено по рождению: дочь секретаря Союза художников СССР, золотая молодежь. Успешная галеристка? Предположим, некоторые светские дамы действительно открывают галереи. Правда, редко случается, что их галереи 20 лет входят в тройку самых важных в стране. При всем том Айдан очень много работает как художник, выбрав себе тяжелый во всех смыслах материал — мрамор, причем каррарский, из тех самых мест, откуда брал камень Микеланджело, что накладывает определенную ответственность.
Ее искусство вопиюще чувственно и перверсивно, в том смысле, что мужчины в ее мраморном скульптурном мире демонстрируют не силу, а слабость, а женщины, вроде как обязанные соблазнять наготой, «соблазняют» покровами. Как говорит в фильме еще одна известная галеристка, Елена Селина, работы Айдан «на первый взгляд ориентальные и таинственные, а на самом деле соответствуют очень прогрессивной и новаторской (читай: феминистской. — TANR) повестке».
Ее искусство полно совсем не тайных, но буквальных чувственных символов. Повтори кто-либо другой образный мир Айдан в менее статусном материале, был бы скандал. Но, поскольку Айдан ваяет объекты из мрамора и обобщает их до почти абстрактных знаков, они не кажутся эпатажными, они выглядят как норма. И это особый дар — преподносить революционные жесты как норму.
Документальный сериал об Айдан, созданный компанией Bokovfactory при поддержке Института развития интернета, красив каждым кадром: музеи, дом, итальянские пейзажи. В нем есть рассказ о бабушке — легендарной узбекской танцовщице Тамаре Ханум (быть внучкой Тамары Ханум — даже круче, чем быть дочкой Таира Салахова). Андрей Малахов, Евгений Митта, Александра Вертинская, ректор МГАХИ им. В.И.Сурикова Анатолий Любавин делятся своими воспоминаниями. Дорого стоит вердикт экс-директора ГТГ Зельфиры Трегуловой: «Айдан Салахова — выдающийся художник, который сейчас работает в скульптуре. В трехмерном объеме она создает сильные, глубокие, высококлассные художественные произведения».
Сама героиня спокойна как буддийский монах. Она допускает зрителя в глубь своего личного пространства настолько, насколько считает нужным. Конечно, было бы любопытно побольше узнать про торговлю антиквариатом — оборотную сторону российского рынка contemporary art — или о том, почему в 2012 году она закрыла галерею. Но фильм рассчитан на широкую аудиторию и презентует Айдан как социальное явление. Как личность, которая в наш век торжества пластической хирургии ничего не сделала со своей внешностью, чтобы выглядеть еще более красиво. Которая не стесняется своего возраста и при этом имеет чудесного мужа, моложе ее на существенное количество лет. Она говорит, что институт традиционного брака безнадежно устарел, что она любит себя и занятие искусством больше всех мужчин в жизни. И думаешь: «А что такого? Так и должно быть!»
Самый пронзительный момент в сериале — в четвертой серии: Айдан рассказывает, как боролась с раком, как не была готова терпеть боль. По удивительному совпадению когда-то такую операцию делали ее бабушке, и Айдан всю жизнь боялась повторить ее судьбу. Заболев, она иначе истолковала бабушкин пример. Он заключался в том, чтобы жить, танцевать, влюбляться — несмотря ни на что. Собственно, так она и поступала: через три недели после операции танцевала со своим другом и продюсером сериала Алексеем Боковым в клубе «Клава».
Наверняка фильм станет моральной поддержкой тем, кто борется с недугами. А всем остальным напомнит, что в жизни может случиться разное и главное — как ко всему этому относиться. И опять же, из уст Айдан все ею сказанное воспринимается как норма. Так и должно быть. Как ролевая модель, она не менее важна, чем ее искусство.