Совместный проект Музея мостов (филиал Центрального музея железнодорожного транспорта РФ) и Музейно-выставочного центра РОСФОТО позволил восстановить редкую старинную фотографию. Панорама, зафиксированная полтора века назад, дала возможность современным исследователям в деталях изучить жизнь тогдашнего Петербурга.
Полное название редкого снимка — «Панорама Английской набережной и Благовещенского моста 1870 года» — почти такое же величественное, как и сама фотография: ее размеры — 231 на 67 см. По мнению Ирины Утешевой, старшего научного сотрудника научно-исследовательского отдела музея, подобных снимков больше нет ни в фондах Музея мостов, ни в других учреждениях. «Уверена, что эта фотография уникальна, — рассказала нашему изданию Ирина Утешева. — Уникальность ее не только в размерах, но и в технике исполнения, в невероятной детализации изображения, в композиции и искусстве монтажа».
Панорама состоит из четырех кадров, сделанных с одной точки, соединенных между собой в общую картину и закрепленных на деревянном подрамнике. Каждая из этих фотографий выполнена в технике альбуминовой печати контактным способом с использованием большой павильонной камеры и стеклянных пластин-негативов. Камеру подняли на второй этаж здания Академии художеств на Университетской набережной, откуда и были сделаны снимки. На панораме можно разглядеть многие дома и храмы, в том числе разрушенные после революции 1917 года.
Благовещенский мост, первая постоянная переправа через Неву и первый арочный мост, был построен в середине XIX века по проекту военного инженера Станислава Кербедза. В 1930-е годы его перестроили по проекту Григория Передерия, изменившего первоначальный архитектурный замысел. В 2000-е годы в ходе реконструкции мосту вернули исторический облик. Панораму Английской набережной и Благовещенского моста в XIX веке выполнили мастера петербургского фотоателье «Класен, Штегеманн и Ко», располагавшегося на 7-й линии Васильевского острова (штампы и печати ателье сохранились на оборотах паспарту). Эти фотографии в виде открыток продавались во второй половине XIX века в книжном магазине Фельтена, в доме № 20 по Невскому проспекту. По мнению исследователей, скорее всего, панорама и была сделана по заказу этого магазина.
Позже оригинал фотопанорамы передали в Центральный музей железнодорожного транспорта, один из старейших в мире научно-технических музеев, открытый в 1813 году. Как рассказала нам Елена Асташова, директор Музея мостов, экспонат обретался в здешних фондах почти 150 лет. В 2020 году, при подготовке выставки, посвященной истории Благовещенского моста, сотрудники обнаружили раритетный снимок, однако состояние его было к тому моменту очень плохим. Тогда музей обратился за квалифицированной помощью к специалистам РОСФОТО.
«Этому снимку очень повезло: он пережил революцию, войну, — считает Елена Асташова. — И мы очень рады, что мастера РОСФОТО вернули уникальную фотографию к жизни».
По словам Анны Асеевой, художника-реставратора высшей категории, несколько десятилетий фотография хранилась в ненадлежащих условиях, поэтому до начала реставрации необходимо было удалить множество ветхих и опасных материалов. В первую очередь жесткий деревянный подрамник. Из-за разрывов и трещин произведение с лицевой и тыльной сторон было покрыто плотным слоем пыли, поэтому важным этапом проведенных работ стал процесс обеспыливания.
Серьезную проблему для реставраторов составляло и использование разных видов фотобумаги. «Бумага иссохла, стала очень хрупкой, ломкой, и нужно было продумать комплекс работ по насыщению фотографии влагой, — рассказала Анна Асеева. — Но при этом альбуминовая фотография, которая выполняется на очень тонкой бумаге, боится воды, что вызывало дополнительные трудности».
Главные сложности возникли из-за больших размеров панорамы. Чтобы ее перевернуть, сначала пришлось обработать оборотную сторону: подклеить разрывы, восполнить утраты. Только потом, перевернув фотографию, реставратор приступила к очистке изображения. Для этого использовались разные виды резиновой крошки и различные типы ластиков. После очистки лицевой части были убраны затеки и пятна на паспарту. В общей сложности комплекс реставрационных работ занял почти полгода.
Теперь эта панорама будет храниться в фондах музея, а для экспонирования в зале специалисты РОСФОТО выполнили ее уменьшенную копию. В 2023 году, к своему 210-летию, Центральный музей железнодорожного транспорта выпустит, как это было сделано во второй половине XIX века, небольшой тираж открыток с уникальным видом.