18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Перепись многоцветной идеологии: где и как живут московские мозаики

Неизвестный художник. Панно в конференц-зале МГИМО. Проспект Вернадского, 76. 1976 (1983).  Фото: Джеймс Хилл
Неизвестный художник. Панно в конференц-зале МГИМО. Проспект Вернадского, 76. 1976 (1983).
Фото: Джеймс Хилл
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Путеводитель по столичным достопримечательностям в сфере монументального мозаичного искусства не ограничивается метрополитеном — замах издания гораздо шире. Выясняется, что таких объектов на поверхности гораздо больше, чем под землей

Уже много лет немецкое издательство Dom Publishers отказывается признавать, что в эпоху смартфонов жанр бумажных путеводителей скончался, и из года в год издает на разных языках удобно ложащиеся в руки книжицы с картами и отличной полиграфией. Это срабатывает, поскольку путеводители эти нишевые — для тех, кто любит и понимает именно архитектуру. Особенную любовь издатели питают к советскому периоду с его эндемиками. Отсюда долгое сотрудничество с Музеем архитектуры им. Щусева и публикация ряда русскоязычных книг. Новый путеводитель, на сей раз по мозаикам, успел в 2022 году выйти одновременно и на русском, и на английском; он продолжает серию, которая, надеемся, не заглохнет.

Джеймс Хилл, Евгения Куделина, Анна Петрова.  «Москва. Искусство для архитектуры. Советская монументальная мозаика 1925 – 1991 годов». Берлин: Dom Publisher, 2022. 314 с.
Джеймс Хилл, Евгения Куделина, Анна Петрова. «Москва. Искусство для архитектуры. Советская монументальная мозаика 1925 – 1991 годов». Берлин: Dom Publisher, 2022. 314 с.

Книгу эту так и тянет положить в карман, чтобы бродить с ней по городу, отыскивая запрятанные мозаики и зачитывая их описания. «Запрятанные» — верное слово. Когда мы говорим «московские мозаики», в первую очередь подразумеваем метрополитеновские. А ведь в столице еще много разного (в книге описано 140 объек­тов)! Без подземного, конечно, не обошлось, но основная часть издания посвящена работам, украшающим собственно город — жилые дома, библиотеки, госучреждения. Оказывается, на поверхности мозаик гораздо больше, чем в метро. И теперь понятно, куда стоит завернуть, куда попробовать вписаться и где надо задирать голову, вдруг попав в Гидрометцентр или главное здание МГУ.

Памятники в путеводителе разделены на три группы: ар-деко, соцреализм и постмодернизм. Причем соцреализм внезапно оказывается самым маленьким разделом: в него записано только пять объектов. А то, чем мы привыкли восхищаться в метро, — это, следуя авторской типологии, ар-деко. Самым большим и разнообразным оказался раздел о мозаиках, создававшихся с 1960-х. Здесь читателя ждут наиболее яркие сюрпризы.

А.А. Кулиев. Мозаика «Искусство». Фрагмент. Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода (Театральный центр на Дубровке, Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин»). Улица Мельникова, 7/1. 1974.  Фото: Джеймс Хилл
А.А. Кулиев. Мозаика «Искусство». Фрагмент. Дворец культуры Первого государственного подшипникового завода (Театральный центр на Дубровке, Цирк танцующих фонтанов «Аквамарин»). Улица Мельникова, 7/1. 1974.
Фото: Джеймс Хилл

Проект вырос из ошеломления, которое испытал поселившийся в Москве англичанин Джеймс Хилл, обладатель Пулитцеровской премии и World Press Photo. Три года он посвятил фотоохоте за мозаиками. Позже к проекту присоединились отечественные искусствоведы. С их помощью в 2020 году Хилл опубликовал подарочное издание «Монументальная мозаика Москвы. Между утопией и пропагандой. 1925–1991», сов­местный проект Центра современного искусства CUBE и издательства «Бомбора».

Последовавший затем путеводитель оказался более прикладным и иначе структурированным. Анна Броновицкая написала для него краткое, но мощное введение, где обрисовала историю техники в России и рассказала, почему советская мозаика так отличается от аналогов той же эпохи. А в конце книги приведен список из 300 с лишним объектов, многие из которых не удалось локализовать и сфотографировать. И это напоминает нам о том, что мозаика, несмотря на очевидную долговечность, один из самых уязвимых жанров: ее уничтожают вместе с домами. Так что новое издание не только путеводитель, но и своего рода Красная книга. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+