18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дербент: древняя крепость, домик Петра Великого и музей ковров

Дербентская крепостная стена. Вид сверху. Фото: Анна Карасева/Фотобанк Лори
Дербентская крепостная стена. Вид сверху.
Фото: Анна Карасева/Фотобанк Лори
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Самый южный город России, Дербент может похвастаться не только теплой погодой и запахом моря, но и памятниками мирового значения, включенными в список ЮНЕСКО

С 2003 года цитадель Нарын-Кала, Старый город Дербента и его крепостные сооружения включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Разумеется, главная достопримечательность самого южного города нашей страны — крепость, возведенная на возвышении Джалганского хребта еще в VI веке. Старинные укрепления из камня представляют собой две крепостные стены толщиной до 3 м, которые идут параллельно друг другу от берега Каспийского моря до гор, где завершаются цитаделью Нарын-Кала.

Раньше каменные стены заходили прямо в воду, препятствуя обходу крепости по мелководью и образуя закрытый порт. Оборонительное сооружение было создано для контроля над узким проходом между морем и горами Кавказа, а сам топоним происходит от персидского «дарбанд», что означает «закрытые ворота».

Дербентский маяк. 1853. Фото: Wikimedia Commons
Дербентский маяк. 1853.
Фото: Wikimedia Commons

Древний Дербент располагался на северных рубежах сасанидской Персии и сохранял свое стратегическое значение вплоть до XIX века. В состав Российской империи Дербент вошел в 1813 году по итогам Гюлистанского мирного договора с каджарской Персией. Впрочем, русские войска уже занимали город ранее, в ходе Персидского похода Петра I в 1722 году, но тогда во владении России он пробыл всего чуть более десяти лет.

Современный облик Дербента по-прежнему определяется мощными крепостными стенами и воротами, фрагменты которых порой неожиданно обнаруживаешь среди более поздней застройки в разных частях города. Если стены лишены всякого декора и имеют довольно суровый вид, то ворота могут быть украшены, как, например, Кырхляр-Капы — парадные ворота Северной стены, датированные VI веком.

Минарет-мечеть в Дербенте. Фото: Wikimedia Commons
Минарет-мечеть в Дербенте.
Фото: Wikimedia Commons

От декора сохранилось немногое — капители колонн, на одной из которых осталось навершие в виде вырезанной из камня львиной головы. Вторую колонну воссоздали во время реставрации памятника в 1960 году. Теперь они расположены с двух сторон от прямоугольного арочного прохода. Тогда же была восстановлена верхняя часть кладки с бойницами и смотровыми окошками.

Не менее интересны Орта-Капы — южные ворота города: массивная арка опирается на две колонны, украшенные сталактитами. Стены, башни и ворота, как и множество других исторических построек города, сложены из местного ракушечника, который добывали в нескольких километрах к северу от Дербента, вблизи моря. Сейчас в городе активно ведутся восстановительные работы и благоустройство, строят все из того же ракушечника, так что за пару дней в Дербенте, кажется, успеваешь покрыться местной «вековой пылью».

Из разных точек города открывается великолепный вид на возвышающуюся на горе цитадель Нарын-Кала, признанную древнейшей в России. Внутри, помимо стен и башен, сохранились система водоснабжения, бани, входной портал, остатки стен ханского дворца, подземные тюрьмы (зинданы), мечеть и христианский храм. Большая часть построек была возведена в VI–XVI веках, но есть и здание гауптвахты 1828 года, построенное для русского гарнизона.

Водохранилище №2. Дербент. Фото: Wikimedia Common
Водохранилище №2. Дербент.
Фото: Wikimedia Common

Как и в других подобных сооружениях, в цитадели были большие запасы провизии на случай долгой осады, а также колодцы для хранения питьевой воды. Одна из таких цистерн имеет необычную крестообразную форму. Когда-то это был христианский храм, стоявший на возвышенности, однако со временем он ушел под землю и стал использоваться для хранения воды. Считается, что христианский храм на территории цитадели построен в IV–V веке, а как цистерна он начал использоваться ориентировочно в XVIII–XIX веках. В здании «Ханской канцелярии» над главным входом в крепость размещена экспозиция «Древний Дербент»: археологические находки, обнаруженные на территории и вблизи цитадели, а также оружие, доспехи, старинная утварь, инструменты и предметы быта, образцы ремесленного промысла местных мастеров с древних времен до наших дней.

Подниматься в Нарын-Калу лучше на такси, а спускаться — постепенно пешком через Старый город, Магал. Так называется небольшой район, сосредоточенный вокруг мечети. В Дербенте девять магалов, все они расположены в верхней части города. Узкие и извилистые улицы полностью сохранили планировку средневекового поселения. В магалах Дербента традиционно жили семьи мусульман, в центральной, равнинной части — Шахристане — селились преимущественно евреи, а еще ниже, ближе к морю — армяне и русские.

Об арабском периоде господства в Дербенте напоминает расположенная в Старом городе Джума-мечеть, самая древняя в России.

Двор Джума мечети. Дербент. Фото: Сулим Кудусов
Двор Джума мечети. Дербент.
Фото: Сулим Кудусов

Начало ее строительства относится к 733–734 годам, когда город был завоеван арабским полководцем Масламой ибн Абдал-Маликом, которого местная историческая хроника «Дербенд-наме» и народные предания называют Абу-Муслимом. Впоследствии комплекс зданий, включающий также медресе, постоянно достраивался и восстанавливался после землетрясений и войн. Джума-мечеть представляет собой прямоугольное, вытянутое с востока на запад здание. Свод его опирается на 40 вытянувшихся в два ряда квадратных (метр на метр) колонн, разделяющих пространство на три длинных нефа. Огромный купол возвышается над молельным залом на 17 м.

Один из самых молодых и современных музеев города, «Домик Петра I», был открыт лишь в 2015 году, однако связан с событиями начала ХVIII века. В 1722 году император завершил Персидский поход взятием Дербента. Несколько дней Петр I прожил в простой землянке с солдатами и лишь потом перебрался в ханский дворец.

Работы по сохранению памятного места начали еще в XIX веке по указанию графа Михаила Воронцова, бывшего наместником на Кавказе. Земляную хижину огородили каменными столбами, между ними протянули якорные цепи. Позже над ней построили павильон. В 2010-х годах на месте землянки провели археологические раскопки, восстановили каменную колоннаду, построили современное музейное здание, а рядом установили памятник Петру I.

Домик Петра І в Дербенте. Фото: Wikimedia Commons
Домик Петра І в Дербенте.
Фото: Wikimedia Commons

Рядом с домиком Петра I расположен так называемый этнодом «Кубачи» — его открыли потомки коллекционера из Дербента Магомедрасула Омарова, который на протяжении десятков лет собирал традиционную дагестанскую утварь, украшения и изделия из металла. Свое название этнодом получил в честь древнего аула, родины дагестанских оружейников. Аул Кубачи в 89 км от Дербента считается самым древним в России селением златокузнецов. Еще одна местная достопримечательность, расположенная в Шахристане, — маяк, построенный в 1866 году, вид на который открывается, в частности, из Парка имени Стальского. Отличительная особенность города — наличие памятников разных эпох и конфессий. О мирном сосуществовании различных религий в Дербенте рассказывает экспозиция Музея истории мировых культур и религий, а также напоминают культовые сооружения: православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1900 года (действующая), армянская церковь во имя Святого Всеспасителя (построена во второй половине XIX века, сейчас там располагается Музей ковра), ряд мечетей и синагога Келе-Нумаз, несколько лет назад вновь открывшая свои двери после реконструкции.


Цитадель «Нарын-Кала»

Цитадель «Нарын-Кала». Фото: Анна Карасева/Фотобанк Лори
Цитадель «Нарын-Кала».
Фото: Анна Карасева/Фотобанк Лори

Архитектурно-археологический комплекс составляет ядро Дербентского государственного музея-заповедника, филиалами которого являются два музея, а также несколько зданий в Старом городе. В цитадели можно прогуляться по древним крепостным стенам, посетить музейную экспозицию.

г. Дербент
ул. М. Рзаева, 7
derbentmuseum.ru/arhitekturno-arheologicheskij-kompleks-citadel-naryn-kala


Музей «Культура и быт древнего Дербента»

Вход в Музей «Культура и быт древнего Дербента». Фото: Музей «Культура и быт древнего Дербента»
Вход в Музей «Культура и быт древнего Дербента».
Фото: Музей «Культура и быт древнего Дербента»

Расположен в небольшом здании Девичьих бань XIX века на территории исторической части города. Бани по традиции посещали незамужние девушки перед свадьбой. Сохранились купальни, резервуары для холодной и горячей воды и система подогрева пола. В экспозиции представлены старинные предметы быта, традиционные женские одежды, украшения.

г. Дербент
8-й магал, квартал 128, д. 7


Музей ковра и декоративно-прикладного искусства

Здание армянской церкви во имя Святого Всеспасителя. Фото: Музей ковра и декоративно- прикладного искусства
Здание армянской церкви во имя Святого Всеспасителя.
Фото: Музей ковра и декоративно- прикладного искусства

Еще один филиал Дербентского музея-заповедника, в здании армянской церкви во имя Святого Всеспасителя. Экспозиция посвящена основным ремеслам и промыслам, характерным для Дагестана, и, конечно, ков­роткачеству. В музее представлены два вида изделий — ворсовые, характерные для Южного Дагестана, и гладкие двусторонние, популярные преимущественно на севере и в центре.

г. Дербент
ул. М. Рзаева, д. 7


Музей истории мировых культур и религий

Экспозиция Музея истории мировых культур и религий. Фото: Музей истории мировых культур и религий
Экспозиция Музея истории мировых культур и религий.
Фото: Музей истории мировых культур и религий

Музейные экспозиции размещаются в трех выставочных залах в Старом городе. В первом по старым фотографиям и картинам можно проследить развитие Дербента. Во втором собраны предметы культа четырех мировых религий: ислама, христианства, буддизма и иудаизма. Третий зал отдан под лучшие изделия прикладного творчества народов Кавказа.

г. Дербент
ул. Таги-заде, д. 30
mkrderbent.ru

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+