18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Новое рождение «Рождества» Пьеро делла Франческа

Пьеро делла Франческа. «Рождество». 1470-1475. Фрагмент. Фото: The National Gallery, London
Пьеро делла Франческа. «Рождество». 1470-1475. Фрагмент.
Фото: The National Gallery, London
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Картине итальянского мастера XV века из собрания лондонской Национальной галереи вернули былое великолепие, устранив последствия неудачных вмешательств. Ряд деталей этого изображения вновь обрел первоначальный вид и смысл, некогда приданный автором

Реставрация изумительной картины «Рождество» (начало 1480-х) Пьеро делла Франческа помогла развеять давнее заблуждение. Оказывается, это произведение вовсе не незавершенное, как считалось долгое время. Эксперты Национальной галереи выдвинули предположение, что оно представляет собой живописную интерпретацию глубокого и трогательного видения — сцены рождения Христа, представшей перед внутренним взором святой XIV века Бригитты Шведской. Картина недавно вернулась в экспозицию лондонского музея после 15 месяцев реставрации.

«Рождество» входит в число самых любимых публикой шедевров Национальной галереи по многим причинам. Это и изысканная грациозность и красноречивость героев, и роскошная мягкость и сияние цветов (картина написана в новаторской для своего времени технике масляной живописи), непревзойденная сбалансированность и гармоничность композиции, духовная и повествовательная сила, сочетание торжественного величия и сельской простоты. В центре композиции Мария на скалистом откосе смиренно преклоняет колени перед новорожденным Христом, который протягивает к ней руки, лежа на одной из пол ее синей мантии. Как и в видении святой Бригитты, эту сцену сопровождает пение ангелов, играющих на музыкальных инструментах. За их спинами открывается вид на Сансеполькро, родной город художника. В качестве свидетелей видения выступают два пастуха, пожилой Иосиф, бык и осел. Сейчас, благодаря проведенной реставрации, визионерский характер картины приобрел новую глубину.

После тщательной реставрации «Рождество» вернулось в постоянную экспозицию Национальной галереи. Фото: The National Gallery, London
После тщательной реставрации «Рождество» вернулось в постоянную экспозицию Национальной галереи.
Фото: The National Gallery, London

Необходимо отметить некоторые моменты из непростой истории произведения, связанные с его состоянием. Прежде всего, это вовсе не маленькая алтарная картина, как считалось прежде. Из документов 1500, 1514 и 1515 годов следует, что довольно внушительных размеров работа (124,4 на 122,6 см) висела в одной из спален семейного дома Пьеро делла Франческа и служила объектом частного почитания. В описи 1515 года, составленной в связи с внутрисемейным имущественным спором, она оценена весьма дорого и не названа незаконченной, хотя две другие картины там же помечены как незавершенные. «Рождество» оставалось в собственности семьи до 1825 года, когда его отправили родственнику во Флоренцию. К тому времени оно уже было в плохом состоянии и пострадало от последующих записей.

В 1861 году первый директор Национальной галереи Чарльз Истлейк увидел картину и влюбился в нее, но тогда его планы по приобретению расстроил коллекционер Александр Баркер, который впоследствии сильно ее зареставрировал. К тому моменту, когда галерея все-таки купила это произведение, то есть к 1874 году, на деревянной доске появились трещины, ее поверхность была покрыта множеством пятен, а фигуры пастухов стерты до подмалевка в результате сильной абразивной расчистки. Тем не менее музей заплатил за работу невероятные для того времени деньги — £2415 (почти вдвое больше, чем за «Венеру и Марса» Боттичелли приблизительно тогда же).

Премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли даже пришлось оправдываться за покупку перед парламентом в ответ на вопрос, в котором цитировалось опубликованное в газете Times письмо эксперта и куратора Джона Чарльза Робинсона, утверждавшего, что «означенная картина, безвозвратно разрушенная и обветшавшая, полностью переписана». Дизраэли ответил, что «поздравляет страну с приобретением… редчайшей и интереснейшей картины, которая обогатит национальную коллекцию своей красотой».

В ходе реставрации 1884 года сотрудников музея и в самом деле привело в ужас состояние картины, в том числе степень поврежденности доски из тополя. Тяжелую раму, добавленную, чтобы не дать доске распасться, сняли только в 1949 году, но последовавшая тогда реставрация была чересчур инвазивной — а картина оказалась крайне хрупкой. Хотя в 1950 году главной задачей реставраторов было решить проблему утраченных участков красочного слоя, они практически ничего не сделали с последствиями расчистки, из-за которой головы пастухов были почти полностью утрачены.

Картина «Рождество» до и после реставрации. Фото: The National Gallery, London
Картина «Рождество» до и после реставрации.
Фото: The National Gallery, London

На сей раз сложная и почетная задача отреставрировать произведение Пьеро делла Франческа была поручена Джилл Данкертон, старшему реставратору Национальной галереи. Она стремилась соблюсти баланс и вернуть картине прежнее великолепие, постаравшись свести вмешательства к минимуму. В результате цветовая схема произведения стала еще более красноречивой. Композиция представляет собой живописное воплощение небесной музыки, которую исполняет ангельский хор (святая Бригитта слышала пение «чудесной нежности и красоты»), и одежды ангелов, переливающиеся от белого с оттенками голубого до синего с оттенками розового, передают музыкальную гармонию в цвете.

Одно из самых приятных и неожиданных открытий этой реставрации было сделано в одной из самых неприметных частей картины — на мелкой каменной кладке серого хлева на заднем плане. Накладывая ретушь на стершуюся краску, Данкертон заметила, что в одном месте камни светлее — при помощи этого приема художник демонстрировал зрителю, что через дыру в соломенной крыше хлева проникает луч света, тем самым дав индивидуальную и очень оригинальную интерпретацию важного элемента видения святой Бригитты. Именно на этот участок указывает рукой молодой пастух, предлагая нам собственными глазами узреть божественный свет. Если раньше считалось, что отсутствие теней, отбрасываемых фигурами, свидетельствует о незавершенности картины, то теперь его можно интерпретировать как способ усилить ее визионерский характер.

Сами фигуры пастухов тоже были вовсе не незаконченными, а просто, как рассказывает Данкертон, «очень сильно пострадали от чрезмерной расчистки». По счастью, «прекрасный подмалевок» Пьеро делла Франческа сохранился, что позволило частично восстановить этот участок, добавив тонкую лессировку по линиям подмалевка, но избегая домысливания и появления новых деталей. Теперь фигуры, написанные в коричневых оттенках, выглядят так, как они были задуманы изначально.

Пьеро делла Франческа. «Рождество». 1470-1475. После реставрации. Фото: The National Gallery, London
Пьеро делла Франческа. «Рождество». 1470-1475. После реставрации.
Фото: The National Gallery, London

Остальные утраты восстановили добавлением мельчайших и точных мазков. В отличие от предыдущих интервенций, на этот раз слои краски накладывали «очень-очень медленно». Самым большим открытием для Данкертон стало то, как, благодаря этому подходу, картина «собралась» в единое целое, обнаружив игру света, цвета и пространства. Кроме того, реставратор обратила внимание на то, как тщательно работал художник над композицией, исправляя собственные ошибки, чтобы сделать изображение более ясным. Например, он переписал рог быка, который пересекался с грифом лютни в руках одного из ангелов. Сорока на крыше хлева тоже помогает сбалансировать композицию.

Наконец, Данкертон пришла к выводу, что картину следует вешать приблизительно на уровне плеч — как она висела бы в семейной спальне. Благодаря этому произведение чудесным образом начинает зрительно и психологически занимать гораздо больше пространства. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+