18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новое рождение «Рождества» Пьеро делла Франческа

Пьеро делла Франческа. «Рождество». 1470-1475. Фрагмент. Фото: The National Gallery, London
Пьеро делла Франческа. «Рождество». 1470-1475. Фрагмент.
Фото: The National Gallery, London
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Картине итальянского мастера XV века из собрания лондонской Национальной галереи вернули былое великолепие, устранив последствия неудачных вмешательств. Ряд деталей этого изображения вновь обрел первоначальный вид и смысл, некогда приданный автором

Реставрация изумительной картины «Рождество» (начало 1480-х) Пьеро делла Франческа помогла развеять давнее заблуждение. Оказывается, это произведение вовсе не незавершенное, как считалось долгое время. Эксперты Национальной галереи выдвинули предположение, что оно представляет собой живописную интерпретацию глубокого и трогательного видения — сцены рождения Христа, представшей перед внутренним взором святой XIV века Бригитты Шведской. Картина недавно вернулась в экспозицию лондонского музея после 15 месяцев реставрации.

«Рождество» входит в число самых любимых публикой шедевров Национальной галереи по многим причинам. Это и изысканная грациозность и красноречивость героев, и роскошная мягкость и сияние цветов (картина написана в новаторской для своего времени технике масляной живописи), непревзойденная сбалансированность и гармоничность композиции, духовная и повествовательная сила, сочетание торжественного величия и сельской простоты. В центре композиции Мария на скалистом откосе смиренно преклоняет колени перед новорожденным Христом, который протягивает к ней руки, лежа на одной из пол ее синей мантии. Как и в видении святой Бригитты, эту сцену сопровождает пение ангелов, играющих на музыкальных инструментах. За их спинами открывается вид на Сансеполькро, родной город художника. В качестве свидетелей видения выступают два пастуха, пожилой Иосиф, бык и осел. Сейчас, благодаря проведенной реставрации, визионерский характер картины приобрел новую глубину.

После тщательной реставрации «Рождество» вернулось в постоянную экспозицию Национальной галереи. Фото: The National Gallery, London
После тщательной реставрации «Рождество» вернулось в постоянную экспозицию Национальной галереи.
Фото: The National Gallery, London

Необходимо отметить некоторые моменты из непростой истории произведения, связанные с его состоянием. Прежде всего, это вовсе не маленькая алтарная картина, как считалось прежде. Из документов 1500, 1514 и 1515 годов следует, что довольно внушительных размеров работа (124,4 на 122,6 см) висела в одной из спален семейного дома Пьеро делла Франческа и служила объектом частного почитания. В описи 1515 года, составленной в связи с внутрисемейным имущественным спором, она оценена весьма дорого и не названа незаконченной, хотя две другие картины там же помечены как незавершенные. «Рождество» оставалось в собственности семьи до 1825 года, когда его отправили родственнику во Флоренцию. К тому времени оно уже было в плохом состоянии и пострадало от последующих записей.

В 1861 году первый директор Национальной галереи Чарльз Истлейк увидел картину и влюбился в нее, но тогда его планы по приобретению расстроил коллекционер Александр Баркер, который впоследствии сильно ее зареставрировал. К тому моменту, когда галерея все-таки купила это произведение, то есть к 1874 году, на деревянной доске появились трещины, ее поверхность была покрыта множеством пятен, а фигуры пастухов стерты до подмалевка в результате сильной абразивной расчистки. Тем не менее музей заплатил за работу невероятные для того времени деньги — £2415 (почти вдвое больше, чем за «Венеру и Марса» Боттичелли приблизительно тогда же).

Премьер-министру Великобритании Бенджамину Дизраэли даже пришлось оправдываться за покупку перед парламентом в ответ на вопрос, в котором цитировалось опубликованное в газете Times письмо эксперта и куратора Джона Чарльза Робинсона, утверждавшего, что «означенная картина, безвозвратно разрушенная и обветшавшая, полностью переписана». Дизраэли ответил, что «поздравляет страну с приобретением… редчайшей и интереснейшей картины, которая обогатит национальную коллекцию своей красотой».

В ходе реставрации 1884 года сотрудников музея и в самом деле привело в ужас состояние картины, в том числе степень поврежденности доски из тополя. Тяжелую раму, добавленную, чтобы не дать доске распасться, сняли только в 1949 году, но последовавшая тогда реставрация была чересчур инвазивной — а картина оказалась крайне хрупкой. Хотя в 1950 году главной задачей реставраторов было решить проблему утраченных участков красочного слоя, они практически ничего не сделали с последствиями расчистки, из-за которой головы пастухов были почти полностью утрачены.

Картина «Рождество» до и после реставрации. Фото: The National Gallery, London
Картина «Рождество» до и после реставрации.
Фото: The National Gallery, London

На сей раз сложная и почетная задача отреставрировать произведение Пьеро делла Франческа была поручена Джилл Данкертон, старшему реставратору Национальной галереи. Она стремилась соблюсти баланс и вернуть картине прежнее великолепие, постаравшись свести вмешательства к минимуму. В результате цветовая схема произведения стала еще более красноречивой. Композиция представляет собой живописное воплощение небесной музыки, которую исполняет ангельский хор (святая Бригитта слышала пение «чудесной нежности и красоты»), и одежды ангелов, переливающиеся от белого с оттенками голубого до синего с оттенками розового, передают музыкальную гармонию в цвете.

Одно из самых приятных и неожиданных открытий этой реставрации было сделано в одной из самых неприметных частей картины — на мелкой каменной кладке серого хлева на заднем плане. Накладывая ретушь на стершуюся краску, Данкертон заметила, что в одном месте камни светлее — при помощи этого приема художник демонстрировал зрителю, что через дыру в соломенной крыше хлева проникает луч света, тем самым дав индивидуальную и очень оригинальную интерпретацию важного элемента видения святой Бригитты. Именно на этот участок указывает рукой молодой пастух, предлагая нам собственными глазами узреть божественный свет. Если раньше считалось, что отсутствие теней, отбрасываемых фигурами, свидетельствует о незавершенности картины, то теперь его можно интерпретировать как способ усилить ее визионерский характер.

Сами фигуры пастухов тоже были вовсе не незаконченными, а просто, как рассказывает Данкертон, «очень сильно пострадали от чрезмерной расчистки». По счастью, «прекрасный подмалевок» Пьеро делла Франческа сохранился, что позволило частично восстановить этот участок, добавив тонкую лессировку по линиям подмалевка, но избегая домысливания и появления новых деталей. Теперь фигуры, написанные в коричневых оттенках, выглядят так, как они были задуманы изначально.

Пьеро делла Франческа. «Рождество». 1470-1475. После реставрации. Фото: The National Gallery, London
Пьеро делла Франческа. «Рождество». 1470-1475. После реставрации.
Фото: The National Gallery, London

Остальные утраты восстановили добавлением мельчайших и точных мазков. В отличие от предыдущих интервенций, на этот раз слои краски накладывали «очень-очень медленно». Самым большим открытием для Данкертон стало то, как, благодаря этому подходу, картина «собралась» в единое целое, обнаружив игру света, цвета и пространства. Кроме того, реставратор обратила внимание на то, как тщательно работал художник над композицией, исправляя собственные ошибки, чтобы сделать изображение более ясным. Например, он переписал рог быка, который пересекался с грифом лютни в руках одного из ангелов. Сорока на крыше хлева тоже помогает сбалансировать композицию.

Наконец, Данкертон пришла к выводу, что картину следует вешать приблизительно на уровне плеч — как она висела бы в семейной спальне. Благодаря этому произведение чудесным образом начинает зрительно и психологически занимать гораздо больше пространства. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+