Большая выставка «Нью-Йорк Эдварда Хоппера» объединила редко экспонируемые вещи с его самыми знаменитыми городскими пейзажами. Несмотря на некоторые пробелы — больше всего бросается в глаза отсутствие картины 1942 года «Полуночники», которую не удалось получить из Чикагского института искусств, — на выставке нет недостатка в выдающихся полотнах. Они ведут нас по ресторанам, офисам, театрам, мостам, крышам и туннелям, рассказывая долгую историю взаимоотношений художника с городом, в котором он прожил почти 60 лет.
Нью-Йорк Эдварда Хоппера — это почти всегда город, который другие художники его эпохи игнорировали. Он изучал пустынные улицы, силуэты в окнах домов, тихую жизнь вдали от небоскребов. Нью-Йорк стал музой и зеркалом, на которое Хоппер проецировал собственную личность; в одном из интервью в 1963 году он признавался, что главной его задачей в искусстве было исследование самого себя. Его изображения Нью-Йорка никогда не задумывались как социальный комментарий или документ, хотя они, разумеется, неизбежно фиксировали важные этапы истории и преобразования города.
Значительная часть экспонатов взята из не имеющей равных коллекции самого Музея Уитни, насчитывающей более 3 тыс. работ Эдварда Хоппера (его вдова Джозефина завещала музею наследие мужа). Более 200 произведений, охватывающих всю карьеру художника, экспонируются в огромном пространстве, где посетители могут двигаться по собственному маршруту по тематическим разделам, в числе которых «Горизонтальный город», «Реальность и фантазия», «Окно». Как объясняет куратор Ким Конати, такая структура призвана «имитировать опыт исследования города, по которому вы гуляете в одиночестве», и «подчеркнуть, что Хоппер часто возвращался к одним и тем же темам и мотивам».
Среди самых сильных впечатлений раздел «Город в печатной графике» — объединивший ранние иллюстрации, рекламные работы и журнальные обложки Хоппера — который станет открытием для неискушенного зрителя, поскольку он демонстрирует и многогранность таланта художника, и его развитие.
Кураторам выставки удалось мастерски подчеркнуть связи между ранними иллюстрациями работы Хоппера и его поздними полотнами. Например, картину 1940 года «Офис ночью» они поместили рядом с несколькими ранними иллюстрациями Хоппера, изображающими офисные интерьеры.
Еще одна удача — раздел «Вашингтон-сквер», куда вошли полные нежности портреты жены Хоппера Джо вместе с завораживающей подборкой акварелей и рисунков.
Однако в некоторых случаях компоновка работ вызывает недоумение. Так, пронзительная последняя картина Хоппера «Два комедианта» (1966), на которой он изобразил себя и жену в образе актеров комедии дель арте, вышедших на последний поклон, экспонируется рядом с не имеющей с ней ничего общего «Комнатой в Нью-Йорке» 1932 года, и зрителю не дается никакого сопроводительного текста, объясняющего важность «Комедиантов».
Больше всего поражает неожиданно яркая палитра городских видов Хоппера, опровергающая расхожее представление о том, что художник изображает город мрачным или меланхоличным.
Хотя на первый взгляд героиня «Комнаты в Бруклине» может показаться отчужденной, теплота красок и прямоугольник золотого света, обрамляющий ее фигуру, говорят не только об одиночестве — тропе, который сам Хоппер считал слишком избитым.
«Нью-Йорк Эдварда Хоппера» — первая выставка Музея Уитни, построенная на переданном туда в 2017 году архиве Сэнборна — Хоппера. Это целый клад произведений искусства и артефактов, связанных с жизнью художника, которые прежде были недоступны и не экспонировались. Их собрал преподобный Артайер Сэнборн, бывший проповедник и хранитель дома в Найеке, где прошло детство Хоппера и где вплоть до своей смерти в 1965 году жила его сестра Марион. Этот дар послужил кураторским стержнем экспозиции, в которую впервые вошли записные книжки, письма и фотографии, дающие редкую возможность заглянуть в быт и частную жизнь художника.
Музей американского искусства Уитни
«Нью-Йорк Эдварда Хоппера»
До 5 марта