Что объединяет Медичи, Ротшильдов и Дж.П.Моргана? Все они были банкирами, собравшими крупные художественные коллекции. Более развернутый ответ на этот вопрос можно найти на выставке в миланской Gallerie d’Italia «От Медичи до Ротшильдов. Меценаты, коллекционеры, благотворители» (до 26 марта). Экспозиция посвящена роли финансистов в создании и распространении произведений искусства, а также роли искусства в укреплении социального статуса банкиров. Она охватывает пять столетий истории Европы и США, включает 120 произведений, в том числе картины, рисунки, гравюры и бронзы, созданные такими художниками, как Микеланджело, Караваджо, Антонис ван Дейк, Ангелика Кауфман и Джорджо Моранди. Это большое исследование того, как, говоря словами французского социолога Пьера Бурдье, экономический капитал конвертируется в капитал культурный и символический.
«Банкиры — одна из самых многочисленных категорий коллекционеров во всем мире, — рассказывает один из кураторов выставки, Фернандо Маццокка. — Мы постарались продемонстрировать индивидуальный вкус каждого из них через приобретенные ими и созданные по их заказам работы. В результате складывается понимание утонченности каждого коллекционера».
В числе широко известных покровителей искусств — могущественные правители Флоренции Козимо и Лоренцо де Медичи, вливавшие огромные деньги во флорентийское Возрождение, и кредитовавший пап римских сиенский финансист Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал фресками виллу Фарнезина в Риме. Посетители узнают, что по заказу семьи Торлония, знаменитой тем, что ей принадлежит самая крупная на сегодняшний день частная коллекция античной скульптуры, также создавались произведения искусства, в том числе скульптура «Геракл и Лихас» (1812), как говорит Маццокка, «вероятно, величайшая работа Антонио Кановы».
Выставка исследует и мотивы, которыми руководствовались покровители искусства. Одни жаждали личной славы, как Лоренцо де Медичи, портреты и бюсты которого авторства таких художников, как Пьетро Торриджано и Бронзино, представлены в экспозиции. Целью других было обогатить общество через искусство. Эндрю Меллон, унаследовавший банковскую империю, в 1937 году начал строить Западное крыло Национальной художественной галереи в Вашингтоне; после смерти мецената его сын передал в дар музею около тысячи картин, в том числе Рафаэля, Тициана и Клода Моне.
Маццокка рассказывает, что самые неожиданные открытия связаны с наименее известными фигурами. Так, французский банкир Эверхард Ябах приобрел коллекции римской семьи Лудовизи и английского короля Карла I. А собрание Иоахима Генриха Вильгельма Вагнера, которое насчитывало 262 произведения и было самой большой частной коллекцией современного искусства своего времени в Пруссии, легло в основу Старой национальной галереи в Берлине.
Выставка располагается в роскошном здании, прежде служившем штаб-квартирой банка Commerciale Italiana (Comit). Ныне это пространство входит в число четырех музеев сети Gallerie d’Italia, созданной банком Intesa Sanpaolo для экспонирования собственной коллекции. Основателем художественной коллекции банка Comit был Раффаэле Маттиоли, который широко известен как «банкир-гуманист».
Он сыграл важнейшую роль в экономическом и культурном возрождении Италии после Второй мировой войны и боролся за сохранение художественного наследия страны. В числе прочего он приобрел «Пьету Ронданини» (1564) Микеланджело для городского собрания Милана, чтобы не допустить ее вывоза в США. Кроме того, он активно поддерживал таких выдающихся художников, как Ренато Гуттузо и Джорджо Моранди, покупая у них произведения и заказывая им создание новых как в частном порядке, так и через банк.
Когда в конце 1990-х годов в результате слияния Comit с другими банками был образован Intesa Sanpaolo, художественная коллекция Comit легла в основу собрания, которое сейчас экспонируется в Gallerie d’Italia.
Физическим воплощением связи между музеями и Маттиоли служит созданный по заказу банкира «Натюрморт» (1946) Моранди, который выставляется впервые и замыкает экспозицию.
Масштабы формирования художественных коллекций банками в России пока не сопоставимы со странами Европы и США. Принято считать, что увлечение российских финансовых структур коллекционированием было надолго похоронено вместе с бесславно распроданным собранием Инкомбанка, обанкротившегося в результате дефолта 1998 года. Тогда главная гордость коллекции — одна из авторских версий «Черного квадрата» Казимира Малевича — была продана «Гелосом» за $1 млн — сумму, не сравнимую со стоимостью работы на глобальном рынке. Однако и у нас в стране наберется несколько грамотно подобранных и достойных банковских коллекций искусства. Это и работы русских художников 1920–1930-х годов, собранные российским ЮниКредит Банком, и разнообразная по составу коллекция казанского Ак Барс Банка, и, разумеется, художественное собрание Газпромбанка, посвященное отечественному искусству с начала 1990-х годов по сегодняшний день. Этот банк стремится приобретать не отдельные работы, а цельные проекты и, кроме того, инициирует создание художниками новых произведений.
Gallerie d’Italia, Милан
«От Медичи до Ротшильдов. Меценаты, коллекционеры, благотворители»
До 26 марта