18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

От Медичи до Ротшильдов: банкиры — заказчики, меценаты и коллекционеры

Выставка «От Ме­дичи до Ротшильдов. Мецена­ты, коллекционеры, благотво­рители» в Gallerie d’ Italia. Фото: Gallerie d’ Italia
Выставка «От Ме­дичи до Ротшильдов. Мецена­ты, коллекционеры, благотво­рители» в Gallerie d’ Italia.
Фото: Gallerie d’ Italia
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Взаимоотношениям между художниками и их покровителями, а также роли финансистов в создании произведений и роли искусства в укреплении социального статуса банкиров на протяжении столетий посвящена большая выставка в Милане

Что объединяет Ме­ди­чи, Ротшильдов и Дж.П.Мор­гана? Все они были банкирами, собравшими крупные художественные коллекции. Более развернутый ответ на этот вопрос можно найти на выставке в миланской Gallerie d’Italia «От Медичи до Ротшильдов. Меценаты, коллекционеры, благотворители» (до 26 марта). Экспозиция посвящена роли финансистов в создании и распространении произведений искусства, а также роли искусства в укреплении социального статуса банкиров. Она охватывает пять столетий истории Европы и США, включает 120 произведений, в том числе картины, рисунки, гравюры и бронзы, созданные такими художниками, как Микеланджело, Караваджо, Антонис ван Дейк, Ангелика Кауфман и Джорджо Моранди. Это большое исследование того, как, говоря словами французского социолога Пьера Бурдье, экономический капитал конвертируется в капитал культурный и символический.

«Банкиры — одна из самых многочисленных категорий коллекционеров во всем мире, — рассказывает один из кураторов выставки, Фернандо Маццокка. — Мы постарались продемонстрировать индивидуальный вкус каждого из них через приобретенные ими и созданные по их заказам работы. В результате складывается понимание утонченности каждого коллекционера».

Выставка «От Ме­дичи до Ротшильдов. Мецена­ты, коллекционеры, благотво­рители» в Gallerie d’ Italia. Фото: Gallerie d’ Italia
Выставка «От Ме­дичи до Ротшильдов. Мецена­ты, коллекционеры, благотво­рители» в Gallerie d’ Italia.
Фото: Gallerie d’ Italia

В числе широко известных покровителей искусств — могущественные правители Флоренции Козимо и Лоренцо де Медичи, вливавшие огромные деньги во флорентийское Возрождение, и кредитовавший пап римских сиенский финансист Агостино Киджи, для которого Рафаэль расписал фресками виллу Фарнезина в Риме. Посетители узнают, что по заказу семьи Торлония, знаменитой тем, что ей принадлежит самая крупная на сегодняшний день частная коллекция античной скульптуры, также создавались произведения искусства, в том числе скульп­тура «Геракл и Лихас» (1812), как говорит Маццокка, «вероятно, величайшая работа Антонио Кановы».

Выставка исследует и мотивы, которыми руководствовались покровители искусства. Одни жаждали личной славы, как Лоренцо де Медичи, портреты и бюсты которого авторства таких художников, как Пьетро Торриджано и Бронзино, представлены в экспозиции. Целью других было обогатить общество через искусство. Эндрю Меллон, унаследовавший банковскую империю, в 1937 году начал строить Западное крыло Национальной художественной галереи в Вашингтоне; после смерти мецената его сын передал в дар музею около тысячи картин, в том числе Рафаэля, Тициана и Клода Моне.

Маццокка рассказывает, что самые неожиданные открытия связаны с наименее известными фигурами. Так, французский банкир Эверхард Ябах приобрел коллекции римской семьи Лудовизи и английского короля Карла I. А собрание Иоахи­ма Генриха Вильгельма Вагнера, которое насчитывало 262 произведения и было самой большой частной коллекцией современного искусства своего времени в Пруссии, легло в основу Старой национальной галереи в Берлине.

Выставка «От Ме­дичи до Ротшильдов. Мецена­ты, коллекционеры, благотво­рители» в Gallerie d’ Italia. Фото: Gallerie d’ Italia
Выставка «От Ме­дичи до Ротшильдов. Мецена­ты, коллекционеры, благотво­рители» в Gallerie d’ Italia.
Фото: Gallerie d’ Italia

Выставка располагается в роскошном здании, прежде служившем штаб-квартирой банка Com­mer­ciale Italiana (Comit). Ныне это пространство входит в число четырех музеев сети Gallerie d’Italia, созданной банком Intesa Sanpaolo для экспонирования собственной коллекции. Основателем художественной коллекции банка Comit был Раффаэле Маттиоли, который широко известен как «банкир-гуманист».

Он сыграл важнейшую роль в экономическом и культурном возрождении Италии после Второй мировой войны и боролся за сохранение художественного наследия страны. В числе прочего он приобрел «Пьету Ронданини» (1564) Микеланджело для городского собрания Милана, чтобы не допустить ее вывоза в США. Кроме того, он активно поддерживал таких выдающихся художников, как Ренато Гуттузо и Джорджо Моранди, покупая у них произведения и заказывая им создание новых как в частном порядке, так и через банк.

Когда в конце 1990-х годов в результате слияния Comit с другими банками был образован Intesa Sanpaolo, художественная коллекция Comit легла в основу собрания, которое сейчас экспонируется в Gallerie d’Italia.

Физическим воплощением связи между музеями и Маттиоли служит созданный по заказу банкира «Натюрморт» (1946) Моранди, который выставляется впервые и замыкает экспозицию. 


Банковские коллекции в россии

Масштабы формирования художественных коллекций банками в России пока не сопоставимы со странами Европы и США. Принято считать, что увлечение российских финансовых структур коллекционированием было надолго похоронено вместе с бесславно распроданным собранием Инкомбанка, обанкротившегося в результате дефолта 1998 года. Тогда главная гордость коллекции — одна из авторских версий «Черного квадрата» Казимира Малевича — была продана «Гелосом» за $1 млн — сумму, не сравнимую со стоимостью работы на глобальном рынке. Однако и у нас в стране наберется несколько грамотно подобранных и достойных банковских коллекций искусства. Это и работы русских художников 1920–1930-х годов, собранные российским ЮниКредит Банком, и разнообразная по составу коллекция казанского Ак Барс Банка, и, разумеется, художественное собрание Газпромбанка, посвященное отечественному искусству с начала 1990-х годов по сегодняшний день. Этот банк стремится приобретать не отдельные работы, а цельные проекты и, кроме того, инициирует создание художниками новых произведений. 

Gallerie d’Italia, Милан
«От Медичи до Ротшильдов. Меценаты, коллекционеры, благотворители»
До 26 марта

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+