Приобретение Государственным Эрмитажем последней версии «Острова мертвых» швейцарского художника Арнольда Бёклина, написанной совместно с его сыном Карло, вызвало большой ажиотаж в прессе и соцсетях. Наше издание обратилось в музей с просьбой прояснить обстоятельства, связанные с поступлением этой картины.
Полотно является шестой, последней известной версией всемирно известной картины Арнольда Бёклина «Остров мертвых». Первая (1880) находится в Художественном музее Базеля, вторая (1880) — в Метрополитен-музее, версия 1883 года — в Старой национальной галерее Берлина, вариант 1884 года считается утраченным, а повтор 1886 года хранится в Музее изобразительных искусств Лейпцига. Особенностью эрмитажной картины является не одна, а две подписи: в левом и правом нижних углах холста “Carlo Böcklin fecit 1901” и “A. Böcklin invenit”, то есть «Карло Бёклин сделал» и «А. Бёклин изобрел», при этом следует помнить, что Бёклин-отец скончался 16 января 1901 года, таким образом, его вклад не мог быть большим.
История бытования этого повторения «Острова мертвых» в стенах музея, как сообщили нам в пресс-службе музея, такова: первоначально, с 23 августа 2010 года, «Остров мертвых» по согласованию с владелицей работы (ее имя не раскрывается) был выставлен в постоянной экспозиции Главного штаба Эрмитажа, где его годами могли видеть все посетители. В 2019 году музей договорился о его покупке за 40 млн руб. и последующие несколько лет занимался поиском спонсоров. Наконец в ноябре 2022 года картина была приобретена на средства целевого пожертвования. Всего в 2022 году Государственный Эрмитаж потратил на пополнение коллекции 63 млн руб., из которых 55 млн руб. составили пожертвования, а оставшаяся часть поступила из государственного бюджета.
Перед приобретением картина прошла искусствоведческую экспертизу хранителями Борисом Асварищем и Натальей Деминой. «Обоснование цены производилось хранителями на основании аналогий аукционных торгов», — сообщают в музее. В процессе определения цены специалисты Государственного Эрмитажа провели мониторинг аукционных торгов. В списке продаж произведений Бёклина самым дешевым лотом оказалась картина «На опушке» (Dorotheum, 10 ноября 2011 года, лот 58), этот пейзаж был продан за €191,3 тыс. (около 11 млн руб.). Самый дорогой лот — «Ночь» (Christie’s, 1 декабря 2008 года, лот 95), эта масштабная аллегорическая композиция была продана за 1,176 млн швейцарских франков (около 70 млн руб.).
«При оценке учитывалось, что, с одной стороны, картина имеет исключительное значение в истории искусства, а с другой — картина, приобретенная Эрмитажем, не целиком принадлежит кисти Арнольда Бёклина и степень участия в ее создании сына, Карло Бёклина, очень высока. Поэтому специалисты Эрмитажа посчитали возможным оценить данное произведение в 40 млн руб. Именно такая сумма была озвучена владельцем, за которую он готов был продать картину „Остров мертвых“ Эрмитажу. Стоимость произведения очень внушительная, поэтому на протяжении нескольких лет Эрмитаж искал спонсоров», — рассказали нам в музее.
Относительно того, где находился «Остров мертвых» на протяжении ХХ века, Эрмитаж сообщает, что семье, сведения о которой не разглашаются, картина принадлежала с начала ХХ века. По данным музея, соавтор картины Карло Бёклин с 1899 года был женат на дочери редактора «Московских ведомостей» Владимира Грингмута Надежде, некоторое время жил в Москве, где в 1912 году прошла его персональная выставка. На наш вопрос, попала ли картина в Россию во время Второй мировой войны, в музее ответили категорично: «История картины в России отвергает любые предположения о ее трофейном происхождении».
При этом еще в 2001 году в своей статье «„Остров мертвых“ Арнольда и Карло Бёклиных» Борис Асварищ писал, что «лет двадцать назад» вариант картины приносили в ГМИИ им. А.С.Пушкина на продажу «из обычной московской квартиры». Однако сделка не состоялась, а попытки Государственного Эрмитажа связаться с владельцами с предложением приобрести картину остались тогда без ответа. Как теперь ясно, музею все-таки видимо, удалось построить с владельцами «Острова мертвых» долгие и продуктивные отношения.