18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина

Арнольд Бёклин. Карло Бёклин. «Остров мертвых». 1901 год. Фото: Государственный Эрмитаж
Арнольд Бёклин. Карло Бёклин. «Остров мертвых». 1901 год.
Фото: Государственный Эрмитаж

Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею

Приобретение Государственным Эрмитажем последней версии «Острова мертвых» швейцарского художника Арнольда Бёклина, написанной совместно с его сыном Карло, вызвало большой ажиотаж в прессе и соцсетях. Наше издание обратилось в музей с просьбой прояснить обстоятельства, связанные с поступлением этой картины.

Полотно является шестой, последней известной версией всемирно известной картины Арнольда Бёклина «Остров мертвых». Первая (1880) находится в Художественном музее Базеля, вторая (1880) — в Метрополитен-музее, версия 1883 года — в Старой национальной галерее Берлина, вариант 1884 года считается утраченным, а повтор 1886 года хранится в Музее изобразительных искусств Лейпцига. Особенностью эрмитажной картины является не одна, а две подписи: в левом и правом нижних углах холста “Carlo Böcklin fecit 1901” и “A. Böcklin invenit”, то есть «Карло Бёклин сделал» и «А. Бёклин изобрел», при этом следует помнить, что Бёклин-отец скончался 16 января 1901 года, таким образом, его вклад не мог быть большим.

История бытования этого повторения «Острова мертвых» в стенах музея, как сообщили нам в пресс-службе музея, такова: первоначально, с 23 августа 2010 года, «Остров мертвых» по согласованию с владелицей работы (ее имя не раскрывается) был выставлен в постоянной экспозиции Главного штаба Эрмитажа, где его годами могли видеть все посетители. В 2019 году музей договорился о его покупке за 40 млн руб. и последующие несколько лет занимался поиском спонсоров. Наконец в ноябре 2022 года картина была приобретена на средства целевого пожертвования. Всего в 2022 году Государственный Эрмитаж потратил на пополнение коллекции 63 млн руб., из которых 55 млн руб. составили пожертвования, а оставшаяся часть поступила из государственного бюджета.

Картина «Остров мертвых» в Государственном Эрмитаже. Фото: Ильдар Галеев
Картина «Остров мертвых» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Ильдар Галеев

Перед приобретением картина прошла искусствоведческую экспертизу хранителями Борисом Асварищем и Натальей Деминой. «Обоснование цены производилось хранителями на основании аналогий аукционных торгов», — сообщают в музее. В процессе определения цены специалисты Государственного Эрмитажа провели мониторинг аукционных торгов. В списке продаж произведений Бёклина самым дешевым лотом оказалась картина «На опушке» (Dorotheum, 10 ноября 2011 года, лот 58), этот пейзаж был продан за €191,3 тыс. (около 11 млн руб.). Самый дорогой лот — «Ночь» (Christie’s, 1 декабря 2008 года, лот 95), эта масштабная аллегорическая композиция была продана за 1,176 млн швейцарских франков (около 70 млн руб.).

«При оценке учитывалось, что, с одной стороны, картина имеет исключительное значение в истории искусства, а с другой — картина, приобретенная Эрмитажем, не целиком принадлежит кисти Арнольда Бёклина и степень участия в ее создании сына, Карло Бёклина, очень высока. Поэтому специалисты Эрмитажа посчитали возможным оценить данное произведение в 40 млн руб. Именно такая сумма была озвучена владельцем, за которую он готов был продать картину „Остров мертвых“ Эрмитажу. Стоимость произведения очень внушительная, поэтому на протяжении нескольких лет Эрмитаж искал спонсоров», — рассказали нам в музее.

Относительно того, где находился «Остров мертвых» на протяжении ХХ века, Эрмитаж сообщает, что семье, сведения о которой не разглашаются, картина принадлежала с начала ХХ века. По данным музея, соавтор картины Карло Бёклин с 1899 года был женат на дочери редактора «Московских ведомостей» Владимира Грингмута Надежде, некоторое время жил в Москве, где в 1912 году прошла его персональная выставка. На наш вопрос, попала ли картина в Россию во время Второй мировой войны, в музее ответили категорично: «История картины в России отвергает любые предположения о ее трофейном происхождении».

При этом еще в 2001 году в своей статье «„Остров мертвых“ Арнольда и Карло Бёклиных» Борис Асварищ писал, что «лет двадцать назад» вариант картины приносили в ГМИИ им. А.С.Пушкина на продажу «из обычной московской квартиры». Однако сделка не состоялась, а попытки Государственного Эрмитажа связаться с владельцами с предложением приобрести картину остались тогда без ответа. Как теперь ясно, музею все-таки видимо, удалось построить с владельцами «Острова мертвых» долгие и продуктивные отношения.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+