Первое, что видят зрители, войдя в Манеж, — это импровизированный театральный зал с бархатными темно-синими кулисами и огромным занавесом. По нему движутся танцующие фигурки, складываясь по принципу пятен Роршаха в завораживающие орнаменты, — остроумное видео служит дайджестом того, что приготовлено внутри. А это более 1 тыс. экспонатов, охватывающих период с XVIII века до наших дней, из 40 российских музеев, архивов и библиотек. По словам нового директора санкт-петербургского Центрального выставочного зала «Манеж», автора концепции выставки Анны Яловой, «в работе над этой выставкой особенно важно было художественным языком рассказать зрителю историю становления и развития балета в России».
Авторы концепции: Анна Ялова (ЦВЗ «Манеж»), Агния Стерлигова (Planet 9)
Продюсер: Александр Кармаев (Planet 9)
Креативный куратор: Павел Каплевич
Научные консультанты: Светлана Лаврова, Павел Масленников, Татьяна Ногинова, Ольга Федорченко
Организаторами выставки выступили санкт-петербургский Центральный выставочный зал «Манеж», бюро Planet 9 и Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».
Проект реализован при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Выставка состоит из нескольких частей, разительно отличающихся по стилю оформления. Звезда российского выставочного дизайна архитектор Агния Стерлигова в этом проекте, кажется, достигла своего акме, высшей точки, продемонстрировав завидный диапазон экспозиционных решений, которые превращают выставку в настоящее приключение.
Надев наушники (это обязательная часть программы, без саундтрека впечатление будет куцым), вы входите в затененную анфиладу первого раздела «Царская ложа», повествующего о том, как танец появился при русском дворе сначала как часть празднеств и церемониала и постепенно превратился в то, что мы сегодня называем балетом. И действительно, тут возникает эффект присутствия в кулуарах и ложах старинного театра, освещенного свечами, выхватывающими то гравюру Ломоносова с изображением фейерверка в Москве 1754 года, то белые фигурки обнявшихся Психеи и Амура, то портрет воспетой Пушкиным черноволосой Истоминой в веночке из роз. Сюрреалистическая картинка с изображением ножки на пуанте, одной только ножки, выглядывающей из облаков, другой этуали — Тальони — задает важную для выставки линию обожествления балерин как эталона женской красоты. Особое очарование этой части экспозиции придают миниатюрные, почти игрушечные макеты сцен, показывающие и машинерию, и костюмы и воссоздающие отдельные постановки.
Смена царствований размечена большими силуэтами профилей монархов, а характеристики разных эпох остроумно подаются через сравнение с балетными движениями («Время Александра III можно сравнить с серией glissade с jete во II arabesque, стремительных и легких прыжков, позволяющих исполнителю преодолеть сцену, создавая эффект воздушности и непринужденности»). Комплекс неполноценности перед французской терминологией, который испытывают многие, отчасти снимается в других разделах выставки, объясняющих базовые понятия, но перед тем, как попасть в балетный класс, стоит внимательно изучить раздел выставки, смело названный «Русский дух».
Речь тут идет о мировом триумфе русского балета, связанном, конечно же, с великим импресарио Сергеем Дягилевым — его условный профиль не зря замыкает царскую анфиладу, потому что в области балета он непревзойденный царь и бог. Зал с костюмами и эскизами к дягилевским сезонам предваряет гигантская картина «Храм Терпсихоры» 1907 года, для которой автору, Альфреду Эберлингу, позировали Анна Павлова, Тамара Карсавина, Матильда Кшесинская. Однако не меньший интерес, чем это туманное символистское полотно, представляют фотопортреты балерин, которые делал Эберлинг, — они собраны в отдельной комнате. Любопытно, что некоторые героини соглашались сниматься обнаженными и, дабы избежать кривотолков, даже давали расписки автору, что делают это по доброй воле и из любви к искусству.
Для самых хитовых экспонатов выставки в дягилевском зале — а среди них костюмы Умирающего лебедя, Петрушки и Жар-птицы, пуанты Матильды Кшесинской, эскизы и афиши Жана Кокто, Валентина Серова, Михаила Врубеля, Николая Рериха, Наталии Гончаровой и множество других легендарных произведений — было избрано неожиданное дизайнерское решение.
Ярко-синие подиумы звездчатой формы и блестящие витрины контрастируют со стенами болотных оттенков. Издали кажется, что на них накинут маскировочный камуфляж, но вблизи опознаются мотивы модерна, что-то билибинское, символизирующее, очевидно, глухие леса и непролазные топи из русских сказок, тот самый заявленный в названии «русский дух».
Зато следующий раздел — «Советский балет» — лишен какой-либо витиеватости. Длинный коридор, окрашенный в характерный «жэковский» зеленый, с такой же узнаваемой ковровой дорожкой посередине и деревянными панелями-перегородками, как из начальственных кабинетов, ведет от театральной кассы с объявлением от руки «Билетов нет» до винтажного телевизора, показывающего «Лебединое озеро» и тревожные лица советских дикторов.
Между этими пунктами вместились и авангардные эксперименты, и архивная запись «Яблочка» ансамбля Игоря Моисеева (кстати, на выставке много архивных съемок), и целый шкаф с фарфоровыми статуэтками балерин, столь любимыми советскими мещанами, и пачка Галины Улановой, и фото Майи Плисецкой с Юрием Гагариным — как символов высших достижений в искусстве и науке эпохи оттепели, и мускулистые герои с афиш балетов Юрия Григоровича.
В наушниках при этом звучат анекдоты из жизни «балетных» в исполнении Юлии Рутберг и Игоря Миркурбанова. Историческая часть выставки завершается большими фотопортретами наших современных солистов.
На этом месте можно было поставить точку — столь насыщенной получилась первая часть, но авторы выставки поставили запятую и предложили зрителям познакомиться с творческой кухней, с тем, как вообще устроен балет. В отсеках «Школа», «Анатомия балета», «Костюмерный цех» с помощью таблиц и видео рассказывается масса интересных и нужных фактов: чем солист отличается от корифея, кто был первым русским танцовщиком, приглашенным выступать за границей (его звали Тимофей Бубликов), любую ли девушку в пачке можно назвать балериной, какие именно мышцы работают у танцоров в прыжке, сколько хореографических училищ было в СССР, и, наконец, важнейший факт — балетного танцора ни при каких обстоятельствах нельзя называть «балеруном», только «премьером»!!!
В «Костюмерном цехе» можно наглядно изучить эволюцию балетных пачек: какие из них «блинчики», а какие — «шопенки», а также то, какими физическими параметрами в разные эпохи должны были обладать балерины. Так, лепивший фигуры-манекены скульптор Павел Игнатьев рассказал, что одна из фигур точно соответствует размерам Матильды Кшесинской: 92–44–90 при росте 150 см.
Завершается же выставка особым залом, посвященным самому знаменитому русскому балету. В «Лаборатории „Лебединого озера“» сооружен небольшой «алтарь» с личными вещами Чайковского, рассказывается о разных постановках, редакциях и поворотах сюжета.
Выходя с выставки, вы вновь оказываетесь в театральном зале, перед занавесом с мелькающими фигурками. Кажется, что сейчас он распахнется и на сцену выйдут настоящие живые артисты. Можно надеяться, что после такой подробной и эффектной выставки даже последние профаны смогут по достоинству оценить искусство балета и всегда будут называть танцовщика только «премьером».
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург
«Первая позиция. Русский балет»
До 21 мая