Изделия, представленные на выставке, были изготовлены на рубеже XIX–ХХ веков на королевских мануфактурах Берлина и Копенгагена, в керамической фирме Теодора Дека, у художников по стеклу Эмиля Галле и Эрнеста Левелье и приобретены в качестве образцов, чтобы российские мастера были в курсе новейших течений в искусстве и технологии. Лучшие произведения петербургских мастеров также пополняли Образцовую коллекцию.
Как говорит Ольга Баранова, куратор выставки, главный хранитель отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, керамика и фарфор, а также хрусталь и стекло были драйверами искусства эпохи модерна. Проект показывает около 120 произведений этого периода, примерно поровну западных и российских предметов, а также 17 эскизов российских художников начала ХХ века, сделанных для ИФЗ, и произведения современных художников завода.
В начале ХХ века на Берлинской мануфактуре велись опыты по составам красок, температурам и длительности обжига. В итоге появилась «Ваза с красной китайской глазурью». Такой насыщенный цвет назвали «бычья кровь». Добавленные в краску оксиды цинка и титана при высоких температурах давали на поверхности вид кристаллов разной формы (как на «Вазе с кристаллической глазурью»).
На Королевской мануфактуре в Копенгагене вернули к жизни подглазурную роспись. При высокотемпературном обжиге она давала изображение со слегка размытыми контурами — сфумато, близким стилистике модерна. Ассортимент подглазурных красок расширялся, там получили палитру от нежно-розового до коричневого. Ее можно увидеть на «Тарелке с изображением молодого воробья под цветущим кустом».
Стекло представлено скромно, но лучшими образцами. «Ваза с волнистым рельефом» выполнена Эрнестом Левелье в технике «кракле»: за счет резкого охлаждения изделия после выдувания получается эффект треснувшего стекла. Его же «Ваза с цикламенами» усилена использованием стеклянной крошки, гравировки, резьбы и травления. Об искусстве знаменитого Эмиля Галле можно судить по вазе «Роза Франции» и «Вазе с изображением лесных орхидей».
Из рисунков важно назвать эскиз Евгения Лансере «Ваза с ящерицами». На нем имеется пометка, что эскиз был представлен императрице Александре Федоровне. Но была ли ваза отлита, неизвестно.
В российской части выставки показаны труды лаборатории ИФЗ, которой руководил Карл Клевер. Эти кашпо и вазы демонстрируют, что русские мастера и сами постигали секреты. Так же, как и добивались модернового эффекта по «датскому способу», о чем говорят «Ваза с изображением камышей и цапли» неизвестного автора и «Ваза с изображением змей» Сергея Романова.
Анималистика и ботаника — характерный признак модерна — показаны на примере «Белого медведя» Августа Тимуса и дивной монохромной вазы «Трава» по эскизу Рудольфа Вильде (это уже ар-деко, до которого еще лет 20). Немыслим модерн и без обнаженных женских моделей. За них отвечают ваза «Хоровод» того же Тимуса и скульптура «Юность» Марии Диллон, сделанная из бисквита.
Вазы из многослойного хрусталя до начала 1910-х годов на ИФЗ делали «от руки», не применяя травления. Создание одного предмета занимало три месяца, о тиражировании не могло быть и речи. Так была создана ваза «Папоротник» по эскизу Петра Красновского.
Государственный Эрмитаж
«Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков»
До 2 апреля