18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рецепт керамики модерна: молодой воробей, бычья кровь и папоротник

Скульптура «Медведь». Автор модели Август Тимус. ИФЗ. 1912 (модель 1907). Фото: Государственный Эрмитаж
Скульптура «Медведь». Автор модели Август Тимус. ИФЗ. 1912 (модель 1907).
Фото: Государственный Эрмитаж
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В Эрмитаже показывают источники и плоды трудов российских мастеров императорских фарфорового и стеклянного заводов рубежа XIX–XX веков

Изделия, представленные на выставке, были изготовлены на рубеже XIX–ХХ веков на королевских мануфактурах Берлина и Копенгагена, в керамической фирме Теодора Дека, у художников по стеклу Эмиля Галле и Эрнеста Левелье и приобретены в качестве образцов, чтобы российские мастера были в курсе новейших течений в искусстве и технологии. Лучшие произведения петербургских мастеров также пополняли Образцовую коллекцию.

Как говорит Ольга Баранова, куратор выставки, главный хранитель отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, керамика и фарфор, а также хрусталь и стекло были драйверами искусства эпохи модерна. Проект показывает около 120 произведений этого периода, примерно поровну западных и российских предметов, а также 17 эскизов российских художников начала ХХ века, сделанных для ИФЗ, и произведения современных художников завода.

«Блюдо с изображением ночного пейзажа с мельницей». Дания. Копенгаген. Королевская фарфоровая мануфактура. Автор росписи Карл Мортенсен. 1891. Фото: Государственный Эрмитаж
«Блюдо с изображением ночного пейзажа с мельницей». Дания. Копенгаген. Королевская фарфоровая мануфактура. Автор росписи Карл Мортенсен. 1891.
Фото: Государственный Эрмитаж

В начале ХХ века на Берлинской мануфактуре велись опыты по составам красок, температурам и длительности обжига. В итоге появилась «Ваза с красной китайской глазурью». Такой насыщенный цвет назвали «бычья кровь». Добавленные в краску оксиды цинка и титана при высоких температурах давали на поверхности вид кристаллов разной формы (как на «Вазе с кристаллической глазурью»).

На Королевской мануфактуре в Копенгагене вернули к жизни подглазурную роспись. При высокотемпературном обжиге она давала изображение со слегка размытыми контурами — сфумато, близким стилистике модерна. Ассортимент подглазурных красок расширялся, там получили палитру от нежно-розового до коричневого. Ее можно увидеть на «Тарелке с изображением молодого воробья под цветущим кустом».

Стекло представлено скромно, но лучшими образцами. «Ваза с волнистым рельефом» выполнена Эрнестом Левелье в технике «кракле»: за счет резкого охлаждения изделия после выдувания получается эффект треснувшего стекла. Его же «Ваза с цикламенами» усилена использованием стеклянной крошки, гравировки, резьбы и травления. Об искусстве знаменитого Эмиля Галле можно судить по вазе «Роза Франции» и «Вазе с изображением лесных орхидей».

Из рисунков важно назвать эскиз Евгения Лансере «Ваза с ящерицами». На нем имеется пометка, что эскиз был представлен императрице Александре Федоровне. Но была ли ваза отлита, неизвестно.

«Ваза с изображением лесных орхидей». Франция, Нанси. Художник Эмиль Галле. Оправа: Фирма «К.Э. Болин». Россия, Санкт-Петербург. Конец 1890-х. Фото: Государственный Эрмитаж
«Ваза с изображением лесных орхидей». Франция, Нанси. Художник Эмиль Галле. Оправа: Фирма «К.Э. Болин». Россия, Санкт-Петербург. Конец 1890-х.
Фото: Государственный Эрмитаж

В российской части выставки показаны труды лаборатории ИФЗ, которой руководил Карл Клевер. Эти кашпо и вазы демонстрируют, что русские мастера и сами постигали секреты. Так же, как и добивались модернового эффекта по «датскому способу», о чем говорят «Ваза с изображением камышей и цапли» неизвестного автора и «Ваза с изображением змей» Сергея Романова.

Анималистика и ботаника — характерный признак модерна — показаны на примере «Белого медведя» Августа Тимуса и дивной монохромной вазы «Трава» по эскизу Рудольфа Вильде (это уже ар-деко, до которого еще лет 20). Немыслим модерн и без обнаженных женских моделей. За них отвечают ваза «Хоровод» того же Тимуса и скульптура «Юность» Марии Диллон, сделанная из бисквита.

Вазы из многослойного хрусталя до начала ­1910-х годов на ИФЗ делали «от руки», не применяя травления. Создание одного предмета занимало три месяца, о тиражировании не могло быть и речи. Так была создана ваза «Папоротник» по эскизу Петра Красновского.  

Государственный Эрмитаж
«Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков»
До 2 апреля

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+