18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Рецепт керамики модерна: молодой воробей, бычья кровь и папоротник

Скульптура «Медведь». Автор модели Август Тимус. ИФЗ. 1912 (модель 1907). Фото: Государственный Эрмитаж
Скульптура «Медведь». Автор модели Август Тимус. ИФЗ. 1912 (модель 1907).
Фото: Государственный Эрмитаж
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В Эрмитаже показывают источники и плоды трудов российских мастеров императорских фарфорового и стеклянного заводов рубежа XIX–XX веков

Изделия, представленные на выставке, были изготовлены на рубеже XIX–ХХ веков на королевских мануфактурах Берлина и Копенгагена, в керамической фирме Теодора Дека, у художников по стеклу Эмиля Галле и Эрнеста Левелье и приобретены в качестве образцов, чтобы российские мастера были в курсе новейших течений в искусстве и технологии. Лучшие произведения петербургских мастеров также пополняли Образцовую коллекцию.

Как говорит Ольга Баранова, куратор выставки, главный хранитель отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, керамика и фарфор, а также хрусталь и стекло были драйверами искусства эпохи модерна. Проект показывает около 120 произведений этого периода, примерно поровну западных и российских предметов, а также 17 эскизов российских художников начала ХХ века, сделанных для ИФЗ, и произведения современных художников завода.

«Блюдо с изображением ночного пейзажа с мельницей». Дания. Копенгаген. Королевская фарфоровая мануфактура. Автор росписи Карл Мортенсен. 1891. Фото: Государственный Эрмитаж
«Блюдо с изображением ночного пейзажа с мельницей». Дания. Копенгаген. Королевская фарфоровая мануфактура. Автор росписи Карл Мортенсен. 1891.
Фото: Государственный Эрмитаж

В начале ХХ века на Берлинской мануфактуре велись опыты по составам красок, температурам и длительности обжига. В итоге появилась «Ваза с красной китайской глазурью». Такой насыщенный цвет назвали «бычья кровь». Добавленные в краску оксиды цинка и титана при высоких температурах давали на поверхности вид кристаллов разной формы (как на «Вазе с кристаллической глазурью»).

На Королевской мануфактуре в Копенгагене вернули к жизни подглазурную роспись. При высокотемпературном обжиге она давала изображение со слегка размытыми контурами — сфумато, близким стилистике модерна. Ассортимент подглазурных красок расширялся, там получили палитру от нежно-розового до коричневого. Ее можно увидеть на «Тарелке с изображением молодого воробья под цветущим кустом».

Стекло представлено скромно, но лучшими образцами. «Ваза с волнистым рельефом» выполнена Эрнестом Левелье в технике «кракле»: за счет резкого охлаждения изделия после выдувания получается эффект треснувшего стекла. Его же «Ваза с цикламенами» усилена использованием стеклянной крошки, гравировки, резьбы и травления. Об искусстве знаменитого Эмиля Галле можно судить по вазе «Роза Франции» и «Вазе с изображением лесных орхидей».

Из рисунков важно назвать эскиз Евгения Лансере «Ваза с ящерицами». На нем имеется пометка, что эскиз был представлен императрице Александре Федоровне. Но была ли ваза отлита, неизвестно.

«Ваза с изображением лесных орхидей». Франция, Нанси. Художник Эмиль Галле. Оправа: Фирма «К.Э. Болин». Россия, Санкт-Петербург. Конец 1890-х. Фото: Государственный Эрмитаж
«Ваза с изображением лесных орхидей». Франция, Нанси. Художник Эмиль Галле. Оправа: Фирма «К.Э. Болин». Россия, Санкт-Петербург. Конец 1890-х.
Фото: Государственный Эрмитаж

В российской части выставки показаны труды лаборатории ИФЗ, которой руководил Карл Клевер. Эти кашпо и вазы демонстрируют, что русские мастера и сами постигали секреты. Так же, как и добивались модернового эффекта по «датскому способу», о чем говорят «Ваза с изображением камышей и цапли» неизвестного автора и «Ваза с изображением змей» Сергея Романова.

Анималистика и ботаника — характерный признак модерна — показаны на примере «Белого медведя» Августа Тимуса и дивной монохромной вазы «Трава» по эскизу Рудольфа Вильде (это уже ар-деко, до которого еще лет 20). Немыслим модерн и без обнаженных женских моделей. За них отвечают ваза «Хоровод» того же Тимуса и скульптура «Юность» Марии Диллон, сделанная из бисквита.

Вазы из многослойного хрусталя до начала ­1910-х годов на ИФЗ делали «от руки», не применяя травления. Создание одного предмета занимало три месяца, о тиражировании не могло быть и речи. Так была создана ваза «Папоротник» по эскизу Петра Красновского.  

Государственный Эрмитаж
«Образцовая коллекция в стиле модерн. Императорские фарфоровый и стеклянный заводы на рубеже XIX и XX веков»
До 2 апреля

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+