Сегодняшние реалии этих институций имеют свои плюсы и минусы. «Университетские музеи представляют как проблемы, так и возможности для своих вузов, — писала в статье «Роль университетских музеев и культурное наследие в XXI веке» (2016) американский музеевед, доктор философии Зенобия Р. Козак. — Хотя у каждого из них неповторимая история, их богатства в значительной степени остаются неизвестными».
С тех пор как в 1683 году в Оксфорде открылся первый в мире университетский публичный музей — Музей Ашмола, учебные заведения не переставали собирать, систематизировать и использовать в образовательных целях естественно-научные и художественные коллекции. Но в конце XX века кардинально изменилась система образования, и многие музейные собрания, прежде всего естественно-научные, оказались, по выражению Козак, в «опасном безработном положении».
Еще в 1986 году директор Манчестерского музея Алан Уорхёрст писал о кризисе «идентичности, цели, признания и ресурсов». Ему вторила Марта Лоренсу из Лиссабона: «Университетские музеи сталкиваются с самыми серьезными проблемами за всю свою историю… Они вынуждены убеждать собственные вышестоящие учреждения в ценности и актуальности коллекций». Ник Мерриман, директор Музея и садов Хорнимана в Южном Лондоне, констатировал, что университетским музеям «не хватает четкой цели».
В XXI веке эволюция университетских музеев идет по нескольким направлениям. Некоторые переходят в собственность городов, где расположены, как это случилось с естественно-научным Музеем Хэнкока, основанным в 1888 году и принадлежавшим раньше Университету Ньюкасла в Британии. (Ретроспективно здесь можно вспомнить и о Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, который начинался когда-то как музей при Московском университете.) Другие фокусируются на истории учебных заведений — рассказывают о выдающихся профессорах и выпускниках, как это делают в старейшем шотландском Университете Сэнт-Эндрюса. Работа музеев все больше нацелена на широкую аудиторию, помимо студентов: на туристов, горожан, школьников. Для университетов музеи становятся маркетинговым козырем — способом привлечения абитуриентов. Тот же Музей Сент-Эндрюса проводит ежегодный конкурс для школьников MUSA Young Artist Award, предоставляет свои залы для съемок телепрограмм; он открыт для публики, имеет награды Ассоциации достопримечательностей Шотландии и высокий рейтинг на сайте Tripadvisor.
Мы собрали истории некоторых университетских музеев, имеющих отношение к искусству.
У Гарварда сразу три художественных музея: Фогга, Буша — Райзингера и Артура М. Саклера. Совокупно здесь хранится 300 тыс. экспонатов (Боттичелли, Рембрандт, Анри Матисс, Винсент ван Гог, Пабло Пикассо и другие), что составляет вторую по величине художественную коллекцию Америки. Их работа стала значительно интенсивнее и количество выставок возросло в разы, после того как в 2014 году здание музеев реконструировали по проекту Ренцо Пьяно за $250 млн. Полезная площадь увеличилась на 40%, ко входу, обращенному на студенческий кампус, добавился вход со стороны города. Несмотря на то что музеи по-прежнему выполняют функции учебного центра, большинство их посетителей не имеют отношения к вузу. Само слово «университетские» из названия музеев в 2008 году исключили.
Основан в 1875 году. Здание, построенное в 1933-м архитекторами Адольфом Штегером и Карлом Эгендером, сегодня признано памятником модернистской архитектуры. Музей располагает четырьмя обширными коллекциями: плаката (330 тыс. единиц хранения, одно из крупнейших в мире собраний), графики, дизайна и прикладного искусства. Также музей управляет отреставрированным в 2019 году «Павильоном Ле Корбюзье» (1965), последней работой архитектора. Этот дом Ле Корбюзье спроектировал для друга и коллекционера Хайди Вебер. Музей дизайна так важен для города в целом, что многие не берут в расчет его университетскую принадлежность. Однако нельзя недооценивать помощь Цюрихского университета искусств: он постоянно исследует арт-коллекции и разрабатывает программы их современной презентации. Каждый год музей готовит около дюжины выставок.
Музей интересен гигантской коллекцией советских художников-нонконформистов 1950–1990-х годов. В нее входят картины, скульптуры, графика, инсталляции, фотографии, фильмы и книги не только мастеров из Москвы и Ленинграда-Петербурга, но и из бывших союзных республик. Всего здесь находится более 20 тыс. произведений — работы Гриши Брускина, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Тимура Новикова, Михаила Рогинского и многих других. Коллекцию собрал экономист Нортон Додж (1927–2011). В 2018-м ее оценили в $34 млн. В том же году музей получил грант в размере $10 млн от фонда Avenir Foundation из Колорадо «на каталогизацию, изучение, сохранение, публикацию и выставки». Куратором музея является выпускница МГУ, доктор искусствоведения Юлия Туловская. А 11 февраля в музее открывается выставка Виталия Комара и Александра Меламида «Урок истории».
Редкий случай, когда частный университетский музей является лучшим в городе, и к тому же с бесплатным входом. Бизнесмен, политик и филантроп Реувен Гехт (1909–1993) был одним из самых богатых людей Хайфы. По преданиям, он не ладил с мэрией, поэтому свое гигантское археологическое собрание завещал не городу, а университету, также построенному на его средства. Опять же по преданиям, он пользовался услугами «серых» археологов, что до середины 1970-х не каралось законом. Никаким другим способом он не смог бы собрать такую выдающуюся коллекцию, пусть даже и посвятил этому 60 лет. Коллекция охватывает время от Ханаанского царства (III тыс. до н.э.) до конца существования Византии (XV век). Среди ее диковин — глиняные саркофаги (антропоидные керамические гробы) XIV–X веков до н.э. Как объясняют в музее, моду на саркофаги принесли в здешние края «египетские экспаты». В придачу к археологии магнат оставил университету живопись рубежа XIX–XX веков — работы Винсента ван Гога, Эдуарда Мане, Амедео Модильяни, Клода Моне, Камиля Писсарро, Мориса Утрилло. Музей делает выставки современного искусства, выпускает альманах, поощряет археологические исследования и является бриллиантом хайфского культурного пейзажа.
Художественное собрание кембриджского Колледжа Мюррей Эдвардс показывает, каким образом вуз может создать себе репутацию с помощью произведений искусства. Колледж возник относительно недавно, в 1962 году, как форпост женского образования (в Кембридже тогда училось минимальное количество девушек). Первую работу в будущую коллекцию — произведение американской концептуалистки Мэри Келли — здесь купили в 1986-м. Шесть лет спустя президент колледжа Валери Перл обратилась к сотне художниц с призывом сделать учебному заведению подарок, и многие откликнулись. Сегодня в собрании колледжа хранится порядка 500 произведений, в том числе авторства Паулы Регу, Любаины Химид, Мэгги Хэмблинг, Джуди Чикаго. Это самое большое в Европе собрание женского искусства. У коллекции нет отдельного помещения, все работы висят в аудиториях и коридорах. «Некоторым эти произведения покажутся тревожащими, оскорбительными или даже шокирующими», — предупреждает сайт колледжа. Но «интеллектуально стимулирующее искусство» не может быть другим. Сегодня в Колледже Мюррей — Эдвардс учатся студенты обоего пола.
Самый величественный и недооцененный университетский музей в России (музей при Академии художеств, равно как и его многочисленные филиалы, включая дачу Ильи Репина в Пенатах и квартиру Исаака Бродского в Санкт-Петербурге, известны значительно лучше). Основан в 1876 году при Училище технического рисования, которое готовило мастеров декоративно-прикладного искусства широкого профиля. Главный артефакт — само здание музея, решенное в духе пышной и величественной эклектики. В момент открытия в 1896-м центральный выставочный зал площадью 1000 кв. м имел самый большой в России стеклянный купол. Архитектор Максимилиан Месмахер в интерьерах соединил образцы разных исторических стилей, чтобы студенты могли изучать искусство воочию и тактильно. В музее хранится 35 тыс. предметов: мебель, керамика, изразцовые печи, варианты художественной ковки, рисунки. В 2002-м сюда из Государственного Эрмитажа передали копии барельефов Пергамского алтаря, сделанные в начале 1950-х с оригиналов, которые после войны находились в СССР.
Один из самых молодых университетских музеев в России в 2022 году отметил 25-летие. Сюда из ГМИИ им. А.С.Пушкина передали 750 слепков и копий античных, средневековых и ренессансных памятников; большую их часть в начале XX века заказывал еще Иван Цветаев. Музей также хранит копии артефактов Древней Мексики, изготовленные Национальным институтом антропологии и истории Мексики специально для РГГУ. До середины 2010-х годов здесь размещалась и коллекция советского нонконформизма, собранная Леонидом Талочкиным (1936–2002), но затем наследники передали эти работы в Государственную Третьяковскую галерею. Сегодня под вывеской «Другое искусство» экспонируется коллекция живописи нон-конформизма Михаила Алшибая.