18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Галактика русской абстракции охватила Русский музей

Владимир Янкилевский. Из серии «Тема и импровизация».    1962. Фото: Государственный Русский музей
Владимир Янкилевский. Из серии «Тема и импровизация». 1962.
Фото: Государственный Русский музей

Избранные произведения советского андерграунда из собрания Наталии Опалевой приехали на выставку «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту»

Две сотни картин и рисунков 36 художников второй половины ХХ века полноценно представляют собрание Наталии Опалевой, известного коллекционера, создателя и генерального директора Музея AZ. Год назад в Государственном Русском музее состоялась выставка «Лики / Лица / Морды» из этой коллекции. Тогда в центре внимания были портреты, в том числе десятки замечательных автопортретов Анатолия Зверева. Теперь — продолжение знакомства петербуржцев с собранием Музея AZ.

Проект «Параллельные все
ленные» несет три важных
 сообщения. Первое: никогда не поздно начинать коллекционирование произведений тех художников,
 работы которых как будто
 давно разошлись по музеям
 и частным собраниям. Наталия Опалева стала собирать художников, которых называют вторым русским авангардом, нонконформистами, советским андерграундом, всего 20 лет назад с почти случайного посещения ярмарки «Арт-Манеж». К тому моменту само понятие «неофициальное искусство» ушло в область преданий, его представители были расставлены по полочкам истории русского искусства. Но именно Опалева заново вернула нынешней публике творчество Зверева, особенно раннего, искусство которого считалось чем-то из почетного, но прошлого.

Игорь Шелковский. «Рельеф». Серия «Орнаменты». 2016. Фото: Государственный Русский музей
Игорь Шелковский. «Рельеф». Серия «Орнаменты». 2016.
Фото: Государственный Русский музей

И отсюда вторая важная 
вещь: частному коллекцио
неру необходимо собирать искусство на основе субъективных оценок, исходя из личных пристрастий. А если он будет последовательно расширять свой собирательский кругозор, то его коллекция станет интересна многим. И тогда — третье — можно открывать общедоступный музей. Таким путем шли многие известные коллекционеры — от Павла Третьякова до Наталии Опалевой.

По словам Опалевой, на выставке «Параллельные вселенные» будут представлены лучшие работы из ее собрания. При их отборе было решено основным ядром экспозиции сделать абстракцию — ведь именно абстракция как стильстический прием занимала главное место на ранней стадии формирования так называемого неофициального искусства. Через абстракцию прошли многие художники-шестидесятники; тех, кто посвятил ей всю свою жизнь и творчество, гораздо меньше.

К абсолютным раритетам проекта относятся «Супрематические композиции», созданные Анатолием Зверевым в конце 1950-х годов. Художник «встраивает» Малевича в свой экспрессионистический вихрь. Эти рисунки Музей AZ получил в дар от Алики Костаки, дочери Георгия Костаки, легендарного собирателя русского неофициального искусства.

В свое время Костаки, увидев абстракции Лидии Мастерковой, был поражен их энергетикой. Как-то художница заметила: «Живопись должна быть не такой, чтоб можно было хватать предметы, а более трепещущей, и чтобы трепетала, жила каждая линия...» Именно таковы ее «Абстрактные композиции», представленные в «Параллельных вселенных».

Дмитрий Плавинский. «Мираж в Эгейском море». Фото: Государственный Русский музей
Дмитрий Плавинский. «Мираж в Эгейском море».
Фото: Государственный Русский музей

Строгие «Сигнальные системы» и «Библейский цикл» Юрия Злотникова вступают в диалог с экспрессивной абстракцией Льва Кропивницкого «Хоть эмоцио, хоть рацио» и с «Посвящением Баху» Владимира Немухина. Мерцающая «Композиция» Игоря Вулоха — со строго геометричной «Композицией» Михаила Чернышова. Абстрактные произведения петербургских художников представлены самыми известными именами: Глеб Богомолов («Структура»), Евгений Михнов-Войтенко (цикл «Хоралы»), Владимир Cтерлигов («Купол»).

«Параллельные вселенные» сходятся в работах Франциско Инфанте-Араны. Акварели «Спираль света» созданы в 1964 году, артефакты из цикла «Структуры» — в 1987-м. Анатолий Голышев, автор дизайн-концепции выставки, предложил образ ковчега с произведениями, плывущими по воображаемому Млечному Пути, который расположен в анфиладе из семи залов. Показ сопровождают медиаинсталляция Платона Инфанте, музыка авангардного композитора-шестидесятника Николая Каретникова и документальный фильм об эпохе оттепели, подготовленный Музеем AZ.

Государственный Русский музей
«Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту. Коллекция Наталии Опалевой»
До 29 мая 2023

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+