18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Стэнли Кубрика озаряли сияния не только кинематографические, но и художественные

Слева: одна из самых известных работ фотографа Дианы Арбус "Идентичные близнецы" (Розелла, Нью-Джерси. 1966) вдохновила Кубрика на создание сестер Грейди (справа) в фильме "Сияние". Фото: The Estate of Diane Arbus/WARNER BROS. ENTERTAINMENT INC./Stanley Kubrick Archive
Слева: одна из самых известных работ фотографа Дианы Арбус "Идентичные близнецы" (Розелла, Нью-Джерси. 1966) вдохновила Кубрика на создание сестер Грейди (справа) в фильме "Сияние".
Фото: The Estate of Diane Arbus/WARNER BROS. ENTERTAINMENT INC./Stanley Kubrick Archive
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Две новые книги — оригинальные не только по содержанию, но и по форме — исследуют, как увлечение изобразительным искусством разных времен помогало прославленному режиссеру в создании его знаменитого фильма ужасов

Стоит ли рассматривать великого кинорежиссера Стэнли Кубрика (1928–1999) еще и как художника? Вопрос подразумевает не столько сами его фильмы, сколько влияние изобразительного искусства, очень в них ощутимое. Созданный им реквизит, равно как и работы других художников, вдохновленные его кинолентами, не раз служили материалом для выставок. Вспомним хотя бы экспозицию 2016 года «Грезы со Стэнли Кубриком» в лондонском Сомерсет-Хаусе, где принимали участие Аниш Капур, Мэт Коллишоу, Сара Лукас, Гэвин Тёрк.

Пристрастие Кубрика к живописи и другим формам визуального искусства не в последнюю очередь было инспирировано его женой, художницей Кристианой Кубрик, чьи работы не раз появлялись у него в кадре. А наиболее ярко и очевидно это пристрастие отразилось в костюмированной драме «Барри Линдон» (1975): там широко использовались произведения Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнолдса, Уильяма Хогарта. Меньше известно о влиянии искусства на другие его киноработы. Эта тема становится яснее с выходом двух новых книг, посвященных его знаменитому хоррору 1980 года.

J. W. Rinzler, Lee Unkrich. «Stanley Kubrick’s The Shining». Коллекционное издание в 3­х тт. Тaschen. 2198 с.: 2000 ил. На английском языке
J. W. Rinzler, Lee Unkrich. «Stanley Kubrick’s The Shining». Коллекционное издание в 3­х тт. Тaschen. 2198 с.: 2000 ил. На английском языке

Еще в 1966 году Кубрик сказал, что «хотел бы снять самый страшный фильм в мире». А 14 лет спустя появилось «Сияние», оказавшее громадное влияние на киноиндустрию. Фильм рассказывает о писателе Джеке Торрансе (Джек Николсон), чье пребывание в должности зимнего смотрителя уединенного отеля чем дальше, тем больше обрастает тревожными и даже катастрофическими последствиями для него самого и его семьи. Вопрос о «самом страшном фильме» остается спорным, но «Сияние» оставило заметный след в истории кино. В книге «„Сияние“ Стэнли Кубрика», выпущенной издательством Taschen, авторы Ли Анкрич и Джонатан Ринцлер задались целью рассказать развернутую историю создания знаменитой киноленты, а издательский «артефакт» под редакцией Крейга Олдхэма с подзаголовком «Визуальное и культурное привидение» позиционируется как «захватывающее, многомерное исследование». Главный раздел в труде Анкрича и Ринцлера — книга в книге под названием «Создание „Сияния“ Стэнли Кубрика» почти на 900 страниц — наполнен информацией и изображениями, в том числе никогда прежде не публиковавшимися. Олдхэм исследует культурное наследие фильма в области музыки, искусства, мифологии, моды и гендера, прибегая к помощи эссе, написанных Кози Фанни Тутти, Маргарет Хауэлл, Джеймсом Лавелем, Джоном Грайндродом.

«The Shining: A Visual and Cultural Haunting»/Craig Oldham, ed. Rough Тrade Books. Коробка с печатн. ма­териалами, 400 цв. и ч/б ил. £50; overlook edition £70. На английском языке
«The Shining: A Visual and Cultural Haunting»/Craig Oldham, ed. Rough Тrade Books. Коробка с печатн. ма­териалами, 400 цв. и ч/б ил. £50; overlook edition £70. На английском языке

Искусство сыграло ключевую роль в визуализации «Сияния», изобилующего отсылками к работам Карла Андре, Агнес Денес, Алекса Колвилла и других художников, в том числе классиков. Олдхэм включил в свой сборник буклет с изображениями, от «Офелии» Джона Эверетта Миллеса до «Сатурна, пожирающего своего сына» Франсиско Гойи, а также фразы из киноленты, демонстрирующие связь между этими работами, кадрами из фильма и его концептами.

В 1972 году ассистент Кубрика Леон Витали показал ему фотографию из каталога ретроспективной выставки Дианы Арбус в нью-йоркском Музее современного искусства. Кубрик знал Арбус, она была его наставницей, когда он начинал карьеру фотографа в журнале Look в конце 1940-х. «Там была фотография этих двух маленьких девочек, — вспоминал Витали. — Я подумал: „Боже, разве можно мечтать о большем?“» Кубрик держал в уме воспоминание о фотографии Арбус «Однояйцевые близнецы» 1966 года, когда проводил кастинг на роли сестер Грейди. В книге Стивена Кинга, по которой снят фильм, сестры не были близнецами. Преобразовав их в близнецов, Кубрик ввел понятие двойника, доппельгангера (это сквозная тема в его творчестве). Но, как утверждается, оказали на режиссера влияние и печально известные эксперименты Йозефа Менгеле над близнецами в Освенциме.

«The Shining: A Visual and Cultural Haunting» под редакцией Крейга Олдхэма. Фото: Rough Trade Books
«The Shining: A Visual and Cultural Haunting» под редакцией Крейга Олдхэма.
Фото: Rough Trade Books

Оба издания богато иллюстрированы и включают в себя фотографии, эскизы, открытки, фрагменты сценария. Книги помещены в коробки, сконструированные так, чтобы напоминать о страницах, которые Джек Торранс печатает в фильме на машинке. «Артефакт» Олдхэма даже не книга в привычном смысле, а набор отдельных страниц и буклетов. Почти весь этот материал известен исследователям и глубоким знатокам, но для тех, кто не посещал архив Кубрика в Лондонском университете искусств, книжные новинки наверняка обеспечат иммерсивное погружение в тему. Как и фильм, который они исследуют, обе книги можно считать самостоятельными произведениями искусства.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+