Вклад Петера Вайбеля, скончавшегося в Карлсруэ на 79-м году жизни 1 марта, в развитие мирового медиаарта сложно переоценить. С ним ушли целая эпоха и вселенная, он был наставником, гуру для многих кураторов, художников и философов по всему миру.
Кажется, он проживал несколько жизней сразу: был венским акционистом, страстным куратором медиаарта, отцом-основателем многих институций (Ars Electronica, Институт новых медиа во Франкфурте), теоретиком, преподавателем, поэтом и даже рок-звездой. Он работал до последнего (Вайбель должен был выйти на пенсию в конце марта) на посту директора ZKM — Центра искусств и медиатехнологий в Карлсруэ (с 1999 года), подготавливая прощальную выставку «Ренессанс 3.0», и дописывал свои последние книги, которых за жизнь он выпустил несметное количество.
Решимость Вайбеля смешивать произведения и научные эксперименты, создавать Gezamtkunstwerk была для меня примером и вдохновением многие годы. Первый раз я встретилась с ним в 2010 году. Он приехал в Москву с подготовкой IV Московской биеннале современного искусства («Переписывая миры»), которую курировал, и посетил мою Laboratoria Art & Science Space (тогда еще в НИФХИ им. Карпова) — выставку Tele-present wind Дэвида Боуэна. Для Вайбеля этот художник оказался открытием, и он сразу позвал его в ZKM, а потом, в 2011 году, высоко оценил «Внедрение» — коллаборацию с отделом нейронаук Курчатовского института, где все произведения были созданы в сотрудничестве ученых и художников. Искреннее восхищение Вайбеля и единомыслие с ним были для меня толчком к дальнейшему развитию.
С тех пор он регулярно звал меня в ZKM принимать участие в конференциях и делиться нашими методами создания научно-художественных платформ и новых произведений.
Он всегда следил и интересовался новыми именами. Из русских художников очень любил работы ::vtol:: и группы «Куда бегут собаки» и говорил мне: «Поддерживай их, чтобы они производили новое».
У нас с ним был тот самый незримый диалог, когда я делала в Laboratoria в Москве то, что, я знала, он бы оценил, и это давало мне силы двигаться вперед.
Мне посчастливилось последние полгода быть рядом с Петером и принять участие в разработке его выставки «Ренессанс 3.0» (“Renaissance 3.0”. A Base Camp for New Alliances of Art and Science in the 21st Century).
Уходя, он завещает нам приход нового Ренессанса. Он мечтал увидеть новый синтез науки, искусства, технологий, который поможет решить глобальные проблемы человечества.
Его прощальный проект посвящен возможностям этого синтеза (выставка откроется 24 марта 2023 года и будет работать до 8 января 2024 года в ZKM).
Для Петера Вайбеля очень важным было показать, что искусство и наука не противопоставлены друг другу, а, наоборот, являются взаимодополняющими элементами в построении картины мира — картины, ставящей все больше новых сложных вопросов.
Вместе с Бруно Латуром и другими коллегами — учеными, философами, кураторами — он доказывал, что наука вовсе не так детерминирована, как кажется на первый взгляд, и имеет гораздо больше общего с искусством в постановке открытых философских вопросов о жизни и существовании.
Петер Вайбель положил всю свою энергию на становление и легитимизацию направления Art & Science, начиная с тех времен, когда в этот симбиоз еще мало кто верил. Он подчеркнул это и в своей последней выставке «Ренессанс 3.0» — что инструменты исследования и постановки вопросов универсальны для ученых и художников. Для Вайбеля искусство было также процессом познания. Сам он и был настоящим человеком Ренессанса, совмещающим в себе куратора, художника, ученого, философа и даже управленца.
Вайбелю всегда было важно глубоко вникать в суть того, чем он занимается, понимать все процессы изнутри. Он экспериментировал с 1960–1970-х годов с трансгрессивным опытом, был одним из основателей венского акционизма (термин, кстати, придумал именно он).
Петер сам создавал перформативные акции. Одна из наиболее известных — Aus der Mappe der Hundigkeit (1969), когда жена Вайбеля, художница Вали Экспорт, вела его на поводке по улице в Вене, что было абсолютно социально неприемлемым поступком в те времена.
Вайбель изучал кинематографию и в 1980-е развивал компьютерное искусство. Он хорошо представлял себя на месте художника и был им. И так же хорошо понимал, что такое быть ученым: он изучал медицину, логику и математику, постоянно тесно общался с исследователями, посещал лаборатории и исследовательские институты, ему было важно понять саму суть научной работы, пропустив ее через себя.
Петер Вайбель ввел и распространил применение партисипативных практик и интерактивности в искусстве — чтобы зритель также ощущал себя частью процесса познания. Его интересовали все технологии, знания, инструменты, материалы, которые могли рассказать о мире что-то невиданное и открыть новые горизонты исследований. Он занимался вопросом миграции медиа — перетекания одного медиаязыка в другой. Его завораживало все максимально неизвестное и неоднозначное, как квантовая физика, AI, математические алгоритмы. Последние полгода его особо занимали космология и астрофизика.
Вайбель был также талантливым, максимально мотивированным управленцем, что позволяло ему институционально закреплять результаты его теоретических интересов. Он основал Институт новых медиа во Франкфурте, где открыл много новых имен и художников (среди них Олафур Элиассон, Криста Зоммерер и Лоран Миньонно и многие другие), и никогда не боялся рисковать. Он был ментором, развивал комьюнити и поддерживал молодые инициативы (среди них была и я). Активно участвовал в развитии институции и фестиваля Ars Electronica (с 1986 года) и вложил всю свою душу в расцвет ZKM. При нем ZKM стал музеем номер один в мире среди музеев технологического искусства, с уникальной базой по изучению и сохранению цифрового и технологического искусства и богатой коллекцией.
CTRL [Space] (2001),
Iconoclash («Битва с иконами: за рамками имиджевых войн в науке, религии и искусстве») (2002),
Net_Сondition (2002),
Making Things Public (2005),
Open Codes (2017–2018),
Critical Zones (2020).
Biomediale (2021).
Вместе с Петером Вайбелем ушла целая эпоха, оставившая нам направление Art & Science с развитыми институциями и теориями. Сейчас мы входим в новое время, где технологии — это уже неотъемлемая часть современного искусства и самых больших музеев, чего не случилось бы без базы, созданной Вайбелем.