18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Русском музее завершается цикл показов Архива Анны Лепорской

Илья Чашник. Чашка (получашка) «Супрематизм». Форма Казимира Малевича. 1923. Государственный фарфоровый завод. Фото: Государственный Русский музей
Илья Чашник. Чашка (получашка) «Супрематизм». Форма Казимира Малевича. 1923. Государственный фарфоровый завод.
Фото: Государственный Русский музей
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Выставка произведений двух самых известных учеников Малевича — Николая Суетина и Ильи Чашника — построена на основе предметов из бывшего собрания Анны Лепорской, взявшей на себя обязанности секретаря и летописца его школы

Более 200 произведений, в основном рисунки, двух самых известных учеников Казимира Малевича. Этим проектом Государственный Русский музей завершает трехсерийный показ Архива Анны Лепорской — именно так, уважительно, с прописной буквы, исследователи творчества Малевича называют собрание рисунков, материалов и документов, сохраненных еще одной его ученицей, точнее сказать, адептом. В 1923 году Анна Лепорская взяла на себя обязанности секретаря и летописца его школы. Она собирала рисунки художников, их записки, планы занятий в Государственном институте художественной культуры, где директором был Малевич, фиксировала выступления на дискуссиях и семинарах.

Этот архив давно известен исследователям и частично публиковался. В 2017 году Русский музей получил подлинники от Раисы Стримайтис, ближайшей подруги Нины Суетиной — дочери Николая Суетина, приемной дочери Лепорской и жены Ильи Чашника-младшего. Таким образом, в ее загородном доме под Петербургом оказались материалы целого клана русских авангардистов трех поколений.

В составе архива — около полутора тысяч материалов. В 2018 году музей показал фонд Малевича, в начале 2022-го — фонд самой Лепорской. Теперь дошла очередь до Суетина и Чашника. Судьбы двух близких друзей еще со времен «витебского ренессанса» 1918–1923 годов сложились по-разному. Илья Чашник, непримиримый беспредметник, прожил всего 26 лет, успел стать первым среди равных учеников Малевича. Николай Суетин, прошедший с учителем весь путь от супрематических композиций до «крестьянских серий», на склоне лет вынужден был заниматься «сталинским фарфором».

В отличие от двух предыдущих серий, показ Суетина и Чашника (куратор выставки — Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка) — это не только более 100 их произведений, пять лет назад пополнивших коллекцию музея, но и поступившие ранее в собрание ГРМ — как от Нины Суетиной, так и из других источников. В проекте также участвуют Ивета и Тамаз Манашеровы, предоставившие произведения из своей коллекции.

Николай Суетин. Эскиз росписи стены. 1920. Витебск. Фото: Государственный Русский музей
Николай Суетин. Эскиз росписи стены. 1920. Витебск.
Фото: Государственный Русский музей

Русский музей выстроил архитектуру выставки по хронологии. В 1920–1921 годах Суетин нарисовал эскизы праздничных трибун, вывесок для магазинов и трамвая в Витебске. Они подписаны «Уновис. Суетин». «Утвердители нового искусства» видели супрематизм основой конструкции нового мира. Хорошо известна фотография «Уновисовцы во главе с Малевичем отправляются в Москву». На выставке показан суетинский эскиз оформления товарного вагона, в котором в 1920 году путешествовали художники.

Зал «ГИНХУК» — место, где встречаются супрематические опыты по росписи фарфора Суетина, главного художника Государственного фарфорового завода, и эскизы «архитектонов» — проекты зданий будущего, выполненные Чашником. На старых фотографиях хорошо видно, что на выставке «Картины петроградских художников всех направлений за пять лет. 1918–1923» в отсеке «Уновиса» центральное место занимают «Супрематические композиции» Чашника. В Архиве Лепорской сохранилась записка Малевича: «Чашник, надо решить чтобы комната была бы сделана как литой снаряд».

Дальше Суетин двигался по жизни и искусству без Чашника. В 1927–1928 годах он пишет свою самую известную постсупрематическую картину «Женщина с пилой». Это единственное живописное произведение на всей выставке. Еще несколько рисунков из «крестьянского цикла» находились в Архиве Лепорской.

Важную часть выставки представляют малоизвестные рисунки Суетина 1930–1940-х годов. Любопытно, как, будучи главным художником советских павильонов на всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), он внедрял в «сталинский ампир» архитектонический дизайн выставочных залов. В конце 1943 года Суетин был назначен главным художником Музея блокады Ленинграда, который просуществовал до 1949 года. Эскизы оформления залов этого музея из Архива Лепорской экспонируются впервые. В финале, как оммаж семейству, большие архитектоны, воссозданные в 1970-е годы Ильей Чашником-младшим.

В архиве сохранились тетради с записями мыслей художников о беспредметном. «Беспредметность не есть отсутствие бытия, но обобщение процесса мысли» (Суетин). «Суть человеческого существования — беспредметное начало» (Чашник).  

Государственный Русский музей
«Николай Суетин и Илья Чашник. Из Архива Анны Лепорской»
До 15 мая

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+