18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Русском музее завершается цикл показов Архива Анны Лепорской

Илья Чашник. Чашка (получашка) «Супрематизм». Форма Казимира Малевича. 1923. Государственный фарфоровый завод. Фото: Государственный Русский музей
Илья Чашник. Чашка (получашка) «Супрематизм». Форма Казимира Малевича. 1923. Государственный фарфоровый завод.
Фото: Государственный Русский музей
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Выставка произведений двух самых известных учеников Малевича — Николая Суетина и Ильи Чашника — построена на основе предметов из бывшего собрания Анны Лепорской, взявшей на себя обязанности секретаря и летописца его школы

Более 200 произведений, в основном рисунки, двух самых известных учеников Казимира Малевича. Этим проектом Государственный Русский музей завершает трехсерийный показ Архива Анны Лепорской — именно так, уважительно, с прописной буквы, исследователи творчества Малевича называют собрание рисунков, материалов и документов, сохраненных еще одной его ученицей, точнее сказать, адептом. В 1923 году Анна Лепорская взяла на себя обязанности секретаря и летописца его школы. Она собирала рисунки художников, их записки, планы занятий в Государственном институте художественной культуры, где директором был Малевич, фиксировала выступления на дискуссиях и семинарах.

Этот архив давно известен исследователям и частично публиковался. В 2017 году Русский музей получил подлинники от Раисы Стримайтис, ближайшей подруги Нины Суетиной — дочери Николая Суетина, приемной дочери Лепорской и жены Ильи Чашника-младшего. Таким образом, в ее загородном доме под Петербургом оказались материалы целого клана русских авангардистов трех поколений.

В составе архива — около полутора тысяч материалов. В 2018 году музей показал фонд Малевича, в начале 2022-го — фонд самой Лепорской. Теперь дошла очередь до Суетина и Чашника. Судьбы двух близких друзей еще со времен «витебского ренессанса» 1918–1923 годов сложились по-разному. Илья Чашник, непримиримый беспредметник, прожил всего 26 лет, успел стать первым среди равных учеников Малевича. Николай Суетин, прошедший с учителем весь путь от супрематических композиций до «крестьянских серий», на склоне лет вынужден был заниматься «сталинским фарфором».

В отличие от двух предыдущих серий, показ Суетина и Чашника (куратор выставки — Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка) — это не только более 100 их произведений, пять лет назад пополнивших коллекцию музея, но и поступившие ранее в собрание ГРМ — как от Нины Суетиной, так и из других источников. В проекте также участвуют Ивета и Тамаз Манашеровы, предоставившие произведения из своей коллекции.

Николай Суетин. Эскиз росписи стены. 1920. Витебск. Фото: Государственный Русский музей
Николай Суетин. Эскиз росписи стены. 1920. Витебск.
Фото: Государственный Русский музей

Русский музей выстроил архитектуру выставки по хронологии. В 1920–1921 годах Суетин нарисовал эскизы праздничных трибун, вывесок для магазинов и трамвая в Витебске. Они подписаны «Уновис. Суетин». «Утвердители нового искусства» видели супрематизм основой конструкции нового мира. Хорошо известна фотография «Уновисовцы во главе с Малевичем отправляются в Москву». На выставке показан суетинский эскиз оформления товарного вагона, в котором в 1920 году путешествовали художники.

Зал «ГИНХУК» — место, где встречаются супрематические опыты по росписи фарфора Суетина, главного художника Государственного фарфорового завода, и эскизы «архитектонов» — проекты зданий будущего, выполненные Чашником. На старых фотографиях хорошо видно, что на выставке «Картины петроградских художников всех направлений за пять лет. 1918–1923» в отсеке «Уновиса» центральное место занимают «Супрематические композиции» Чашника. В Архиве Лепорской сохранилась записка Малевича: «Чашник, надо решить чтобы комната была бы сделана как литой снаряд».

Дальше Суетин двигался по жизни и искусству без Чашника. В 1927–1928 годах он пишет свою самую известную постсупрематическую картину «Женщина с пилой». Это единственное живописное произведение на всей выставке. Еще несколько рисунков из «крестьянского цикла» находились в Архиве Лепорской.

Важную часть выставки представляют малоизвестные рисунки Суетина 1930–1940-х годов. Любопытно, как, будучи главным художником советских павильонов на всемирных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939), он внедрял в «сталинский ампир» архитектонический дизайн выставочных залов. В конце 1943 года Суетин был назначен главным художником Музея блокады Ленинграда, который просуществовал до 1949 года. Эскизы оформления залов этого музея из Архива Лепорской экспонируются впервые. В финале, как оммаж семейству, большие архитектоны, воссозданные в 1970-е годы Ильей Чашником-младшим.

В архиве сохранились тетради с записями мыслей художников о беспредметном. «Беспредметность не есть отсутствие бытия, но обобщение процесса мысли» (Суетин). «Суть человеческого существования — беспредметное начало» (Чашник).  

Государственный Русский музей
«Николай Суетин и Илья Чашник. Из Архива Анны Лепорской»
До 15 мая

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+