Аукционный дом Vladey, который в этом году отмечает десятилетие, в конце февраля открыл для широкой публики пространство в центре Москвы, прежде работавшее лишь для узкого круга клиентов. Теперь выставки будут проходить не только в помещении на «Винзаводе», но и в роскошных залах бывшего доходного дома Веры Фирсановой на Неглинной улице.
Первая экспозиция на новом месте получила задорное название «Шедевры храма, или С легким паром!». Начальная его часть без ложной скромности сообщает зрителю, что он видит сливки отечественного искусства, то, что имеет несомненный инвестиционный потенциал. Тут и герои нонконформизма, и представители «новой волны» 1980–1990-х, и те, кто определил лицо российского искусства 2000-х, и узнаваемые молодые авторы. Вот лишь несколько имен: Борис Орлов, Семен Файбисович, Наталья Турнова, Инал Савченков, Валерий Чтак, Дмитрий Шабалин, Алиса Горшенина.
Не следует искать на выставке проявленной концепции или последовательного кураторского отбора работ: она призвана представить именно красноречивый срез художников, с которыми работает Vladey. В сущности, единственное произведение, прямо соответствующее общему названию, — это «Банныя танцы» (2022) Константина Звездочетова. На полотне разворачивается целая вакханалия с березовыми вениками и прочими банными атрибутами, а у кафельной стены, скромно прикрывшись полотенцем, стоит боттичеллиевская Венера.
К слову, вторая часть названия — «С легким паром!» — отсылает к местоположению нового выставочного пространства. Доходный дом Фирсановой, известный некогда как Сандуновский пассаж, является частью архитектурного ансамбля Сандуновских бань.
Как ни странно, для художественной богемы и бомонда Сандуны — место прямо-таки намоленное. Так, в начале 2000-х в этом здании располагался Московский центр искусств под руководством Марины Лошак, а еще раньше, в 1988-м, в самих банях, а именно в помещении высшего мужского разряда, проходила выставка-акция, организованная художниками московского концептуального круга — группой «Чемпионы мира» и «Клубом авангардистов». Привечала искусство и сама Вера Ивановна Фирсанова — та, на чьи средства в 1894–1896 годах были построены самые помпезные и современные (и питаемые, между прочим, от собственной электростанции) бани, а также примыкающий к ним доходный дом, где теперь и находится новое пространство Vladey. К примеру, в загородном имении предпринимательницы бывали художники Константин Юон и Валентин Серов.
Одним словом, теперь в истории Сандунов начался новый этап, связанный с искусством, причем искусством высококлассным, актуальным, дискуссионным. Чего стоит одна только свежая «анархистская» серия Алексея Каллимы, брутальное прочтение портретов литературных классиков от Нестора Энгельке или объект Владимира Архипова, который иной зритель примет за нечто, что забыли убрать после монтажа выставки!
«Произведения, представленные в новом пространстве, дадут пищу для размышлений о судьбе художника здесь и сейчас, — отметил основатель аукционного дома Владимир Овчаренко. — И конечно, вызовут волну споров. И это прекрасно. Приглашаем к диалогу».
Vladey
«Шедевры храма, или С легким паром!»
До 22 марта