18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Тленная» роскошь: приносит ли рынок винтажа дивиденды?

Сумки 1920–1930-х на выставке «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко» в Москве. Фото: ОАО «ВДНХ»
Сумки 1920–1930-х на выставке «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко» в Москве.
Фото: ОАО «ВДНХ»
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Мировой рынок винтажной одежды и аксессуаров регулярно выдает сенсации, которые поддерживают интерес со стороны коллекционеров, любителей истории и предметного искусства. В России он тоже есть, однако — как и всё у нас — со своими особенностями

Сенсации и неожиданные находки

На совместном аукционе Kerry Taylor и парижского аукционного дома Maurice в 2022 году появился интересный лот — украшенная тамбурной вышивкой туника от дома моды Kitmir, созданного в 20-х годах прошлого века во Франции великой княжной Марией Павловной. Столетие назад Kitmir плотно сотрудничал с Chanel, о выполненных его мастерицами туниках a la Russe писал британский журнал Vogue. Долгое время считалось, что ни одна из туник Kitmir не смогла пережить бурный ХХ век. И вот спустя 100 лет ее нашли во французском шато и вывели в свет, где она вновь произвела фурор: стартовав на аукционе с оценкой в €10–15 тыс., туника ушла с молотка за €130 тыс.

Туника дома моды Kitmir, украшенная тамбурной вышивкой. 1922. Фото: Kerry Taylor/Maurice
Туника дома моды Kitmir, украшенная тамбурной вышивкой. 1922.
Фото: Kerry Taylor/Maurice

Тысячи людей во всем мире охотятся за старинными туфельками, веерами и кринолинами, аукционные дома не перестают анонсировать новые торги. Своей бурной жизнью рынок винтажной одежды и аксессуаров мало чем отличается от более структурированного арт-рынка, но границы его размыты, у него нет предсказуемых инвестиционных механизмов. На чем же зарабатывают коллекционеры, специализирующиеся на винтажной одежде и аксессуарах?

По следам Гэтсби

На мировом уровне тон на рынке винтажной одежды и аксессуаров задают США. В этом он схож с арт-рынком, более 40% глобального объема которого приходится, по данным UBS и Art Basel, на долю Штатов. По словам коллекционера Назима Мустафаева, это объясняется в первую очередь большим количеством вещей, дошедших до наших дней в сохранном виде. «Со второй половины ХIХ века в США не было ни одной серьезной, разрушительной войны, поэтому до сих пор в старинных усадьбах сохранились предметы быта, аксессуары. Оттуда они и попадают на открытый рынок», — объясняет он.

С этим утверждением согласен эксперт по историческому костюму Андрей Скатков: «В США объекты материальной культуры сохранились в таком количестве, что любители винтажа могут себе позволить проживать в них жизнь. Особенно если речь идет о вещах начала ХХ века».

Винтажные туфли. Франция. США. Фото: Коллекция Назима и Елены Мустафаевых, Maurice Auction, Kerry Taylor Auction
Винтажные туфли. Франция. США.
Фото: Коллекция Назима и Елены Мустафаевых, Maurice Auction, Kerry Taylor Auction

Аукционы, музеи, тематические вечеринки — три кита рынка винтажа

Ведущую роль на рынке винтажной одежды и аксессуаров играют аукционные дома. Время от времени тематические аукционы проводят Bonhams, Christie’s, Sotheby’s. Есть сеть аукционов, которые занимаются исключительно предметами повседневной культуры, в частности одеждой и обувью. Это, к примеру, упомянутый выше английский Kerry Taylor и американские Karen Augusta Auctions и Charles Whitaker.

Другими важными участниками рынка винтажной одежды и аксессуаров являются музейные институции, привлекающие на костюмные экспозиции массового зрителя. Пожалуй, самая известная мировая площадка, работающая с темой моды и винтажа, — это Метрополитен-музей и его подразделение Институт моды Анны Винтур, коллекция которого охватывает период в пять веков. Ежегодно на свое развитие Институт моды собирает до $50 млн спонсорcких пожертвований.

Значимыми для рынка винтажной одежды и аксессуаров считаются Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA) и галерея Cora Ginsburg в США, лондонский Музей Виктории и Альберта (V&A) и Музей моды в Бате в Великобритании, Музей Гальера и Музей декоративного искусства (MAD) во Франции. Стоит упомянуть и узкоспециализированные музеи, возникающие в центрах производства. Например, Музей обуви в британском Нортгемптоне и Музей обуви в чешском Злине, на родине знаменитой фирмы Bata.

Летнее кимоно с изображением кареты и сцены у воды. Япония. Период Эдо (1615–1868). Фото: The MET
Летнее кимоно с изображением кареты и сцены у воды. Япония. Период Эдо (1615–1868).
Фото: The MET

«Во многом именно музеи формируют моду на рынке винтажа, актуализируют тот или иной исторический период, привлекают внимание к определенному художнику или модельеру, — комментирует Назим Мустафаев. — Для частных коллекционеров продажа собрания или отдельной вещи музею становится одним из верных способов монетизации своей деятельности».

Тематические вечеринки — еще одна важная составляющая рынка винтажной одежды и аксессуаров. Они стимулируют спрос на старинные вещи и поддерживают таким образом «низовую» культуру антиквариата, представленную винтажными маркетами.

«В США и Европе культура костюмированных мероприятий невероятно развита, — говорит Назим Мустафаев. — Достаточно упомянуть вечеринки в стиле аббатства Даунтон или „Великого Гэтсби“ — от скромных любительских до практически профессиональных исторических реконструкций. Все это вызывает интерес к подлинным предметам быта тех времен. В том числе из таких вечеринок складывается большая культура винтажа и дилерства винтажа».

Винтажные платья. Франция. 1920-е. Фото: Коллекция Назима и Елены Мустафаевых
Винтажные платья. Франция. 1920-е.
Фото: Коллекция Назима и Елены Мустафаевых

А что в России?

На российском рынке задают тон частные коллекционеры. Самый известный из них — Александр Васильев с одной из крупнейших в мире частных коллекций старинных костюмов, в том числе театральных и принадлежавших известным историческим личностям. Знаковые вещи для коллекции, составляющей порядка 10 тыс. экземпляров, попадали к Васильеву непосредственно от их владельцев или наследников. К примеру, Майя Плисецкая передала в его собрание платья Pierre Cardin и Chanel, а уже после смерти примы к Васильеву попала другая часть звездного гардероба — ее передал вдовец балерины Родион Щедрин.

Приобрести качественные вещи ХVIII, XIX и начала XX века в России на открытом рынке почти невозможно. Поэтому и зрелого рынка раритетной одежды и аксессуаров со всеми привычными для него атрибутами у нас нет. «В России практически не сохранилось винтажа, — отмечает Назим Мустафин. — Нашу страну в этом смысле извиняет ее бурная история: революция, Гражданская война, коллективизация, не способствовавшие сохранению вещей».

Рекламная фотография с женщиной, демонстрирующей высоту каблука. Фото: Коллекция Назима и Елены Мустафаевых
Рекламная фотография с женщиной, демонстрирующей высоту каблука.
Фото: Коллекция Назима и Елены Мустафаевых

«В России винтажа кратно меньше, чем на Западе, в силу исторических и геополитических событий, — уверен и Андрей Скатков. — Поэтому местные коллекционеры и любители винтажа, как правило, приобретают исторические вещи для своих собраний за границей».

Это подтверждает и Антон Приймак, коллекционер винтажного женского белья, обладатель крупнейшей в России коллекции корсетов и кринолинов. «Почти все предметы в моей коллекции приобретены онлайн на зарубежных сайтах и аукционах. В России удивительным образом ничего не сохранилось. И не только из-за известных исторических событий, заставляющих донашивать вещи до дыр, перешивать и пускать на тряпки, но и из-за нашего в целом пренебрежительного отношения к миру вещей», — рассказывает он.

ДОСЬЕ

Назим Мустафаев — коллекционер, издатель, куратор, основатель виртуального музея обуви ShoeIcons, обладатель крупнейшей в России коллекции обуви XVIII–XX веков.

Антон Приймак — коллекционер винтажного женского белья, обладатель самой большой в России коллекции корсетов и кринолинов.

Андрей Скатков — эксперт по историческому костюму, сооснователь дизайн-группы SAMO.

Еще…

Вероятно, по той же причине в России нет тематического музея, в котором были бы полноценно представлены винтажная одежда, обувь и аксессуары. Единственный Музей моды, созданный на площадке Гостиного Двора, был закрыт в конце прошлого года, а его коллекция перешла в фонды Музея Москвы. Предметные экспозиции, связанные с одеждой и аксессуарами, имеют, скорее, черты этнографического музея, как, например, Музей обуви в столице обувщиков Кимрах. Традиционно не жалуют винтажные собрания и в крупных государственных музеях: старинные предметы одежды интересны кураторам постоянных экспозиций прежде всего в привязке к их знаменитым хозяевам.

Костюмные выставки и популяризация винтажа

Однако в последние годы музеи почувствовали интерес широкой публики к костюмным экспозициям. К примеру, в 2016–2017 годах Государственный Эрмитаж провел выставку «Волшебник из Венеции», посвященную тканям, платьям и театральным работам Мариано Фортуни. В 2021 году Государственный исторический музей запустил проект «Придворный костюм середины ХIХ — начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа». А в 2022-м он же пригласил посетителей на выставку «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города», главной темой которой стал костюм городских жительниц XIX–XXI веков (про­длится до середины февраля текущего года).

Фрагмент народного костюма с выставки «Сарафан. Шушпан. Одежа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме». Фото: Государственный исторический музей
Фрагмент народного костюма с выставки «Сарафан. Шушпан. Одежа. Образы Нижегородского Поволжья в быту и традиционном праздничном костюме».
Фото: Государственный исторический музей

На ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» с сентября 2022-го до конца марта текущего года открыта выставка «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко». В ее основу легли коллекции платьев, обуви и аксессуаров Назима и Елены Мустафаевых, сумок периода ар-деко Павла Карташова и Вадима Полубоярцева, нижнего белья и корсетов Антона Приймака и журнальной графики Ксении Потаповой. Интересно, что тема винтажа в данном случае привлекла крупную выставочную компанию МВК, которая рассматривает каждую экспозицию как сугубо коммерческий проект. «Костюмные выставки — новый опыт для нашей компании, много лет работающей в нише b2b-мероприятий, — рассказывает Раиса Газарян, организатор выставки, заместитель генерального директора «Международной выставочной компании». — Каждый проект мы оцениваем, исходя в первую очередь из его бизнес-потенциала. Решение выставлять винтажные коллекции периода ар-деко было принято интуитивно и оказалось верным. Проект получился финансово успешным: за три месяца к нам пришло около 16 тыс. человек, что навело нас на мысль о продлении выставки и ее гастролях по другим городам».

«Зачастую именно яркие музейные экспозиции становятся причиной всплеска интереса к винтажным вещам определенной эпохи, — добавляет Андрей Скатков. — Например, по следам винтажных выставок часто проводят тематические вечеринки. Резонанс, созданный экспозицией, обеспечивает организаторам мероприятий хорошую продажу билетов».

Образцы запахов духов I половины XX в. на выставке «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко» в Москве. Фото: ОАО «ВДНХ»
Образцы запахов духов I половины XX в. на выставке «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко» в Москве.
Фото: ОАО «ВДНХ»

Бесценный образ

«Одежду, обувь и аксессуары антиквары относят к категории „тленных“ вещей, — поясняет Назим Мустафаев. — Их не особенно жалуют, поскольку они требуют специальных условий хранения и со временем утрачивают первоначальный вид. Добавьте к этому ситуацию, что рынка винтажа в России, по сути, нет и вы не можете отследить тренд популярности вашей вещи, предсказать ее цену».

Отсутствие ценового консенсуса на российском рынка винтажа — проблема, осложняющая жизнь профессиональным коллекционерам. «Более-менее качественных вещей на отечественном рынке очень мало, — комментирует Антон Приймак. — В частности, поэтому собственники, владельцы местных антикварных магазинов выставляют на вещи цену с потолка, и чаще всего она оказывается в разы выше стоимости аналогичных предметов из Европы и США».

По мнению Мустафаева, формированию отечественного рынка винтажа мешает также отсутствие взаимопонимания между музейщиками и коллекционерами. «На мой взгляд, государство должно более тесно и доброжелательно работать с частными коллекционерами, видеть в нас партнеров, а не чудаков-энтузиастов, которым некуда девать деньги», — считает он.

Женское нижнее белье I трети XX в. на выставке «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко» в Москве. Фото: ОАО «ВДНХ»
Женское нижнее белье I трети XX в. на выставке «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко» в Москве.
Фото: ОАО «ВДНХ»

Однако при всей незрелости отечественного рынка винтажа он оставляет коллекционерам возможность для монетизации своей экспертизы. «Я слукавлю, если скажу, что коллекция не приносит мне никаких дивидендов, — говорит Антон Приймак. — Я начал собирать ее в 1999 году и за годы коллекционирования значительно поднял уровень насмотренности и понимания предмета, глубоко погрузился в материал, стал уникальным специалистом в своей области. Сегодня меня приглашают читать лекции об истории женского белья и корсетов, участвовать в выставках. В следующем году я продолжу заниматься книгой, в основе которой — моя коллекция. Однако, как и раньше, основной доход мне, вероятнее всего, будет приносить пошив одежды — работа, никак не связанная с коллекционированием».

Похожими замыслами поделился и Назим Мустафаев. В его планах — работа над пятью новыми книгами и продолжение совместных с МВК выставочных проектов: проведение нового сезона выставки «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко», запуск новой экспозиции, посвященной костюму и обуви ХIХ века на основе собственного собрания и коллекции Антона Приймака. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+