На совместном аукционе Kerry Taylor и парижского аукционного дома Maurice в 2022 году появился интересный лот — украшенная тамбурной вышивкой туника от дома моды Kitmir, созданного в 20-х годах прошлого века во Франции великой княжной Марией Павловной. Столетие назад Kitmir плотно сотрудничал с Chanel, о выполненных его мастерицами туниках a la Russe писал британский журнал Vogue. Долгое время считалось, что ни одна из туник Kitmir не смогла пережить бурный ХХ век. И вот спустя 100 лет ее нашли во французском шато и вывели в свет, где она вновь произвела фурор: стартовав на аукционе с оценкой в €10–15 тыс., туника ушла с молотка за €130 тыс.
Тысячи людей во всем мире охотятся за старинными туфельками, веерами и кринолинами, аукционные дома не перестают анонсировать новые торги. Своей бурной жизнью рынок винтажной одежды и аксессуаров мало чем отличается от более структурированного арт-рынка, но границы его размыты, у него нет предсказуемых инвестиционных механизмов. На чем же зарабатывают коллекционеры, специализирующиеся на винтажной одежде и аксессуарах?
На мировом уровне тон на рынке винтажной одежды и аксессуаров задают США. В этом он схож с арт-рынком, более 40% глобального объема которого приходится, по данным UBS и Art Basel, на долю Штатов. По словам коллекционера Назима Мустафаева, это объясняется в первую очередь большим количеством вещей, дошедших до наших дней в сохранном виде. «Со второй половины ХIХ века в США не было ни одной серьезной, разрушительной войны, поэтому до сих пор в старинных усадьбах сохранились предметы быта, аксессуары. Оттуда они и попадают на открытый рынок», — объясняет он.
С этим утверждением согласен эксперт по историческому костюму Андрей Скатков: «В США объекты материальной культуры сохранились в таком количестве, что любители винтажа могут себе позволить проживать в них жизнь. Особенно если речь идет о вещах начала ХХ века».
Ведущую роль на рынке винтажной одежды и аксессуаров играют аукционные дома. Время от времени тематические аукционы проводят Bonhams, Christie’s, Sotheby’s. Есть сеть аукционов, которые занимаются исключительно предметами повседневной культуры, в частности одеждой и обувью. Это, к примеру, упомянутый выше английский Kerry Taylor и американские Karen Augusta Auctions и Charles Whitaker.
Другими важными участниками рынка винтажной одежды и аксессуаров являются музейные институции, привлекающие на костюмные экспозиции массового зрителя. Пожалуй, самая известная мировая площадка, работающая с темой моды и винтажа, — это Метрополитен-музей и его подразделение Институт моды Анны Винтур, коллекция которого охватывает период в пять веков. Ежегодно на свое развитие Институт моды собирает до $50 млн спонсорcких пожертвований.
Значимыми для рынка винтажной одежды и аксессуаров считаются Художественный музей округа Лос-Анджелес (LACMA) и галерея Cora Ginsburg в США, лондонский Музей Виктории и Альберта (V&A) и Музей моды в Бате в Великобритании, Музей Гальера и Музей декоративного искусства (MAD) во Франции. Стоит упомянуть и узкоспециализированные музеи, возникающие в центрах производства. Например, Музей обуви в британском Нортгемптоне и Музей обуви в чешском Злине, на родине знаменитой фирмы Bata.
«Во многом именно музеи формируют моду на рынке винтажа, актуализируют тот или иной исторический период, привлекают внимание к определенному художнику или модельеру, — комментирует Назим Мустафаев. — Для частных коллекционеров продажа собрания или отдельной вещи музею становится одним из верных способов монетизации своей деятельности».
Тематические вечеринки — еще одна важная составляющая рынка винтажной одежды и аксессуаров. Они стимулируют спрос на старинные вещи и поддерживают таким образом «низовую» культуру антиквариата, представленную винтажными маркетами.
«В США и Европе культура костюмированных мероприятий невероятно развита, — говорит Назим Мустафаев. — Достаточно упомянуть вечеринки в стиле аббатства Даунтон или „Великого Гэтсби“ — от скромных любительских до практически профессиональных исторических реконструкций. Все это вызывает интерес к подлинным предметам быта тех времен. В том числе из таких вечеринок складывается большая культура винтажа и дилерства винтажа».
На российском рынке задают тон частные коллекционеры. Самый известный из них — Александр Васильев с одной из крупнейших в мире частных коллекций старинных костюмов, в том числе театральных и принадлежавших известным историческим личностям. Знаковые вещи для коллекции, составляющей порядка 10 тыс. экземпляров, попадали к Васильеву непосредственно от их владельцев или наследников. К примеру, Майя Плисецкая передала в его собрание платья Pierre Cardin и Chanel, а уже после смерти примы к Васильеву попала другая часть звездного гардероба — ее передал вдовец балерины Родион Щедрин.
Приобрести качественные вещи ХVIII, XIX и начала XX века в России на открытом рынке почти невозможно. Поэтому и зрелого рынка раритетной одежды и аксессуаров со всеми привычными для него атрибутами у нас нет. «В России практически не сохранилось винтажа, — отмечает Назим Мустафин. — Нашу страну в этом смысле извиняет ее бурная история: революция, Гражданская война, коллективизация, не способствовавшие сохранению вещей».
«В России винтажа кратно меньше, чем на Западе, в силу исторических и геополитических событий, — уверен и Андрей Скатков. — Поэтому местные коллекционеры и любители винтажа, как правило, приобретают исторические вещи для своих собраний за границей».
Это подтверждает и Антон Приймак, коллекционер винтажного женского белья, обладатель крупнейшей в России коллекции корсетов и кринолинов. «Почти все предметы в моей коллекции приобретены онлайн на зарубежных сайтах и аукционах. В России удивительным образом ничего не сохранилось. И не только из-за известных исторических событий, заставляющих донашивать вещи до дыр, перешивать и пускать на тряпки, но и из-за нашего в целом пренебрежительного отношения к миру вещей», — рассказывает он.
Назим Мустафаев — коллекционер, издатель, куратор, основатель виртуального музея обуви ShoeIcons, обладатель крупнейшей в России коллекции обуви XVIII–XX веков.
Антон Приймак — коллекционер винтажного женского белья, обладатель самой большой в России коллекции корсетов и кринолинов.
Андрей Скатков — эксперт по историческому костюму, сооснователь дизайн-группы SAMO.
Вероятно, по той же причине в России нет тематического музея, в котором были бы полноценно представлены винтажная одежда, обувь и аксессуары. Единственный Музей моды, созданный на площадке Гостиного Двора, был закрыт в конце прошлого года, а его коллекция перешла в фонды Музея Москвы. Предметные экспозиции, связанные с одеждой и аксессуарами, имеют, скорее, черты этнографического музея, как, например, Музей обуви в столице обувщиков Кимрах. Традиционно не жалуют винтажные собрания и в крупных государственных музеях: старинные предметы одежды интересны кураторам постоянных экспозиций прежде всего в привязке к их знаменитым хозяевам.
Однако в последние годы музеи почувствовали интерес широкой публики к костюмным экспозициям. К примеру, в 2016–2017 годах Государственный Эрмитаж провел выставку «Волшебник из Венеции», посвященную тканям, платьям и театральным работам Мариано Фортуни. В 2021 году Государственный исторический музей запустил проект «Придворный костюм середины ХIХ — начала ХХ века из собрания Государственного Эрмитажа». А в 2022-м он же пригласил посетителей на выставку «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города», главной темой которой стал костюм городских жительниц XIX–XXI веков (продлится до середины февраля текущего года).
На ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» с сентября 2022-го до конца марта текущего года открыта выставка «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко». В ее основу легли коллекции платьев, обуви и аксессуаров Назима и Елены Мустафаевых, сумок периода ар-деко Павла Карташова и Вадима Полубоярцева, нижнего белья и корсетов Антона Приймака и журнальной графики Ксении Потаповой. Интересно, что тема винтажа в данном случае привлекла крупную выставочную компанию МВК, которая рассматривает каждую экспозицию как сугубо коммерческий проект. «Костюмные выставки — новый опыт для нашей компании, много лет работающей в нише b2b-мероприятий, — рассказывает Раиса Газарян, организатор выставки, заместитель генерального директора «Международной выставочной компании». — Каждый проект мы оцениваем, исходя в первую очередь из его бизнес-потенциала. Решение выставлять винтажные коллекции периода ар-деко было принято интуитивно и оказалось верным. Проект получился финансово успешным: за три месяца к нам пришло около 16 тыс. человек, что навело нас на мысль о продлении выставки и ее гастролях по другим городам».
«Зачастую именно яркие музейные экспозиции становятся причиной всплеска интереса к винтажным вещам определенной эпохи, — добавляет Андрей Скатков. — Например, по следам винтажных выставок часто проводят тематические вечеринки. Резонанс, созданный экспозицией, обеспечивает организаторам мероприятий хорошую продажу билетов».
«Одежду, обувь и аксессуары антиквары относят к категории „тленных“ вещей, — поясняет Назим Мустафаев. — Их не особенно жалуют, поскольку они требуют специальных условий хранения и со временем утрачивают первоначальный вид. Добавьте к этому ситуацию, что рынка винтажа в России, по сути, нет и вы не можете отследить тренд популярности вашей вещи, предсказать ее цену».
Отсутствие ценового консенсуса на российском рынка винтажа — проблема, осложняющая жизнь профессиональным коллекционерам. «Более-менее качественных вещей на отечественном рынке очень мало, — комментирует Антон Приймак. — В частности, поэтому собственники, владельцы местных антикварных магазинов выставляют на вещи цену с потолка, и чаще всего она оказывается в разы выше стоимости аналогичных предметов из Европы и США».
По мнению Мустафаева, формированию отечественного рынка винтажа мешает также отсутствие взаимопонимания между музейщиками и коллекционерами. «На мой взгляд, государство должно более тесно и доброжелательно работать с частными коллекционерами, видеть в нас партнеров, а не чудаков-энтузиастов, которым некуда девать деньги», — считает он.
Однако при всей незрелости отечественного рынка винтажа он оставляет коллекционерам возможность для монетизации своей экспертизы. «Я слукавлю, если скажу, что коллекция не приносит мне никаких дивидендов, — говорит Антон Приймак. — Я начал собирать ее в 1999 году и за годы коллекционирования значительно поднял уровень насмотренности и понимания предмета, глубоко погрузился в материал, стал уникальным специалистом в своей области. Сегодня меня приглашают читать лекции об истории женского белья и корсетов, участвовать в выставках. В следующем году я продолжу заниматься книгой, в основе которой — моя коллекция. Однако, как и раньше, основной доход мне, вероятнее всего, будет приносить пошив одежды — работа, никак не связанная с коллекционированием».
Похожими замыслами поделился и Назим Мустафаев. В его планах — работа над пятью новыми книгами и продолжение совместных с МВК выставочных проектов: проведение нового сезона выставки «Облаченная в роскошь. Женщина ар-деко», запуск новой экспозиции, посвященной костюму и обуви ХIХ века на основе собственного собрания и коллекции Антона Приймака.