18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Люцерна и пупырник — невольные спутники первого российского императора

Отреставрированный кафтан Петра I. Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»
Отреставрированный кафтан Петра I.
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Фрагменты старых растений помогли специалистам Эрмитажа при датировке кафтана Петра I. Содействие им оказали сотрудники Института имени Вавилова: по частицам семян, завалившимся за подкладку, они определили разновидности «антикварной» флоры

Участники совместного проекта Государственного Эрмитажа и Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И.Вавилова по остаткам растений смогли уточнить дату происхождения одного из кафтанов, которые носил Петр I. Это первый опыт подобной совместной работы; ее результаты, по мнению специалистов, расширяют возможности научной реставрации.

Недавно, к 350-летию со дня рождения императора, Эрмитаж подготовил новую экспозицию в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня». Выставка под названием «Гардероб Петра I» представила посетителям около 300 предметов одежды — от детской рубашки царевича Петра до его последнего парадного костюма. При подготовке экспонатов к выставке реставраторы и сделали неожиданное для себя открытие.

Отреставрированный кафтан Петра I. Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»
Отреставрированный кафтан Петра I.
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»

«До сих пор мы ни разу в своей практике не находили остатки растений в костюмах, тем более в одежде XVIII века, — рассказала The Art Newspaper Russia Нина Тарасова, заведующая сектором прикладного искусства отдела истории русской культуры Эрмитажа. — Нам повезло, что этот кафтан император носил исключительно на улице, где на него и могли попасть семена. А выводы ученых-ботаников позволили аргументированно установить, когда он его носил».

Кафтан сшит из коричневого шерстяного сукна, застегивается на пуговицы, оплетенные золотной нитью и канителью. Ткань снаружи сильно потрачена молью. Внутренняя часть — подкладка из длинноворсного шелкового плюша розового цвета — сохранилась лучше. Реставраторы почистили, отмыли одеяние, удалили из ткани продукты жизнедеятельности моли. Затем покрасили сукно и укрепили ткань. «Впервые ткань этого кафтана буквально по миллиметру прощупали руками, — говорит Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей Эрмитажа. — И неожиданно одна из реставраторов уколола палец какими-то колючками непонятного происхождения, застрявшими в подкладке. Это могли быть щепки, опилки. Буквально чудом крошечные колючие предметы не выбросили в мусор. Более опытные реставраторы предложили показать их эрмитажным биологам, а те уже обратились во Всероссийский институт генетических ресурсов растений».

Отреставрированный императорский кафтан и найденные в его шелковой подкладке семена растений. Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»
Отреставрированный императорский кафтан и найденные в его шелковой подкладке семена растений.
Фото: Телеканал «Санкт-Петербург»

Ботаники определили, что колючки — это части семян люцерны малой, или люцерны маленькой (Medicago minima), и цепкоплодника узловатого, или пупырника узловатого (Torilis nodosa). Ареал распространения этих растений довольно широк, но они не встречаются в северной части России и Европы. Скорее всего, колючки уцепились за кафтан императора в одной из его поездок на юг России. Когда исследователи сопоставили маршруты путешествий и дневниковые записи Петра, они предположили, что семена поселились за подкладкой его одежды во время Персидского похода 1722–1723 годов. С высокой долей вероятности кафтан был сшит незадолго до того. «Эта информация важна в первую очередь для историков и искусствоведов, — считает Марина Денисова. — Она позволяет уточнять датировки, происхождение вещей. Из таких находок складывается более полная историческая картина».

Специалисты Института имени Вавилова установили, что найденные фрагменты семян, увы, нежизнеспособны. Но пообещали сотрудникам Эрмитажа вырастить аналогичные люцерну и пупырник из собственных материалов института.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+