18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разговоры с героями прежних лет: о времени, о себе — и вообще о многом

Рабины в Прилуках. Фото: НЛО
Рабины в Прилуках.
Фото: НЛО
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Интервью художников-шестидесятников, вошедшие в книгу Вадима Алексеева, пространны и обстоятельны, и в этом одновременно их плюс и минус. Неструктурированная живая речь способна как завораживать, так и отвлекать от действительно важного

Публикации в жанре устной истории неофициального советского искусства в России не редкость. За последнее десятилетие увидели свет сборники интервью Георгия Кизевальтера, сфокусированные на 1960-х, 1970-х и 1980-х годах; «Разговоры в зеркале», объединившие беседы, которые Ирина Врубель-Голубкина публиковала в альманахе «Зеркало», вдумчиво интервьюируя своих визави с позиции включенного наблюдателя. В 2020-м вышел монументальный сборник Зинаиды Стародубцевой «Русские художники за рубежом. 1970–2010-е годы».

Вадим Алексеев. «Идеально другие. Художники о шестидесятых». М.: Новое литературное обозре­ние, 2022. 552 с.
Вадим Алексеев. «Идеально другие. Художники о шестидесятых». М.: Новое литературное обозре­ние, 2022. 552 с.

Книга журналиста Вадима Алексеева предлагает снова перенестись в 1960-е. В сборник вошли беседы с 15 художниками, музыкантами, коллекционерами, активно заявившими о себе в золотую эру «второго авангарда», расцветшего после приоткрытия железного занавеса на стыке 1950-х и 1960-х. Кто-то из героев, вроде Лидии Мастерковой, ранее не баловал читателей своими интервью, кто-то, как Оскар Рабин и Эрик Булатов, давал их неоднократно. Прямая речь, запечатленная на страницах книги, важна как историческое свидетельство — в случае «Идеально других» ценное своей обстоятельностью. В беседах, собранных под одной обложкой, проступает объемная картина тех лет с подробностями быта, описаниями встреч и подпольных выставок, жизни в эмиграции и тому подобным.

Выставка в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, 1975. Фото: НЛО
Выставка в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, 1975.
Фото: НЛО

Эта панорама становится по-настоящему стереоскопической, когда собеседники рассуждают на схожие темы и описывают одни и те же события, дополняя друг друга. Из интервью Мастерковой, Владимира Немухина и Николая Вечтомова мы узнаем о недолго просуществовавшем Московском городском художественном училище, его атмосфере и преподавателях (Михаил Перуцкий, Моисей Хазанов), повлиявших на будущих нонконформистов. Из рассказов Михаила Кулакова и Валентина Воробьева нам становится известно о трагической судьбе опального искусствоведа Ильи Цирлина, поддерживавшего неофициальных художников и показывавшего их в своей московской квартире. Почти детально на основе свидетельств удается восстановить события вокруг выставки в ДК «Дружба» в Москве (1967), давшей начало домашнему музею собирателя Александра Глезера.

Николай Вечтомов на Малой Грузинской. Фото: НЛО
Николай Вечтомов на Малой Грузинской.
Фото: НЛО

Некоторые персонажи, не будучи протагонистами «Идеально других», удостаиваются в книге полноценного присутствия. Много внимания уделено фигуре Георгия Костаки, собравшего, помимо авангарда, внушительную коллекцию нонконформистов. О художнике из его коллекции Иване Кудряшове (1896–1972), ученике Казимира Малевича, вспоминают Немухин и Мастеркова, знавшие того лично. Отдельными блоками в ряде интервью звучат рассказы об Анатолии Звереве, благодаря чему мастер живописного жеста раскрывается во всей своей персонажности и колорите.

Лидия Мастеркова и Владимир Немухин. Фото: НЛО
Лидия Мастеркова и Владимир Немухин.
Фото: НЛО

Интервью эти подробны и пространны. Иные переваливают за пятьдесят, а то и за сотню страниц, и кажется, что после них не остается вопросов, которые с художниками не удалось обсудить. В этом кроется и негативная сторона книги. Живую речь контролировать невозможно и не всегда нужно, но опубликованному интервью необходим сценарий и точки фокусировки, задающие пусть не строгие, но тематические рамки. Однако герои «Идеально других» рассказывают буквальном обо всем на свете, перемежая исторические зарисовки с таким количеством личных подробностей и субъективных оценок, что читатель невольно становится очевидцем чужих ссор и пьяных непотребств, наблюдать за которыми в высшей степени неловко, а выносить их на поверхность едва ли имеет смысл.

Муза Вечтомова, Лида Мастеркова, Володя Немухин в Туристе. Фото: НЛО
Муза Вечтомова, Лида Мастеркова, Володя Немухин в Туристе.
Фото: НЛО

Половину этих подробностей — с тавтологическими рассуждениями, стилистическими повторами, декламацией художниками классических стихов, зачем-то приводимых полностью, беседами застольного характера, на которые постоянно скатывается сам автор, — можно было бы сократить, сделав интервью легче для восприятия. При чтении некоторых из них, продвинувшись на очередные пять страниц, мучительно вспоминаешь, о чем же были предыдущие пять.

Выставка в Измайлово. 1974. Фото: НЛО
Выставка в Измайлово. 1974.
Фото: НЛО

Бросается в глаза отсутствие комментариев и справочного аппарата, столь внушительному изданию необходимых. Детали личных взаимоотношений между художниками научной проверке не подлежат, а иные факты не задокументированы иначе как в прямой речи, но подробности, касающиеся ключевых дат, важных выставок, значимых перипетий социальной истории, можно было бы минимально прокомментировать, удостоверив тем самым надежность свидетельств или исправив неточности в тех местах, где память может давать сбой. Достоверность истории неофициального искусства в противном случае по-прежнему остается отданной на откуп художникам. И в этом смысле она обречена оставаться «идеально другой».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+