18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Разговоры с героями прежних лет: о времени, о себе — и вообще о многом

Рабины в Прилуках. Фото: НЛО
Рабины в Прилуках.
Фото: НЛО
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

Интервью художников-шестидесятников, вошедшие в книгу Вадима Алексеева, пространны и обстоятельны, и в этом одновременно их плюс и минус. Неструктурированная живая речь способна как завораживать, так и отвлекать от действительно важного

Публикации в жанре устной истории неофициального советского искусства в России не редкость. За последнее десятилетие увидели свет сборники интервью Георгия Кизевальтера, сфокусированные на 1960-х, 1970-х и 1980-х годах; «Разговоры в зеркале», объединившие беседы, которые Ирина Врубель-Голубкина публиковала в альманахе «Зеркало», вдумчиво интервьюируя своих визави с позиции включенного наблюдателя. В 2020-м вышел монументальный сборник Зинаиды Стародубцевой «Русские художники за рубежом. 1970–2010-е годы».

Вадим Алексеев. «Идеально другие. Художники о шестидесятых». М.: Новое литературное обозре­ние, 2022. 552 с.
Вадим Алексеев. «Идеально другие. Художники о шестидесятых». М.: Новое литературное обозре­ние, 2022. 552 с.

Книга журналиста Вадима Алексеева предлагает снова перенестись в 1960-е. В сборник вошли беседы с 15 художниками, музыкантами, коллекционерами, активно заявившими о себе в золотую эру «второго авангарда», расцветшего после приоткрытия железного занавеса на стыке 1950-х и 1960-х. Кто-то из героев, вроде Лидии Мастерковой, ранее не баловал читателей своими интервью, кто-то, как Оскар Рабин и Эрик Булатов, давал их неоднократно. Прямая речь, запечатленная на страницах книги, важна как историческое свидетельство — в случае «Идеально других» ценное своей обстоятельностью. В беседах, собранных под одной обложкой, проступает объемная картина тех лет с подробностями быта, описаниями встреч и подпольных выставок, жизни в эмиграции и тому подобным.

Выставка в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, 1975. Фото: НЛО
Выставка в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, 1975.
Фото: НЛО

Эта панорама становится по-настоящему стереоскопической, когда собеседники рассуждают на схожие темы и описывают одни и те же события, дополняя друг друга. Из интервью Мастерковой, Владимира Немухина и Николая Вечтомова мы узнаем о недолго просуществовавшем Московском городском художественном училище, его атмосфере и преподавателях (Михаил Перуцкий, Моисей Хазанов), повлиявших на будущих нонконформистов. Из рассказов Михаила Кулакова и Валентина Воробьева нам становится известно о трагической судьбе опального искусствоведа Ильи Цирлина, поддерживавшего неофициальных художников и показывавшего их в своей московской квартире. Почти детально на основе свидетельств удается восстановить события вокруг выставки в ДК «Дружба» в Москве (1967), давшей начало домашнему музею собирателя Александра Глезера.

Николай Вечтомов на Малой Грузинской. Фото: НЛО
Николай Вечтомов на Малой Грузинской.
Фото: НЛО

Некоторые персонажи, не будучи протагонистами «Идеально других», удостаиваются в книге полноценного присутствия. Много внимания уделено фигуре Георгия Костаки, собравшего, помимо авангарда, внушительную коллекцию нонконформистов. О художнике из его коллекции Иване Кудряшове (1896–1972), ученике Казимира Малевича, вспоминают Немухин и Мастеркова, знавшие того лично. Отдельными блоками в ряде интервью звучат рассказы об Анатолии Звереве, благодаря чему мастер живописного жеста раскрывается во всей своей персонажности и колорите.

Лидия Мастеркова и Владимир Немухин. Фото: НЛО
Лидия Мастеркова и Владимир Немухин.
Фото: НЛО

Интервью эти подробны и пространны. Иные переваливают за пятьдесят, а то и за сотню страниц, и кажется, что после них не остается вопросов, которые с художниками не удалось обсудить. В этом кроется и негативная сторона книги. Живую речь контролировать невозможно и не всегда нужно, но опубликованному интервью необходим сценарий и точки фокусировки, задающие пусть не строгие, но тематические рамки. Однако герои «Идеально других» рассказывают буквальном обо всем на свете, перемежая исторические зарисовки с таким количеством личных подробностей и субъективных оценок, что читатель невольно становится очевидцем чужих ссор и пьяных непотребств, наблюдать за которыми в высшей степени неловко, а выносить их на поверхность едва ли имеет смысл.

Муза Вечтомова, Лида Мастеркова, Володя Немухин в Туристе. Фото: НЛО
Муза Вечтомова, Лида Мастеркова, Володя Немухин в Туристе.
Фото: НЛО

Половину этих подробностей — с тавтологическими рассуждениями, стилистическими повторами, декламацией художниками классических стихов, зачем-то приводимых полностью, беседами застольного характера, на которые постоянно скатывается сам автор, — можно было бы сократить, сделав интервью легче для восприятия. При чтении некоторых из них, продвинувшись на очередные пять страниц, мучительно вспоминаешь, о чем же были предыдущие пять.

Выставка в Измайлово. 1974. Фото: НЛО
Выставка в Измайлово. 1974.
Фото: НЛО

Бросается в глаза отсутствие комментариев и справочного аппарата, столь внушительному изданию необходимых. Детали личных взаимоотношений между художниками научной проверке не подлежат, а иные факты не задокументированы иначе как в прямой речи, но подробности, касающиеся ключевых дат, важных выставок, значимых перипетий социальной истории, можно было бы минимально прокомментировать, удостоверив тем самым надежность свидетельств или исправив неточности в тех местах, где память может давать сбой. Достоверность истории неофициального искусства в противном случае по-прежнему остается отданной на откуп художникам. И в этом смысле она обречена оставаться «идеально другой».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+