Звенигородский государственный музей-заповедник 8 марта открыл после реставрации новое пространство — Манеж. Здание, возведенное в 1830-е годы, является самой старой сохранившейся светской постройкой города. Оно не богато архитектурной отделкой, однако имеет характерные арочные окна и широкие ворота, а также типичные для ампира пропорции.
Первоначально здание использовалось как соляной склад и винный подвал; в последней четверти XIX века на него претендовало военное министерство, однако конной выездкой в нем никогда так и не занимались. В конце XIX столетия здесь обосновался любительский театр, и на афише его спектакля «На паях» впервые появилось название «Манеж», которое прижилось. Он стал главной общественной площадкой дореволюционного Звенигорода, где проводились городские и уездные театральные и музыкальные мероприятия.
С 1918 года Манеж функционировал как кинотеатр. В 1960-е годы его реконструировали: были наращены стены, появились два зрительных зала и фойе, и в итоге его площадь превысила 2 тыс. кв. м.
В 1990-е годы бывший кинотеатр стал Центром культуры и отдыха, однако состояние его ухудшалось, с 2003 года он пустовал. В 2007-м его передали Звенигородскому музею-заповеднику, однако потом это решение было отозвано и здание было выставлено на публичные торги, что в итоге не принесло ощутимого результата. Преодолев этап, когда Манеж хотели превратить в ресторан или торговый центр, его вернули музею, и в 2019 году началась реконструкция, которая осложнялась тем, что постройка является вновь выявленным памятником истории и культуры регионального значения. На работы из бюджета Московской области в 2019 году было выделено 158 млн руб.
В ходе реставрации был восстановлен архитектурный и художественный облик объекта XIX века и соединен с более поздними пристройками: демонтированы поздние диссонирующие крыльца и эвакуационные выходы, фасады окрашены в светло-охристый цвет, раскрыты арочные проемы, проем ворот и белокаменный цоколь. Фасады советской надстройки окрасили в более светлый по сравнению с историческим объемом оттенок, восстановили разрушенный венчающий карниз. Раскрытые арочные проемы и проем ворот, а также восстановленные утраченные глухие створки ворот на железных петлях стали акцентом интерьера, как сообщает Главное управление культурного наследия Московской области. Одной из ключевых идей реставрации было лишить здание флера советского дома культуры и возвратить ему ампирную стилистику.
Проект реставрации и инженерных сетей выполнило архитектурное бюро «Народный архитектор» (генеральный директор — Дмитрий Селивохин, автор проекта — архитектор Алексей Курков). Реставрация здания проведена ООО «Равелин». Реставрационные работы проходили в рамках программы правительства Московской области «Культура Подмосковья».
«Проект восстановления и преобразования Манежа в музей имеет ключевое значение для Звенигорода, — говорил порталу Archi.ru соруководитель бюро «Народный архитектор» Дмитрий Селивохин. — По своей сути это один из символов города, который в силу различных обстоятельств оказался на грани уничтожения. Уже в современной истории здание Манежа несколько раз находилось под угрозой необратимых изменений, и для нас большая радость, что именно нам посчастливилось вернуть этот памятник культуры в городской ансамбль, тем более с такой чудесной функцией, как музей».
Благодаря восстановлению Манежа музей получил дополнительную выставочную площадь, что поможет разгрузить экспозицию, ныне размещающуюся в Саввино-Сторожевском монастыре.
Специально подготовленная к открытию экспозиция заняла северный выставочный зал Манежа. Она посвящена истории города и ее ключевым фигурам и получила название «Звенигород. От земли до неба». Подлинные музейные экспонаты сопровождают 3D-визуализация археологических находок, анимация архивных документов и произведений искусства, объемные проекции на модели городища.