18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Полдневный свет для старого операционного театра

Операционный театр на чердаке церкви Святого Фомы  в Саутуарке считается старейшим в Европе. Фото: The Old Operating Theatre Museum
Операционный театр на чердаке церкви Святого Фомы в Саутуарке считается старейшим в Европе.
Фото: The Old Operating Theatre Museum
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В викторианском госпитале, располагавшемся когда-то на чердаке лондонской церкви, воссоздают оригинальный световой люк, который служил источником освещения при проведении передовых операций «трудящимся и достойным» женщинам

Полдень пятницы был временем ужаса и надежды на чердаке одной из лондонских церквей — странном и жутковатом помещении, где два столетия назад располагалась операционная палата с амфитеатром для наблюдателей. Исход борьбы между жизнью и смертью зависел лишь от мастерства и быстроты действий хирургов, для которых единственным источником освещения служил световой люк, сквозь который в комнату проникали солнечные лучи.

И операционный театр, и мансарда целебных трав, скрытые под крышей церкви Святого Фомы в Саутуарке, отмечают 60-летие работы в качестве музея и 200-летие своего существования. Это старейший из дошедших до наших дней операционный театр в Европе и второй по старшинству в мире.

Когда в конце XIX века Саутуарк прорезали железнодорожные пути, больница переехала в Ламбет; в церкви Святого Фомы оборудовали хранилище для соседней Больницы Гая, а про чердачное помещение надолго забыли. В 1956 году Реймонду Расселу, независимому музыканту и ученому, интересовавшемуся историей медицины, попала в руки любопытная работа о том, как студенты-медики посещали операции на церковном чердаке. Он догадался, что речь могла идти о церкви Святого Фомы, получил разрешение взобраться по лестницам ее колокольни и проник на чердак через дыру в кирпичной кладке.

Хирургические инструменты в экспозиции музея. Фото: The Old Operating Theatre Museum
Хирургические инструменты в экспозиции музея.
Фото: The Old Operating Theatre Museum

Рассел умер в 1964 году в возрасте всего 42 лет, но музей успели открыть еще при его жизни благодаря фонду под руководством лорда Рассела Брока, выдающегося кардиохирурга, которого тоже заворожила история этого места. Тогда в числе прочего провели реконструкцию примыкающей к операционному театру мансарды, где фармацевты сушили и составляли сборы из целебных трав.

Реставраторы опирались на такие подсказки, как сохранившиеся оригинальные фрагменты, остатки краски, отметины и следы, помогавшие определить, где располагались те или иные конструктивные элементы. Как рассказывает директор музея Сара Корн, световой люк реконструировали наилучшим образом — с учетом имевшихся в те времена ресурсов, однако сейчас он не в лучшем состоянии.

Оригинальный световой люк играл когда-то ключевую роль в работе операционного зала, который обслуживал женское отделение больницы. Первоначально все операции, включая ампутации конечностей, трепанации и мастэктомии, проводились — без какой-либо анестезии вплоть до конца 1840-х годов — в отгороженном занавеской углу отделения, пока медики вдруг не осознали, что прямо за стеной находится чердачное помещение. Так что дверь, за которой сейчас глухая стена, — это результат предыдущей реставрации.

Экспозиция музея под крышей церкви Святого Фомы в Саутуарке. Фото: The Old Operating Theatre Museum
Экспозиция музея под крышей церкви Святого Фомы в Саутуарке.
Фото: The Old Operating Theatre Museum

Пациентки были не богатыми, но и не нищими. Они должны были платить за постель и лекарства, и их тщательно отбирали из числа «трудящихся и достойных». По пятницам хирурги посвящали свое свободное время обучению студентов, которые набивались на пятиуровневой галерее, окружавшей операционное пространство в форме подковы. Операции начинались в полдень, когда света было больше всего (газовое освещение появилось лишь за несколько лет до того, как это помещение перестало использоваться). Жизнь пациентки зависела от того, удастся ли ей избежать фатального кровотечения, болевого шока или инфекции. Выживаемость составляла впечатляющие 70%. Пациентки знали, что их единственной альтернативой была верная смерть.

В конце декабря 2022 года музей закрылся на три месяца для проведения реставрационных работ, которые стали возможны благодаря правительственному гранту в размере £157 тыс. Руководство музея обещает, что новый световой люк из дерева и стекла будет создан строго по георгианским образцам, и Сара Корн надеется, что он будет освещать это необычное пространство по меньшей мере в ближайшее столетие.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+