18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Полдневный свет для старого операционного театра

Операционный театр на чердаке церкви Святого Фомы  в Саутуарке считается старейшим в Европе. Фото: The Old Operating Theatre Museum
Операционный театр на чердаке церкви Святого Фомы в Саутуарке считается старейшим в Европе.
Фото: The Old Operating Theatre Museum
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В викторианском госпитале, располагавшемся когда-то на чердаке лондонской церкви, воссоздают оригинальный световой люк, который служил источником освещения при проведении передовых операций «трудящимся и достойным» женщинам

Полдень пятницы был временем ужаса и надежды на чердаке одной из лондонских церквей — странном и жутковатом помещении, где два столетия назад располагалась операционная палата с амфитеатром для наблюдателей. Исход борьбы между жизнью и смертью зависел лишь от мастерства и быстроты действий хирургов, для которых единственным источником освещения служил световой люк, сквозь который в комнату проникали солнечные лучи.

И операционный театр, и мансарда целебных трав, скрытые под крышей церкви Святого Фомы в Саутуарке, отмечают 60-летие работы в качестве музея и 200-летие своего существования. Это старейший из дошедших до наших дней операционный театр в Европе и второй по старшинству в мире.

Когда в конце XIX века Саутуарк прорезали железнодорожные пути, больница переехала в Ламбет; в церкви Святого Фомы оборудовали хранилище для соседней Больницы Гая, а про чердачное помещение надолго забыли. В 1956 году Реймонду Расселу, независимому музыканту и ученому, интересовавшемуся историей медицины, попала в руки любопытная работа о том, как студенты-медики посещали операции на церковном чердаке. Он догадался, что речь могла идти о церкви Святого Фомы, получил разрешение взобраться по лестницам ее колокольни и проник на чердак через дыру в кирпичной кладке.

Хирургические инструменты в экспозиции музея. Фото: The Old Operating Theatre Museum
Хирургические инструменты в экспозиции музея.
Фото: The Old Operating Theatre Museum

Рассел умер в 1964 году в возрасте всего 42 лет, но музей успели открыть еще при его жизни благодаря фонду под руководством лорда Рассела Брока, выдающегося кардиохирурга, которого тоже заворожила история этого места. Тогда в числе прочего провели реконструкцию примыкающей к операционному театру мансарды, где фармацевты сушили и составляли сборы из целебных трав.

Реставраторы опирались на такие подсказки, как сохранившиеся оригинальные фрагменты, остатки краски, отметины и следы, помогавшие определить, где располагались те или иные конструктивные элементы. Как рассказывает директор музея Сара Корн, световой люк реконструировали наилучшим образом — с учетом имевшихся в те времена ресурсов, однако сейчас он не в лучшем состоянии.

Оригинальный световой люк играл когда-то ключевую роль в работе операционного зала, который обслуживал женское отделение больницы. Первоначально все операции, включая ампутации конечностей, трепанации и мастэктомии, проводились — без какой-либо анестезии вплоть до конца 1840-х годов — в отгороженном занавеской углу отделения, пока медики вдруг не осознали, что прямо за стеной находится чердачное помещение. Так что дверь, за которой сейчас глухая стена, — это результат предыдущей реставрации.

Экспозиция музея под крышей церкви Святого Фомы в Саутуарке. Фото: The Old Operating Theatre Museum
Экспозиция музея под крышей церкви Святого Фомы в Саутуарке.
Фото: The Old Operating Theatre Museum

Пациентки были не богатыми, но и не нищими. Они должны были платить за постель и лекарства, и их тщательно отбирали из числа «трудящихся и достойных». По пятницам хирурги посвящали свое свободное время обучению студентов, которые набивались на пятиуровневой галерее, окружавшей операционное пространство в форме подковы. Операции начинались в полдень, когда света было больше всего (газовое освещение появилось лишь за несколько лет до того, как это помещение перестало использоваться). Жизнь пациентки зависела от того, удастся ли ей избежать фатального кровотечения, болевого шока или инфекции. Выживаемость составляла впечатляющие 70%. Пациентки знали, что их единственной альтернативой была верная смерть.

В конце декабря 2022 года музей закрылся на три месяца для проведения реставрационных работ, которые стали возможны благодаря правительственному гранту в размере £157 тыс. Руководство музея обещает, что новый световой люк из дерева и стекла будет создан строго по георгианским образцам, и Сара Корн надеется, что он будет освещать это необычное пространство по меньшей мере в ближайшее столетие.  

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
6
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
7
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Выставка, организованная совместно с Российской государственной библиотекой, показывает произведения графики, которые стали частью собрания музея в непростой период, совпавший с Первой мировой и Гражданской войнами и революцией
21.04.2025
Пушкинский музей раскрывает двери гравюрного кабинета
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+